ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 835
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время, как уже было отмечено, принят ряд нормативных правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, в которых закреплены меры, направленные на восстановление с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» деятельности добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников полиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности»; и в ряде городов утверждены положения о народных дружинах.
Однако кроме народных дружин существуют и иные организационные формы участия населения в охране общественного порядка. В последнее время было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности по различным критериям Например, функциональному, при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами распределялись на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствуют (дознавательской, следственной и т. д.). Такая классификация охватывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной классификации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в правоохранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник полиции, например, может способствовать исполнению как дознавательской, так и следственной, оперативно-розыскной функциям.
Более перспективной представляется другая классификация другая классификация, сформулированная на основании принципов организации деятельности общественных объединений.
Федеральный закон Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дает следующую формулировку общественного объединение – это «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»237. Исходя из указанного определения, общественные объединения можно разделить на две большие группы:
- общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение
общественного порядка и общественной безопасности;
- общественные объединения, чья деятельность не имеет выраженной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.
При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам – как традиционному и, в свое время, наиболее распространенному виду общественных объединений правоохранительной направленности. В последние годы их деятельность постепенно восстанавливается. Например, в январе 2003 г. было утверждено Положение о Московской городской народной дружине, в ноябре 1995 г. – Устав межрегиональной общественной организации «Народная дружина Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятельность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транспорте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т. д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и различаются только за счет специфики направленности деятельности этих общественных объединений.
Так, ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:
-
вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; -
проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде; -
проводить мероприятия по профилактике аварийности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения238.
Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятников и т.д. Хотя их деятельность нельзя назвать строго правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций оказывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.
К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности – общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть различные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учреждениях – родительские и т. д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние религиозных конфессий на граждан, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаимодействие перечисленных видов общественных объединений с правоохранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.
Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые не всегда целесообразно классифицировать по предложенной схеме.
Во-первых, это разного рода комиссии, которые нельзя отнести к общественным объединениям за счет того, что их членами являются не только граждане (как представители общественных организаций), но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т.д. (ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях»). К ним относятся, например, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии. К задачам этих комиссий относятся рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях, осуществление профилактической и воспитательной работы и т. д.
Во-вторых, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности, а именно – объединения казачества. Это – не общественное, а социально-этническое объединение (образование), члены которого могут привлекаться к следующим видам правоохранительной деятельности:
охрана общественного порядка;
охрана объектов государственной и муниципальной собственности, сопровождение грузов;
участие в мероприятиях, связанных с последствиями стихийных бедствий;
участие в таможенной охране;
участие в егерской, природоохранной и экологической службе, контроль за использованием и охраной земель;
охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
Например, приложение к приказу Федеральной службы лесного хозяйства России от 12 июля 1996 г. № -120 «О привлечении членов казачьих обществ к работам по охране лесов» предусматривает целый ряд направлений, по которым необходимо налаживать взаимодействие с территориальными объединениями казачества. Это участие совместно с органами МВД России и государственной лесной охраной Рослесхоза в охране лесов и выявлении нарушителей лесного законодательства; обнаружение и тушение лесных пожаров; патрулирование наиболее ценных хвойных массивов в периоды высокой пожарной опасности; охрана хвойных насаждений в предновогодний период и др.
В-третьих, это возможное привлечение к охране общественного порядка представителей различных политических партий и движений. В 1994 г. в Москве был прецедент, когда члены партии Русское Национальное Единство пытались организовать совместное с нарядами патрульно-постовой службы милиции патрулирование в общественных местах города. Этот план не был реализован, но нельзя утверждать, что подобные попытки (по инициативе других политических партий) не будут предприняты в дальнейшем. Приобретение общественными объединениями правоохранительной направленности политической окраски не допускается.
Таким образом, в настоящий период существует несколько направлений, по которым ведется работа по организации взаимодействия правоохранительных органов и населения.
Как известно деятельность российской полиции осуществляется строго в соответствии с принципами деятельности полиции, среди которых такие как то: открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество, а так же ряд других принципов.
Вышеуказанные принципы – это те принципы, соблюдение которых самым непосредственным образом отражается в совместной работе полиции и граждан (индивидуально или в составе соответствующих объединений) в деле охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
2. Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Одной из наиболее широко распространенных форм рассматриваемой деятельности граждан являются народные дружины. Они созданы и функционируют во многих субъектах Российской Федерации (городах Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область и т.д.). Является важным обратить особое внимание на понятие «народная дружина» и существующие направление деятельности данного вида объединений граждан.
Народная дружина – это добровольное самоуправляемое некоммерческое общественное объединение, созданное на основе свободного волеизъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.
Народная дружина осуществляет свою деятельность по различным направлениям работы, а именно:
-
участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений; -
проводит профилактическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений; -
участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; -
оказывает помощь пограничным войскам в охране Государственной границы РФ; -
участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водоемах и в местах массового отдыха населения города; -
оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера -
организует общественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса; -
обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок; -
обобщает и анализирует статистические данные и информацию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их на рассмотрение органов власти и управления.