Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 832

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее необходимо обратить внимание на иной вид объединения граждан правоохранительной направленности, который имеет конкретно выраженные отличия в правовом статусе от других видов рассматриваемых объединений, а именно – это казачьи общества.

Является достаточно убедительной точкой зрения, что на любом этапе развития общества, интерес граждан к участию в управлении государством и защите своих прав и собственности имеет место существовать, и существует в настоящее время в определенных организационно-правовых формах. В зависимости от конкретной исторической эпохи формировалась своя система объединений граждан, созданных для участия в охране правопорядка во взаимодействии с существовавшими государственными правоохранительными органами. Данные объединения наделялись от имени государственных и муниципальных органов власти конкретными полномочиями в сфере охраны правопорядка, в соответствии с чем, приобретали административно-правовой статус, позволяющий разграничить их от других субъектов.

Большую роль в охране правопорядка играли и играют казачьи формирования. Еще исторические факты свидетельствуют о том, что основной характеристикой войскового казачества Российской Империи были: статус занимаемой казачьим населением территории – войска; система местного самоуправления; система землеустройства (землепользования); режим выполнения военно-пограничных, территориально-милиционных функций и службы в регулярной армии. Учитывая важность развития казачьего движения в укреплении государственности и правопорядка, главам администраций муниципальных образований рекомендовано на территориях компактного проживания казаков, образовывать при органах территориального общественного самоуправления казачества добровольные невоенизированные структуры для обеспечения правопорядка, охраны имущества собственников, защиты жизни и здоровья граждан и других охранных услуг239.Чертой, отличающей казачьи формирования от других некоторых негосударственных субъектов правоохранительной направленности, является то, что казачьи общества формируются по принципу территориальности.

Вопросы регулирования участия казачьих формирований в обеспечении общественной безопасности не являлись исключительной прерогативой федеральных государственных органов. В начале 90-х гг. прошедшего века, в связи с отсутствием федеральных правовых актов, регламентирующих участие казачества в обеспечении общественной безопасности, их разработкой занимались органы государственной власти на местах. Так например, основой создания первых казачьих формирований правоохранительной направленности стало решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Ростова-на-Дону от 27 августа 1991 г. № 211 «О создании добровольных казачьих дружин по охране общественного порядка», действие которого было продлено Решением администрации Ростовской области от 8 января 1992 г. Уже в 1992 г. в области функционировало 35 казачьих дружин, более двух тысяч казаков-дружинников принимали участие в патрулировании улиц городов и станиц совместно с сотрудниками милиции
240. Кроме того в 1994 году «Временное положение о добровольных казачьих дружинах» было утверждено главой администрации Ставропольского края. Положения о добровольных казачьих дружинах были приняты в Ставропольском крае, Краснодарском крае, Ростовской области и т.д. Дружины формировались на добровольных началах из числа казаков, входящих в казачьи общественные объединения и достигших 18-летнего возраста.

В действующем законодательстве закреплено, что «Российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ»241. Анализ правовых актов и деятельности объединений представителей казачества позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день, существует две формы объединений казачества: Первое объединение казачества, основанное в соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях»242, - это «Союз казаков России», которое является общероссийской общественной организацией. Союз казаков России – это добровольное и независимое общественное объединение казачьих войск, землячеств, отдельных казачьих округов и казачьих отделов, обществ и их объединений и союзов. Данная общественная организация осуществляет свою деятельность на основании Устава принятого Большим казачьим кругом Союза казаков 30 июня 1990 года.243Союз казаков по своей организационно-правовой структуре является юридическим лицом. Целью деятельности Союза являются: возрождение казачества как самобытной исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, на принципах православия, уважения к национальным и религиозным традициям всех народов, духовного, нравственного воспитания молодежи244. Одной из задач закрепленной в указанном выше Уставе является содействие государственным органам в привлечении казачьих обществ к государственной и иной службе245. Для реализации этой задачи создаются добровольные казачьи дружины, которые участвуют в охране правопорядка.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 16 казачьих войск, входящие в общественную организацию – «Союз казаков России», а именно: Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско, Кубанское казачье войско, Амурское казачье войско, Енисейское казачье войско, Уссурийское казачье войско, Иркутское казачье войско, Донское казачье войско, Забайкальское казачье войско, Ставропольское казачье войско, Тверское казачье войско, Черноморское казачье войско, казачье войско Калмыкии, Астраханское казачье войско, Семиреченское казачье войско, Уральское казачье войско.

246

Подчиняются добровольные казачьи дружины атаманам казачьих организаций, внутри которых они созданы и выполняют свои задачи по охране правопорядка совместно с территориальными органами внутренних дел. Правовой основой их деятельности служат федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты «О добровольных казачьих дружинах», которые определяют их статус, обязанности, права в сфере охраны правопорядка.

Вторым видом объединения казачества является «казачьи общества», которые созданы в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: казачье общество – это форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных: образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация)247. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.248

Казачьи общества могут быть хуторскими, станичными, городскими, районными, окружными или войсковыми. Члены казачьих обществ принимают на себя обязательства нести государственную или иную службу249 . Российское казачество проходит государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством. На федеральном уровне систему государственной службы определяет Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»250, которым в свою очередь закреплены основные положения, используемые в Федеральном законе «О государственной службе российского казачества».

Вместе с тем правовым актом, регулирующим деятельность казачества и определяющим его организационное построение является Указ президента РФ от 03 мая 2007 года № 574 «Об утверждении Устава Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»251, который необходим в целях объединения окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территориях в ряде субъектов РФ. Границы территории, на которой осуществляют свою деятельность окружные казачьи общества, устанавливаются по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В пределах этой территории решением Большого войскового круга устанавливаются границы станичных казачьих обществ и их наименования. При этом следует отметить, что созданное «станичное казачье общество», которое является первичным объединением казаков и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, имеет фиксированный персональный состав и оно внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также то, что члены станичного казачьего общества в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.


Далее, в качестве примера инициативы на местах, следует обратить внимание на то обстоятельство, что областной закон «О муниципальных казачьих дружинах», принятый Законодательным Собранием Ростовской области 16 сентября 1999г.252, определил правовые основы создания и деятельности муниципальных казачьих дружин на территории Ростовской области, а также привлечения членов казачьих обществ к несению отдельных видов государственной и иной службы. В соответствии с Законом Ростовской области «О муниципальных казачьих дружинах», таковой является объединение граждан Российской Федерации из числа членов войскового казачьего общества, взявших на себя обязательства по несению службы.

Муниципальные казачьи дружины в Ростовской области создаются на территории муниципального образования местным казачьим обществом решением соответствующего представительного органа местного самоуправления и осуществляют свою деятельность в соответствии с договором о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ, заключаемым между войсковым казачьим обществом, местным казачьим обществом и главой муниципального образования.

Далее следует отметить особо, что в Российской Федерации также функционируют иные некоммерческие объединения граждан правоохранительной направленности, которые имеют свои специфические особенности в их правовом статусе. К ним следует отнести: советы общественных пунктов охраны порядка (создаются по территориальному признаку на территориях муниципальных образований), общественные молодежные дружины охраны порядка (создаются по производственному признаку на предприятиях и в высших образовательных учреждениях) и т.д.


. Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции

Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан является институт внештатных сотрудников полиции. Эта форма широко используется как в службе подразделений полиции по охране общественного порядка, так и в службе криминальной полиции. Службе полиции общественной безопасности большую помощь оказывают внештатные: участковые инспектора, инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), инспектора подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и другие.

Порядок подбора внештатных сотрудников полиции, их оформления и работы с ними определен Инструкцией по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 года № 8. В качестве внештатных сотрудников полиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России, как правило, не моложе 18 лет. Они должны положительно характеризоваться на производстве, по месту учебы и месту жительства, иметь, как правило, среднее или высшее образование и способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи.


Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений полиции. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, подлежит изучению и проверке, в том числе на конкретных поручениях. О результатах изучения докладывается рапортом руководству органа внутренних дел о возможности или невозможности его оформления в качестве внештатного сотрудника полиции.

К рапорту прилагаются: личное заявление кандидата с просьбой о зачислении внештатным сотрудником, автобиография, две фотографии размером 4 × 6 см, анкета, заявление о согласии на обработку персональных данных, справка о результатах проверки по учетам органов внутренних дел, а при необходимости – характеристики-рекомендации с места работы либо учебы.

Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника органа внутренних дел либо подразделения полиции, в нем указывается, и специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным сотрудником данного органа он закрепляется.

После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удос­товерение установленного образца, которое подписывается: в МВД, ГУВД, УВД по Субъекту федерации, УВДТ (ОВДТ) – начальником структурного подразделения; в горрайлинорганах – начальником органа внутренних дел или его заместителем – начальникам оперативного подразделения, либо начальником полиции по охране общественного порядка.

Внештатного сотрудника представляют личному составу подразделения или службы горрайлиноргана внутренних дел.

Руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб в работе с внештатными сотрудниками обязаны:

использовать помощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью привлечения их для выполнения отдельных мероприятий;

давать внештатным сотрудникам только конкретные поручения и инструктировать о способах их выполнения;

контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов;

участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;

обобщать и распространять опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию;