ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 830
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 34. ПРЕСЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН, ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
Вопросы
1. Краткая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности.
2. Деятельность сотрудников полиции, по пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан.
3. Деятельность сотрудника полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность.
4. Деятельность сотрудника полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении.
1. Краткая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
Рассматриваемая тема для сотрудников полиции является весьма актуальной, т.к. для успешной борьбы с административными правонарушениями, посягающими на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности, они должны иметь четкое представление об объекте посягательства, уметь безошибочно квалифицировать деяния и отличать правонарушения от преступлений.
Как заявил Президент России Владимир Путин, после подписания 8 июня 2012 года Федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: «Правоприменительная практика не должна ограничивать права граждан на волеизъявление, в том числе, и при помощи уличных шествий, но не должна наносить ущерб другим гражданам, которые в мероприятии участия не принимают»253.
По существу указанный законодательный акт принят в целях усиления административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также уточнения оснований и квалифицирующих признаков при привлечении к ответственности за нарушения в данной сфере.
В настоящей лекции будут рассмотрена деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан, их здоровье и общественную нравственность, а также в области охраны собственности.
Правонарушения в КоАП РФ систематизированы по объекту посягательства, исходя из чего, законодатель распределил их по главам кодекса. Необходимо уяснить, какие родовые объекты посягательства предусмотрены в главах 5, 6, и 7 КоАП РФ. Анализ составов правонарушений в указанных главах, позволяет сделать вывод о том, что таковыми являются права граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность и охрана собственности.
При квалификации правонарушений приведенных в главах 5,6 и 7 КоАП РФ, следует учитывать такую их особенность, как бланкетный (отсылочный) характер, что в свою очередь, предопределяет необходимость изучения других нормативных актов, определяющих содержание и масштаб должного или возможного поведения, конкретизирующих диспозицию правовой нормы. Хорошим примером в данной ситуации является анализ правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренные ст. ст. 5.1-5.25 КоАП РФ. Для их квалификации необходимо ориентироваться на ст. ст. 44 - 60, Федерального Закона № 62-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При квалификации правонарушений посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, необходимо знать, что объективная сторона правонарушений указана в федеральном законе № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и т.д.
Административные правонарушения, посягающие на права граждан, указаны в главе 5 КоАП РФ и классифицируются по непосредственному объекту посягательства на следующие основные виды:
Изучая данные правонарушения, необходимо уточнить, что органы внутренних дел (полиция) в соответствии с ст.23.3 КоАП РФ рассматривать их не имеют право. При этом, по ряду составов, в соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 5.6, 5.10 - 5.12, 5.14 - 5.16, 5.22, 5.35 - 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49254.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность, указаны в главе 6 КоАП РФ. Рассмотрение данных правонарушений не отнесено к компетенции полиции, однако по ряду составов административных правонарушений полиция имеет право составлять протоколы. Так должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях 6.8 - 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1.255
Говоря об административных правонарушениях области охраны собственности, хотелось бы уточнить, что перечень составов правонарушений указан в главе 7 КоАП РФ. Так же как и с правонарушениями посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность сотрудники полиции не имеют право рассматривать дела данной категории, но при выявлении ряда правонарушений они имеют право составить протокол об административном правонарушении. Так должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 7.1, 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), ст. ст. 7.3 - 7.6, ст. 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), ст. ст. 7.9, 7.11 - 7.15, 7.17, 7.19, ст. 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), ст. ст. 7.27, 7.27.1256.
2. Деятельность сотрудников полиции, по пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан.
В соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Данная доктрина реализуется в процессе всех направлений деятельности полиции: административной, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной.
Административная ответственность занимает важное место в защите конституционных прав и свобод человека.
Ст. 3 Конституции РФ гласит, что: «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Они должны быть демократическими, свободными, регулярно проводимыми. Выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум - являются формами непосредственной демократии, прямого участия граждан в решении основных вопросов общественной и государственной жизни, формировании органов государственной власти.
Принятыми законодательными актами закреплены и расширены права и обязанности полиции по охране избирательных прав, обеспечению общественного порядка и безопасности при подготовке и проведении выборов и референдумов.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 2000 г. № 32 «О со действии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации»257 на органы внутренних дел (полицию) возложены обязанности обеспечивать:
— на безвозмездной основе охрану общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, в том числе охрану помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, их пожарную безопасность, сопровождение и охрану транспортных средств, перевозящих избирательные документы;
— по запросам избирательных комиссий проверять достоверность о размере и источниках доходов, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидатов, их супругов и детей с сообщением о результатах проверок в избирательные комиссии в установленный ими срок;
— по запросам избирательных комиссий направлять специалистов ОВД для работы в контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии РФ на срок до 5 месяцев и в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации на срок до 3 месяцев;
— оказывать содействие избирательным комиссиям в обеспечении избирательных прав граждан РФ при голосовании подозреваемых и обвиняемых граждан, находящихся в местах содержания под стражей.
Все дела об административных правонарушениях в области избирательной системы, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются только судьями и они же, налагают на нарушителей административные наказания. Иные органы рассматривать эти дела не уполномочены.
Вместе с тем в КоАП РФ четко определена компетенция круга должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по возбуждению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных главой 5, в нее входят:
ст.ст. (5.6) Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации;
(5.10) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах; (5.11) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом; (5.12) Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах; (5.14) Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; (5.15) Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума; (5.16) Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах; (5.22) Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; (5.35) Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; (5.36) Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; (5.37) Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью; (5.38) Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; (5.40) Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке; (5.43) Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов; (5.47) Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом; (5.49) Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.
Деятельность сотрудников полиции, при выявлении правонарушений посягающих на права граждан, имеет свою специфику. Так, при выявлении правонарушения предусмотренного ст. 5.12 КоАП РФ (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах) сотруднику полиции необходимо знать не только требования административного законодательства, но также и ограничения налагаемые другими нормативно – правовыми актами, например
Вопросы
1. Краткая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности.
2. Деятельность сотрудников полиции, по пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан.
3. Деятельность сотрудника полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность.
4. Деятельность сотрудника полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении.
1. Краткая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
Рассматриваемая тема для сотрудников полиции является весьма актуальной, т.к. для успешной борьбы с административными правонарушениями, посягающими на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности, они должны иметь четкое представление об объекте посягательства, уметь безошибочно квалифицировать деяния и отличать правонарушения от преступлений.
Как заявил Президент России Владимир Путин, после подписания 8 июня 2012 года Федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: «Правоприменительная практика не должна ограничивать права граждан на волеизъявление, в том числе, и при помощи уличных шествий, но не должна наносить ущерб другим гражданам, которые в мероприятии участия не принимают»253.
По существу указанный законодательный акт принят в целях усиления административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также уточнения оснований и квалифицирующих признаков при привлечении к ответственности за нарушения в данной сфере.
В настоящей лекции будут рассмотрена деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан, их здоровье и общественную нравственность, а также в области охраны собственности.
Правонарушения в КоАП РФ систематизированы по объекту посягательства, исходя из чего, законодатель распределил их по главам кодекса. Необходимо уяснить, какие родовые объекты посягательства предусмотрены в главах 5, 6, и 7 КоАП РФ. Анализ составов правонарушений в указанных главах, позволяет сделать вывод о том, что таковыми являются права граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность и охрана собственности.
При квалификации правонарушений приведенных в главах 5,6 и 7 КоАП РФ, следует учитывать такую их особенность, как бланкетный (отсылочный) характер, что в свою очередь, предопределяет необходимость изучения других нормативных актов, определяющих содержание и масштаб должного или возможного поведения, конкретизирующих диспозицию правовой нормы. Хорошим примером в данной ситуации является анализ правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренные ст. ст. 5.1-5.25 КоАП РФ. Для их квалификации необходимо ориентироваться на ст. ст. 44 - 60, Федерального Закона № 62-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При квалификации правонарушений посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, необходимо знать, что объективная сторона правонарушений указана в федеральном законе № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и т.д.
Административные правонарушения, посягающие на права граждан, указаны в главе 5 КоАП РФ и классифицируются по непосредственному объекту посягательства на следующие основные виды:
-
Посягающие на политические права граждан(ст.ст.5.1 –5.25); -
Посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст.ст.5.27 – 5.34, 5.40, 5.44); -
Посягающие на права несовершеннолетних (ст.ст.5.35-5.37); -
Посягающие на свободу совести свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст.5.26); -
Посягающие на иные социальные права (ст.ст.5.39, 5.41 – 5.63).
Изучая данные правонарушения, необходимо уточнить, что органы внутренних дел (полиция) в соответствии с ст.23.3 КоАП РФ рассматривать их не имеют право. При этом, по ряду составов, в соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 5.6, 5.10 - 5.12, 5.14 - 5.16, 5.22, 5.35 - 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49254.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность, указаны в главе 6 КоАП РФ. Рассмотрение данных правонарушений не отнесено к компетенции полиции, однако по ряду составов административных правонарушений полиция имеет право составлять протоколы. Так должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях 6.8 - 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1.255
Говоря об административных правонарушениях области охраны собственности, хотелось бы уточнить, что перечень составов правонарушений указан в главе 7 КоАП РФ. Так же как и с правонарушениями посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность сотрудники полиции не имеют право рассматривать дела данной категории, но при выявлении ряда правонарушений они имеют право составить протокол об административном правонарушении. Так должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 7.1, 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), ст. ст. 7.3 - 7.6, ст. 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), ст. ст. 7.9, 7.11 - 7.15, 7.17, 7.19, ст. 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), ст. ст. 7.27, 7.27.1256.
2. Деятельность сотрудников полиции, по пресечению административных правонарушений посягающих на права граждан.
В соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Данная доктрина реализуется в процессе всех направлений деятельности полиции: административной, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной.
Административная ответственность занимает важное место в защите конституционных прав и свобод человека.
Ст. 3 Конституции РФ гласит, что: «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Они должны быть демократическими, свободными, регулярно проводимыми. Выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум - являются формами непосредственной демократии, прямого участия граждан в решении основных вопросов общественной и государственной жизни, формировании органов государственной власти.
Принятыми законодательными актами закреплены и расширены права и обязанности полиции по охране избирательных прав, обеспечению общественного порядка и безопасности при подготовке и проведении выборов и референдумов.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 2000 г. № 32 «О со действии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации»257 на органы внутренних дел (полицию) возложены обязанности обеспечивать:
— на безвозмездной основе охрану общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, в том числе охрану помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, их пожарную безопасность, сопровождение и охрану транспортных средств, перевозящих избирательные документы;
— по запросам избирательных комиссий проверять достоверность о размере и источниках доходов, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидатов, их супругов и детей с сообщением о результатах проверок в избирательные комиссии в установленный ими срок;
— по запросам избирательных комиссий направлять специалистов ОВД для работы в контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии РФ на срок до 5 месяцев и в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации на срок до 3 месяцев;
— оказывать содействие избирательным комиссиям в обеспечении избирательных прав граждан РФ при голосовании подозреваемых и обвиняемых граждан, находящихся в местах содержания под стражей.
Все дела об административных правонарушениях в области избирательной системы, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются только судьями и они же, налагают на нарушителей административные наказания. Иные органы рассматривать эти дела не уполномочены.
Вместе с тем в КоАП РФ четко определена компетенция круга должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по возбуждению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных главой 5, в нее входят:
ст.ст. (5.6) Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации;
(5.10) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах; (5.11) Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом; (5.12) Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах; (5.14) Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; (5.15) Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума; (5.16) Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах; (5.22) Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; (5.35) Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; (5.36) Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; (5.37) Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью; (5.38) Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; (5.40) Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке; (5.43) Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов; (5.47) Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом; (5.49) Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.
Деятельность сотрудников полиции, при выявлении правонарушений посягающих на права граждан, имеет свою специфику. Так, при выявлении правонарушения предусмотренного ст. 5.12 КоАП РФ (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах) сотруднику полиции необходимо знать не только требования административного законодательства, но также и ограничения налагаемые другими нормативно – правовыми актами, например