ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 822
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом системного изменения законодательства об административных правонарушениях в сторону повышения размера административных наказаний, а также введения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новых составов административных правонарушений, в том числе путем их переноса из других кодифицированных актов, необходимо констатировать и тот факт, что результаты мониторинга законодательства, свидетельствуют о том, что процесс усиления административной ответственности за нарушения правил дорожного движения по отдельным составам правонарушений в области дорожного движения уже перешел границу, за которой сдерживающий эффект административного наказания начинает снижаться. Данное явление давно известно юридической науке. Например, статистика дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, подтверждает это. Позитивная тенденция, наблюдавшаяся с 2005 г., после последних законодательных новаций, была сломлена негативной, и в течение 2012 г. наблюдается рост количества «пьяных ДТП». В этой связи есть основание полагать, что дальнейшее усиление административной ответственности на фоне сохранения так называемого правила о «нулевом промилле» приведет к еще более негативным последствиям.
Также необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание законодателя на недопустимость превращения административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания.270
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что усиление административной ответственности в области дорожного движения приведет с положительным результатам только в тех случаях, когда будут учитываться конституционные требования соразмерности и индивидуализации юридической ответственности, при установлении соответствующих правил назначения и исполнения административных наказаний, должны приниматься во внимание критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.
Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция). Подразделения Госавтоинспекции систематически наблюдают за соответствием поведения участков дорожного движения на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры требованиям Правил дорожного движения, принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения.
Безопасность дорожного движения в соответствии со ст. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»271 рассматривается как состояние процесса дорожного движения272, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий273 и их последствий. Из приведенного законодательного определения, рассматриваемого в совокупности со смежными понятиями, следует, что безопасность дорожного движения – состояние, которое должно характеризоваться конкретными количественными показателями, иначе было бы невозможно установить степень защищенности участников дорожного движения. Основной угрозой безопасности дорожного движения законодатель справедливо считает дорожно-транспортные происшествия. В то же время, безопасности участников дорожного движения угрожают не только события дорожно-транспортных происшествий, но и бездействие или недостаточно эффективное действие субъектов, призванных уменьшить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (Госавтоинспекции, аварийно-спасательных служб, медицинских работников).
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основными направлениями деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения являются: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по
организации дорожного движения; организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения274.
Из перечисленных направлений обеспечения безопасности дорожного движения выделяются правовые – основные элементы юридического механизма обеспечения безопасности дорожного движения: нормотворческая, разрешительная (сертификация, лицензирование, допуск к участию в дорожном движении в других формах275) и контрольно-надзорная правоприменительная деятельность. Интересно, что Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не называет юрисдикционные средства – административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. В то же время, административная ответственность всегда рассматривалась законодателем и руководством органов внутренних дел (да и значительной частью российского общества) одним из основных средств воздействия на поведение участников дорожного движения. Помимо юридических средств в обеспечении безопасности дорожного движения задействуются и другие – организационные, финансовые и т.д. – средства, но доминирующими на сегодняшний момент являются административно-правовые отношения.
В основе юридического механизма обеспечения безопасности дорожного движения лежат правовые нормы, что свидетельствует о принадлежности данной деятельности к правовому регулированию, механизм которого образуют правовые нормы, правоотношения и акты реализации права. Вся совокупность правовых норм, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, представляет собой довольно объемный правовой массив, в котором выделяются шесть блоков, названных в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения»: 1) установление полномочий субъектов обеспечения безопасности дорожного движения; 2) установление нормативных требований к участникам дорожного движения; 3) установление нормативных требований к транспортным средствам; 4) установление нормативных требований к объектам улично-дорожной сети; 5) установление правил поведения участников дорожного движения; 6) установление юридических гарантий реализации вышеназванных нормативных предписаний – административной ответственности.
Эти блоки – не просто совокупность правовых норм, они образуют систему, которую можно охарактеризовать как институт, что подтверждается наличием системных связей между ними. Одной из наиболее сильных системных связей, по нашему мнению, является административный надзор, осуществляемый сотрудниками Госавтоинспекции с целью обеспечения соблюдения всеми участниками дорожного движения обязательных правил поведения. В процессе осуществления административного надзора за дорожным движением, должностные лица Госавтоинспекции обязаны принимаются меры к: предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования; выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске; пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности; фиксации и передаче в дежурную часть установленных фактов нарушений правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, угрожающих безопасности дорожного движения и т.д.276
Основными нормативными правовыми актами в области безопасности дорожного движения для участников движения являются Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях277, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения278 (Основные положения) и др. Также существует ряд законодательных и подзаконных актов, ссылки на которые содержатся в указанных нормативных актах.
Основным нормативным правовым актом, определяющие права и обязанности участников дорожного движения являются Правила дорожного движения. Например, они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Правила дорожного движения определяют требования по расположению, движению и маневрированию транспортных средств на проезжей части, в том числе регламентируют скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов, условия обгона и встречного разъезда, остановки и стоянки транспортных средств, устанавливают особенности движения по определенным объектам, таким как перекрестки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные пути, автомагистрали, жилые зоны и другие, закрепляют условия пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, требования по перевозке людей и грузов, устанавливают дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных и также регулируют иные вопросы, непосредственно относящиеся к дорожному движению и обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определяют требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Данным актом запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, троллейбусов, трамваев и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают установленным требованиям; транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр; транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность.
Административное правонарушение в области дорожного движения представляет собой сложное правовое явление. Чтобы его охарактеризовать, целесообразно первоначально раскрыть сущность безопасности дорожного движения как объекта административно-правовой охраны. В специальной литературе существует мнение, что правоотношения в области дорожного движения представляют собой конкретные общественные отношения, урегулированные нормой права, с участием триединого сочетания «водитель-транспортное средство-дорога»