Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 823

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
279. Нельзя не согласиться с тем, что дорожное движение должно регулироваться соответствующими административно-правовыми нормами. Без четкой системы разрешений и запретов в сфере, связанной с массовой эксплуатацией источников повышенной опасности, невозможно создать условия для безопасности участников движения.

Положения КоАП РФ в части, касающейся ответственности за нарушения в области дорожного движения, возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрении дела изменены по сравнению с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) 1984 г. Глава 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» была предметом наиболее острых дискуссий в процессе подготовки его проекта и обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. После принятия КоАП РФ данная глава остается в центре внимания специалистов и общественности. Объясняется это тем, что фактически все граждане являются участниками дорожного движения.

КоАП РФ объединил в отдельную главу 12 административные правонарушения в области дорожного движения. Вместе с тем, отдельные составы нарушений находятся в других главах КоАП РФ. Так, например, выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума влечет ответственность по ст. 8.22 КоАП РФ, а нарушение правил государственной регистрации транспортных средств квалифицируется по ст. 19.22 КоАП РФ.

Составом административного правонарушения признается совокупность его объективных и субъективных признаков, характеризующих действия (бездействие), в форме которых выражено нарушение, а также отношение лица к совершенному им деянию.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП РФ, является безопасность дорожного движения. Родовым объектом нарушений ПДД являются общественные отношения в сфере до-рожного движения. Непосредственными объектами указанных нарушений могут служить безопасность дорожного движения, жизнь, здоровье, имущество его участников, государственное, общественное имущество и т.д.

Объективная сторона характеризует нарушение ПДД, как акт поведения соответствующего лица, выразившийся в действии или бездействии, за который установлена мера ответственности. При этом важную роль в определении содержания объективной стороны проступка играют такие признаки, как наступившие негативные последствия,
наличие причинной связи между ними и нарушением, а также место, время и способ его совершения. Некоторые виды административных деликтов в области дорожного движения имеют формальные составы, поэтому считаются оконченными в момент совершения предусмотренного в законе действия (бездействия) безотносительно к наступившим вредным последствиям (ст.ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра», 12.4 «Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб», 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в со-стоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» КоАП РФ). Другие же, в качестве обязательного признака объективной стороны, содержат указание на наступление вредных последствий (ст. 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения, или правил эксплуатации транспортного средства повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» КоАП РФ).

Особенность дел об административных правонарушениях в области дорожного движения такова, что событие административного деликта далеко не всегда является основанием для возбуждения дел об административном правонарушении ввиду того, что часть деликтов остается неохваченной административными санкциями. Так, при нарушении водителем требований п. 10.1 ПДД , связанных с ограничением скоростного режима транспортных средств, дело подлежит прекращению на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения т.к. главой 12 ответственность за данный деликт не предусмотрена.

Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, его совершившее. По общему правилу (ст. 2.3 КоАП РФ), административная ответственность наступает с 16 лет. Правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, в большей части касаются водителей транспортных средств, то есть могут быть совершены лицами, достигшими 18-летнего возраста (возраст, когда могут быть получены водительские удостоверения категорий «В» и «С»), 20-летнего возраста – категории «D», 19-20 летнего возраста – категории «Е», либо достигшими 16 лет (если речь идет об управлении транспортным средством категории «А»). Ответственность пешеходов, иных лиц (например, пассажиров) наступает с 16 лет. КоАП РФ не содержит отдельной статьи об административной ответственности несовершеннолетних. Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Субъектами нарушений ПДД могут быть граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, участвующие в дорожном движении, способные в силу возраста и нахождения в состоянии вменяемости нести ответственность за его совершение, а также должностные и юридические лица.



Субъективная сторона административного правонарушения выражается в отношении нарушителя к содеянному. Субъективная сторона законодателем определяется виной в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). В ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ дается понятие умышленной вины. Ее наличие необходимо во всех случаях, когда возбуждается дело об административном правонарушении, которое может быть совершено только умышленно. К таким правонарушениям относятся почти все статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение ПДД. Субъективная сторона нарушения ПДД включает вину нарушителя, цель и мотивы совершаемых им противоправных действий. Она выражает отношение его совершившего лица к содеянному.

Вина в нарушении ПДД может выражаться в форме умысла (когда лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично) или неосторожности (когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Диспозиции большинства норм, предусматривающих ответственность за нарушения в области дорожного движения, носят бланкетный характер – в них говорится лишь о нарушении определенных правил (ПДД, правил регистрации автомототранспортных средств и др.). То есть, в нормах с бланкетными диспозициями деяние может образовать состав правонарушения только тогда, когда оно было выражено в нарушении закрепленных в соответствующих нормативных актах специальных правил безопасности.

Необходимо отметить, что огромный объем административных правонарушений, соответствующие ему значительные затраты государственных средств, рабочего времени сотрудников органов внутренних дел и судейских работников не приводят к существенному снижению административной деликтности. Как верно отмечает Л.Л. Попов, эффективность административной юрисдикции зависит от качества деятельности по исполнению законодательства об административной ответственности. Полагаем, этот постулат заключается в соблюдении принципа индивидуализации назначения наказания, соразмерности назначенного наказания совершенному проступку, исключении планового подхода при выявлении правонарушений, устранении причин и условий, способствующих их совершению и принципа неотвратимости наказания.


Нельзя не согласится с мнением ведущих ученых-административистов, что само по себе усиление санкций за административные деликты не способствует сокращению их числа. Любое ужесточение административных наказаний не может быть эффективным без одновременного принятия мер по усилению контроля деятельности сотрудников полиции и судейских работников, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в целях искоренения в их рядах коррупции и случаев нарушения законности. В юридической литературе совершенно обоснованно подчеркивается «необходимость точного соблюдения, исполнения и использования правовых норм, адресованных самому правоприменителю» .

2. Полномочия должностных лиц ГИБДД
по применению мер административного принуждения.

Административное принуждение обладает специфическими признаками, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что представляет собой результат проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер280.

Сущность обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить или при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения и другие организации, всех должностных лиц, а также граждан соблюдать требования норм, касающихся безопасности дорожного движения281.

Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.

Большинство ученых в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения подразделяют на:

– меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры);

– меры административного пресечения (административно-пресекательные меры);

– меры административной ответственности;

– меры административно-процессуального обеспечения282;

– административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей283.

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), будучи одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица