ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 819
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
284.
Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять такие административно-предупредительные меры, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных Правилами дорожного движения285, использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, приглашение граждан для оказания содействия сотрудникам ГИБДД в составлении процессуальных документов, выяснение обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и т.п., временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий, проведение реквизиции транспортных средств, т.е. временного их изъятия в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий, и т.п.
Некоторые авторы относят к мерам административного предупреждения и медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния286. Полагаем, что последнее больше относится к мерам административно-процессуального обеспечения, поскольку это положение закреплено в ст. 27.12 КоАП РФ как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Кодекс возлагает обязанность проведения такого освидетельствования на должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ287.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса, при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Соответствующий порядок установлен Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления их результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475.
Характерная черта указанных административно-предупредительных мер заключается в том, что они могут применяться к участникам дорожного движения при отсутствии факта правонарушения. При определенных обстоятельствах, создающих угрозу общественной или личной безопасности граждан (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии, лесные пожары, дорожно-транспортные происшествия, ухудшение дорожных условий), должностные лица ГИБДД вынуждены прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями.
Меры административного пресечения (административно-пресекательные меры) как разновидность административного принуждения обладают всеми его признаками. По мнению профессора А.П. Коренева, под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности288. Одна из основных целей пресечения – прекратить административно наказуемое деяние и не допустить новых. Вместе с тем меры административного пресечения могут быть применены уполномоченными на то должностными лицами для прекращения общественно опасных действий гражданами, не достигшими 16 лет, а также невменяемыми, неделиктоспособными.
Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения должностным лицам ГИБДД Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный Закон «О полиции», КоАП РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации289, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации290 иные нормативные правовые акты предоставляют право:
– требовать прекращения противоправных действий граждан и должностных лиц (например, потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте и т. д.);
– запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения производство ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах, перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством России, а троллейбусов и трамваев – при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
– отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;
– осуществлять в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;
– подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
– задерживать и доставлять правонарушителя в территориальные органы внутренних дел;
– изымать у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые материалы и другие вещества при обнаружении нарушений правил их хранения и использования;
– применять физическую силу, специальные средства, технические средства принудительной остановки транспортных средств, огнестрельное оружие.
Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудник Госавтоинспекции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административно-процессуального обеспечения) и меры административного пресечения обладают общими характерными чертами и имеют единую цель.
В статье 27.1 КоАП РФ говорится, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД.) вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
– доставление; административное задержание;
– личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице;
– осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
– изъятие вещей и документов;
– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
– медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
– арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
– привод.
Указанные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях также сходны по своему назначению с административно-предупредительными мерами.
Можно согласиться с мнением профессора Д.Н. Бахраха в том, что меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения имеют общие, характерные черты: они применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонарушений, но при этом не носят характера административного наказания291. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы292.
Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения могут применяться независимо или одновременно друг с другом, так как проверка должностным лицом ГИБДД документов водителя может повлечь его отстранение от управления в связи с необходимостью задержания или запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечение к административной ответственности.
Согласно действующему законодательству административные правонарушения в области дорожного движения уполномочены рассматривать начальники Госавтоинспекции, их заместители, командиры и их заместители подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, госавтоинспекторы и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковые уполномоченные полиции.
В современных условиях еще невозможно обеспечить правопорядок на автомобильном транспорте одними только мерами убеждения. Статистические данные МВД России показывают, что из года в год в стране совершается значительное количество правонарушений на автомобильном транспорте, предупреждение и искоренение которых вызывает необходимость применения мер административной ответственности.
Административное законодательство устанавливает систему наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения: предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортом, административный арест.
Действующая система административных наказаний направлена на решение одной проблемы – обеспечение безопасности дорожного движения. Однако необходимо подчеркнуть, что каждое наказание весьма индивидуально. Они дифференцированы по степени ограничений, форме и способу воздействия на лицо, виновное в совершении административного проступка в области дорожного движения. Каждое административное наказание имеет конкретное содержание, которое обусловливает его место в данной системе, определяет соотношение отдельного наказания с другими.
Рассмотрим отдельные виды административных наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения.
В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.
Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.
Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять такие административно-предупредительные меры, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных Правилами дорожного движения285, использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, приглашение граждан для оказания содействия сотрудникам ГИБДД в составлении процессуальных документов, выяснение обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и т.п., временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий, проведение реквизиции транспортных средств, т.е. временного их изъятия в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий, и т.п.
Некоторые авторы относят к мерам административного предупреждения и медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния286. Полагаем, что последнее больше относится к мерам административно-процессуального обеспечения, поскольку это положение закреплено в ст. 27.12 КоАП РФ как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Кодекс возлагает обязанность проведения такого освидетельствования на должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ287.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса, при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Соответствующий порядок установлен Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления их результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475.
Характерная черта указанных административно-предупредительных мер заключается в том, что они могут применяться к участникам дорожного движения при отсутствии факта правонарушения. При определенных обстоятельствах, создающих угрозу общественной или личной безопасности граждан (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии, лесные пожары, дорожно-транспортные происшествия, ухудшение дорожных условий), должностные лица ГИБДД вынуждены прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями.
Меры административного пресечения (административно-пресекательные меры) как разновидность административного принуждения обладают всеми его признаками. По мнению профессора А.П. Коренева, под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности288. Одна из основных целей пресечения – прекратить административно наказуемое деяние и не допустить новых. Вместе с тем меры административного пресечения могут быть применены уполномоченными на то должностными лицами для прекращения общественно опасных действий гражданами, не достигшими 16 лет, а также невменяемыми, неделиктоспособными.
Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения должностным лицам ГИБДД Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный Закон «О полиции», КоАП РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации289, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации290 иные нормативные правовые акты предоставляют право:
– требовать прекращения противоправных действий граждан и должностных лиц (например, потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте и т. д.);
– запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения производство ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах, перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством России, а троллейбусов и трамваев – при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
– отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;
– осуществлять в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;
– подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
– задерживать и доставлять правонарушителя в территориальные органы внутренних дел;
– изымать у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые материалы и другие вещества при обнаружении нарушений правил их хранения и использования;
– применять физическую силу, специальные средства, технические средства принудительной остановки транспортных средств, огнестрельное оружие.
Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудник Госавтоинспекции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административно-процессуального обеспечения) и меры административного пресечения обладают общими характерными чертами и имеют единую цель.
В статье 27.1 КоАП РФ говорится, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД.) вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
– доставление; административное задержание;
– личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице;
– осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
– изъятие вещей и документов;
– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
– медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
– арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
– привод.
Указанные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях также сходны по своему назначению с административно-предупредительными мерами.
Можно согласиться с мнением профессора Д.Н. Бахраха в том, что меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения имеют общие, характерные черты: они применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонарушений, но при этом не носят характера административного наказания291. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы292.
Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения могут применяться независимо или одновременно друг с другом, так как проверка должностным лицом ГИБДД документов водителя может повлечь его отстранение от управления в связи с необходимостью задержания или запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечение к административной ответственности.
Согласно действующему законодательству административные правонарушения в области дорожного движения уполномочены рассматривать начальники Госавтоинспекции, их заместители, командиры и их заместители подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, госавтоинспекторы и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковые уполномоченные полиции.
В современных условиях еще невозможно обеспечить правопорядок на автомобильном транспорте одними только мерами убеждения. Статистические данные МВД России показывают, что из года в год в стране совершается значительное количество правонарушений на автомобильном транспорте, предупреждение и искоренение которых вызывает необходимость применения мер административной ответственности.
Административное законодательство устанавливает систему наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения: предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортом, административный арест.
Действующая система административных наказаний направлена на решение одной проблемы – обеспечение безопасности дорожного движения. Однако необходимо подчеркнуть, что каждое наказание весьма индивидуально. Они дифференцированы по степени ограничений, форме и способу воздействия на лицо, виновное в совершении административного проступка в области дорожного движения. Каждое административное наказание имеет конкретное содержание, которое обусловливает его место в данной системе, определяет соотношение отдельного наказания с другими.
Рассмотрим отдельные виды административных наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения.
В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.
Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.