ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 815
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- обобщение и анализ результатов правоприменительной практики подразделения Госавтоинспекции и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию правовых актов соответствующего территориального органа МВД России, нормативных правовых актов МВД России, а также законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения для внесения в соответствующий территориальный орган МВД России;
- осуществление приема граждан, своевременного и полного рассмотрения сообщений об административных правонарушениях в области дорожного движения, о ДТП, иных обращений граждан по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок;
- участие в обеспечении незамедлительного прибытия сотрудников Госавтоинспекции на место совершения административного правонарушения в области дорожного движения, место ДТП, документирования обстоятельств их совершения, сохранности их следов;
- участие в проведении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
На основании вышеизложенного, а также исходя из анализа действующего законодательства об административных правонарушениях и полномочий, возложенных на Госавтоинспекцию, необходимо обозначить следующие функциональные обязанности инспекторов по ИАЗ территориальных органов МВД России на межрегиональном, региональном и районном уровнях для включения в соответствующие должностные регламенты (должностные инструкции):
- рассматривать сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также материалы правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; принимать по ним решение в порядке и сроки, установленные законодательством;
- проводить административное расследование по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
- вводить в автоматизированную базу данных сведения о поступивших в подразделение Госавтоинспекции материалах, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, о возбуждении сотрудниками подразделения Госавтоинспекции дела об административном правонарушении;
- вносить в автоматизированную базу сведения о каждом этапе производства по делу об административном правонарушении, возбужденному сотрудниками Госавтоинспекции (составление очередного процессуального документа, направление (получение) дела для рассмотрения по подведомственности или доработки, обжалование постановления или решения, вступление в силу постановления о назначении административного наказания, в том числе лишения права управления транспортными средствами и др.);
- обрабатывать информацию об административных правонарушениях в области дорожного движения, поступающую от средств фотофиксации;
- возбуждать и рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, применять по ним меры обеспечения производства;
- обеспечивать рассмотрение дел об административных правонарушениях начальником подразделения Госавтоинспекции, его заместителем в пределах их компетенции, а также жалоб на вынесенные сотрудниками подразделения Госавтоинспекции постановления по делам об административных правонарушениях;
- разрабатывать и принимать меры по предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- передавать (направлять) протоколы об административных правонарушениях и другие материалы дел на рассмотрение по подведомственности;
- исполнять поручения и запросы по делам об административных правонарушениях308, запросы о правовой помощи, об осуществлении административного преследования, о возбуждении дела об административном правонарушении309, а также запросы, поступающие в рамках реализации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения;
- исполнять вынесенные им постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, вынесенные судьей постановления о лишении права управления транспортными средствами (за исключением тракторов, самоходных машин, и других видов техники), а также обращать к исполнению вынесенные сотрудниками подразделения Госавтоинспекции постановления о наложении административного штрафа, при отсутствии в установленный срок документа, свидетельствующего о его уплате;
- принимать граждан по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях;
- обобщать и анализировать результаты правоприменительной практики подразделения Госавтоинспекции и готовить на этой основе предложения по повышению эффективности его деятельности, совершенствованию правовых актов территориального органа МВД России, нормативных правовых актов МВД России, а также законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения для внесения в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
- участвовать в осуществлении контроля за расходованием бланков процессуальных документов, имеющих буквенно-цифровой идентификатор;
- участвовать в проведении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
- участвовать в документирования обстоятельств совершения административного правонарушения в области дорожного движения, ДТП, обеспечивать сохранности их следов;
- участвовать в формировании статистической отчетности о количестве нарушителей правил дорожного движения и административных правонарушений в области дорожного движения;
- рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам применения сотрудниками подразделения Госавтоинспекции законодательства об административных правонарушениях.
Следует отметить, что вышеуказанные обязанности носят общий характер и в зависимости от специфики деятельности конкретного подразделения могут сужаться или более конкретизироваться, поскольку очевидно, что не могут быть идентичными должностные регламенты инспекторов по ИАЗ отделения ГИБДД территориального органа МВД России на районном уровне, роты ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения и центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.
4. Организация деятельности подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства в условиях внедрения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средств фото- и киносъемки, видеозаписи
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая для Российского законодательства норма, исключающая презумпцию невиновности собственников (владельцев) транспортных средств и предусматривающая возможность привлечения их к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае выявления таких правонарушений средствами фотофиксации310
.
В настоящее время в структуре подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях предусмотрены центры (группы) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД311.
Условно функции Центра можно сгруппировать по основным направлениям деятельности:
- обеспечение бесперебойного функционирования средств фотофиксации;
- обработка информации, поступающей с указанных средств (вплоть до оформления постановления);
- организация рассылки постановлений собственникам транспортных средств;
- проведение проверок по жалобам собственников транспортных средств;
- контроль за уплатой наложенных административных штрафов.
Очевидно, что такие Центры являются многофункциональными подразделениями, в которых технические функции сочетаются с правоприменительными. Причем указанные функции тесно переплетаются друг с другом и изолированно не смогут дать положительных конечных результатов в связи с чем искусственно разделять данные направления нецелесообразно, да и экономически невыгодно. Значительная часть данных функций находится в компетенции подразделений по ИАЗ.
Сегодня в Российской Федерации организован и функционирует 71 Центр в 61 субъекте. Из них 50 в территориальных органах МВД России на региональном и 21 на районом уровнях. Набольшее количество Центров в Свердловской (6 Центров, 5 их них на районном уровне) и Кемеровской (5 Центров на районном уровне) областях, по два Центра (на региональном и районном уровнях) функционируют в Краснодарском крае, Ростовской и Челябинской областях.
Центры обрабатывают информацию об административных правонарушениях в области дорожного движения, поступающую от стационарных и передвижных средств фотофиксации. В настоящее время в 53 регионах установлены 1460 стационарных средств фотофиксации. В 79 субъектах сотрудниками Госавтоинспекции при надзоре за дорожным движением используется 2367 передвижных средств фотофиксации. Совсем не используются указанные средства только в Еврейской автономной области.
За три с половиной года практика применения средств фотофиксации и ее результативность существенно возросла. Если в 2010 году с их помощью выявлено 6,3 млн. административных правонарушений, от общего количества выявленных правонарушений в области дорожного движения, то в 2012 году данные показатели составили 28 млн.312
В настоящее время программно-технические средства позволяют фиксировать в автоматическом режиме превышение установленной скорости движения транспортного средства (ст. 12.9 Кодекса - 98,1% от общего количества зафиксированных правонарушений и 59,6% от общего количества нарушений скоростного режима), проезд на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 Кодекса - 0,33% от общего количества зафиксированных правонарушений), несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16 Кодекса - 1,3%).313 Незначительна практика автоматической фиксации нарушений правил проезда железнодорожных переездов (ст. 12.10 Кодекса), остановки и стоянки (статья 12.19 Кодекса) а также пользования внешними световыми приборами (ст. 12.20 Кодекса). Несмотря на изменения законодательства, позволившие налагать административный штраф за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 Кодекса)314, такая практика также пока не получила широкого развития. В последнее время в обществе растет понимание необходимости активизировать борьбу с противоправным поведением участников дорожного движения в процессе дорожного движения. Планомерное ужесточение административных наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения, а точнее, приведение видов и размеров санкции в соответствие с современными реалиями, а так же переход от количественных к качественным критериям оценки служебной деятельности, вызывает повышение требований к качеству правоприменительной деятельности Госавтоинспекции как со стороны надзорных органов, так и со стороны участников дорожного движения. Игнорирование столь очевидного факта способно перечеркнуть всю профилактическую роль административно-правовых норм.
Список литературы:
1) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора М.В.Костенникова, доктора юридических наук , профессора А.В. Куракина
«Административная деятельность ОВД»
2) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю.Н.Демидова «Административная деятельность полиции»