ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 820
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.
Анализ административной практики Государственной инспекции позволяет сделать вывод о том, что предупреждение как мера административного взыскания за нарушение правил дорожного движения применяется крайне редко293.
Административный штраф за нарушение правил дорожного движения – мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица), согласно действующему законодательству, возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.
Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
По российскому законодательству административный штраф применяется, как правило, за наиболее общественно вредные нарушения правил дорожного движения и лишь тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия недостаточны. Административный штраф за нарушение правил дорожного движения налагается уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и пределах, прямо предусмотренных законодательством.
Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении указанного вида административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию.
Среди административных наказаний, применяемых к участникам дорожного движения, особое место занимает лишение права управления транспортными средствами. Лишение водительских прав является наиболее строгим административным наказанием и применяется к лицам за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
Согласно законодательству аннулировать или временно приостановить действие водительского удостоверения уполномочены только судьи. Реализация этого административного наказания заключается в том, что правонарушитель временно лишается права управления транспортными средствами с одновременным изъятием документов, удостоверяющих это право. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
При обнаружении у виновного физических, психических или иных медицинских противопоказаний, препятствующих осуществлению функций по управлению транспортными средствами, должностные лица ГИБДД обязаны отстранить такого правонарушителя от управления автомобилем и изъять удостоверение водителя. Однако последнее действие, зачастую, не является наказанием, так как это лицо не может управлять транспортными средствами в силу перечисленных объективных причин.
Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждено удостоверением установленного образца.
Следует подчеркнуть, что лишение права управления транспортными средствами может быть применено уполномоченным на то органом только за те административные проступки, которые названы в действующем законодательстве.
Изучение основных мер административного принуждения должностными лицами ГИБДД позволяет сделать вывод, что для осуществления контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекция пользуется широкими полномочиями по эффективному воздействию на все образующие процесс дорожного движения компоненты – его участников, транспортные средства и дорожные условия.
3. Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.
Должностным регламентом (должностной инструкцией) определяются права и служебные обязанности294 сотрудника по замещаемой должности в органах внутренних дел.
От сотрудника органов внутренних дел запрещается требовать выполнения обязанностей, не установленных контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел и должностным регламентом (должностной инструкцией)295. Наряду с этим сотрудник не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом или должностным регламентом (должностной инструкцией)296.
Вышеизложенное свидетельствует о значении должностного регламента (должностной инструкции), как одного из первостепенных документов, определяющих правовое положение конкретного сотрудника, в том числе подразделения по исполнению административного законодательства ГИБДД297, в конкретном органе внутренних дел.
Несмотря на то, что порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций), их примерная форма должна быть установлена руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел298, соответствующий нормативный правовой акт, несмотря на всю его актуальность, МВД России до настоящего времени не принят.
В настоящее время полномочия подразделений по ИАЗ нормативно не закреплены. В то же время детально регламентированы полномочия (обязанности, функции) полиции в целом299, а также центрального аппарата МВД России300, территориальных органов МВД России на региональном301 и районном302 уровнях.
Исходя из их анализа можно определить следующие полномочия подразделений по ИАЗ.
На федеральном уровне303:
- организация производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
- разработка и принятие мер по предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- обобщение и анализ практики применения законодательства об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, анализ реализации государственной политики в указанной сфере, а также причин и условий, способствующих совершению ДТП, разработка на этой основе мер по совершенствованию деятельности Госавтоинспекции;
- обеспечение контроля за законностью решений и действий должностных лиц Госавтоинспекции, соблюдения ими законности при применении законодательства об административных правонарушениях;
- обеспечение внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в области производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в деятельность Госавтоинспекции;
- осуществление приема граждан, рассмотрение их обращений, иных писем, заявлений, публикаций в средствах массовой информации по вопросам применения сотрудниками Госавтоинспекции законодательства об административных правонарушениях;
- разработка и участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, подготовке проектов отзывов и заключений на такие проекты;
- участие в разъяснении законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность Госавтоинспекции в сфере производства по делам об административных правонарушениях, с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий;
- участие в обеспечении ведения и функционирования информационных банков (баз) данных о лицах, совершивших административное правонарушение, а также предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений;
- участие в осуществлении государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения (количества нарушителей правил дорожного движения и административных правонарушений в области дорожного движения);
- участие в инспектировании и контроле деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, оказание им практической помощи;
- участие в организации кадрового обеспечения Госавтоинспекции, в том числе подготовке
, переподготовке, повышении квалификации и стажировке сотрудников подразделений по ИАЗ.
На региональном уровне304:
- обеспечение производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
- разработка и принятие мер по предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- обобщение правоприменительной практики Госавтоинспекции и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения, а также нормативных правовых актов МВД России, для внесения в МВД России и в органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения законности при применении подчиненными сотрудниками Госавтоинспекции законодательства об административных правонарушениях;
- осуществление приема граждан, рассмотрение их обращений, иных писем, заявлений, публикаций в средствах массовой информации по вопросам применения подчиненными сотрудниками Госавтоинспекции законодательства об административных правонарушениях;
- участие в организации и проведении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
- участие в осуществлении контроля деятельности подчиненных подразделений Госавтоинспекции, а также в их инспектировании;
- участие в обеспечении функционирования и ведения информационных банков (баз) данных о лицах, совершивших административное правонарушение, а также предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений;
- участие в организации кадрового обеспечения подразделения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников по ИАЗ;
- участие в осуществлении материально-технического обеспечения подразделения и подчиненных органов Госавтоинспекции в сфере исполнения административного законодательства.
На межрегиональном305, региональном306 и районном307 уровнях:
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
- обеспечение исполнение административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа, лишения права управления транспортными средствами;
- разработка и принятие мер по предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;