ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 36. ПРЕСЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Вопросы
1. Общая характеристика мер принуждения.
2. Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
3. Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
1. Общая характеристика мер принуждения
Успешное решение социально-экономических реформ в России зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства. Не случайно проблема охраны существующего правопорядка является ключевой в социально-правовой мысли.
Юридическая наука накопила богатейший опыт в познании этого феномена, выработала разнообразные способы и формы противодействия деструктивным явлениям, осложняющим нормальное бытие. Это способствовало повышению нормированности общественной жизни, упорядочению правоприменительной практики и в конечном итоге укреплению социального порядка315.
Прогрессивное развитие России возможно лишь на демократической основе, на признании общецивилизованных ценностей, упрочении правовых начал в общественной жизни. Поэтому, первостепенной задачей отечественной юридической науки являются «постановка и решение таких проблем, решение которых позволило бы преодолеть одно из основных противоречий современного этапа функционирования российской государственности: объективной потребностью общества в стабильном правопорядке и ее реальным воплощением в общественной жизни»316.
С этих позиций важна оценка самого масштабного вида государственного принуждения - мер административного принуждения, его составляющих блоков. Одним из них является административное пресечение317.
Важность мер административного пресечения трудно переоценить. Это наиболее динамичная составляющая административного принуждения, обладающая мощным наступательным потенциалом. Посредством мер административного пресечения решаются многие правоохранительные задачи: задерживаются ежегодно десятки миллионов правонарушителей, изымаются наркотики, запрещается к эксплуатации производство, механизмы, технологии, представляющие общественную опасность, пресекаются административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и т.д. Их применение является, по существу, «скорой правовой помощью» общественным отношениям, которые поставлены правонарушением под реальную угрозу
318.
В качестве одного из основных направлений деятельности полиции Федеральный закон «О полиции»319 выделяет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Меры административного пресечения являются средствами принудительного прекращения противоправных деяний, данные меры создают необходимые правовые и организационные условия для последующего привлечения правонарушителя к соответствующему виду юридической ответственности. Кроме того меры административного пресечения создают необходимые условия для формирования доказательственной базы, а также служат средством обеспечения законности в различных сферах публичного управления.
Предметом нашего рассмотрения в рамках лекции будут являться меры, реализуемые в сфере порядка управления, охраны общественного порядка и общественной безопасности, без обеспечения которых невозможно нормальное функционирование системы публичного управления, а также защита прав и свобод человека и гражданина.
Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения в административном праве особенно актуально в современных условиях, поскольку их оптимальное регулирование в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности и сокращению в Российской Федерации различного рода административных правонарушений.
Исследование проблем применения мер пресечения важно в методологическом плане для административной деятельности органов исполнительной власти, ибо полученные результаты могут способствовать решению общих и частных теоретических вопросов административного принуждения, созданию предпосылки для совершенствования административной политики государства в соответствии с конституционными принципами, которые призваны обеспечить эффективность деятельности органов исполнительной власти, а также надежных условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
В этом плане представляется весьма актуальным определение роли мер административного пресечения в решении вышеперечисленных задач.
Следует отметить, что наука в настоящее время не располагает общепризнанным определением «меры административного пресечения». Меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. Сформулировать определение «меры административного пресечения» возможно лишь на основе обобщения и анализа конструктивных признаков, присущих различным мерам административного принуждения.
Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры: закрепляются в диспозициях норм административного права; представляют собой действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц; имеют принудительный характер; применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно-противоправных деяний. Меры административного пресечения направлены на недопущение отрицательных последствий преступлений и административных правонарушений, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества и государства. Меры административного пресечения выполняют в механизме административно-правового регулирования общественных отношений функции пресечения противоправных деяний и реализуются в рамках охранительных административно-пресекательных правоотношений. Меры административного пресечения применяются при наличии определенных законом оснований и в соответствующей процессуальной последовательности.
Меры административного пресечения, имея много общего с иными мерами административного принуждения, в то же время отличаются от них своим внутренним содержанием, основаниями и порядком применения, а также теми правовыми последствиями, которые наступают для лица, в отношении которого они применяются. Исходя из той роли, которую призваны сыграть административно-пресекательные меры в правоохранительной деятельности, их необходимо рассматривать как самостоятельную, обособленную группу мер административного принуждения, как особый правоохранительный институт.
Специфические особенности мер административного пресечения проявляются наиболее полно при их сопоставлении с иными мерами административного принуждения. Юридическую природу мер административного пресечения объединяет с мерами административного предупреждения и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях то обстоятельство, что некоторые из вышеназванных мер являются весьма схожими как по характеру правоограничений, так и по способу и форме реализации. Главное отличие вышеназванных мер административного принуждения заключается в целях их применения, степени самостоятельности, специфике административно-правовых отношений, в рамках которых они осуществляются. Помимо этого различие вышеперечисленных мер административного принуждения связано с механизмом их воздействия на участников общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правовой действительности.
Продолжая начатый тезис о специфических особенностях мер административного пресечения, необходимо отметить, что меры административного пресечения - это наиболее распространенная разновидность административно-принудительных средств воздействия, применяемых в борьбе с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления. Меры административного пресечения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения обладают органы внутренних дел (полиции). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административного наказания. Административно-пресекательные действия по общему правилу осуществляются соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами в форме обычных служебных актов, в ходе выполнения возложенных на них задач и функций.
Следует отметить, что меры административного пресечения в своей совокупности образуют определенную систему. Системное представление о мерах административного пресечения помогает глубже уяснить их правоохранительную сущность, правильно реализовывать законодательные предписания, содержащие в себе меры административного пресечения. При этом в основу систематизации мер административного пресечения должны быть положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, а также четкая системно-структурная определенность.
Система мер административного пресечения - это совокупность административно-принудительных средств, которые могли бы рассматриваться как интегративно, так и в своей внутренней дифференциации. Стабильная система мер административного пресечения позволит выработать оптимальные приемы их реализации, поможет превратить их в оперативный и динамичный инструмент борьбы с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления.
Процесс реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции представляет собой часть административного процесса по разрешению индивидуально-конкретных дел и ситуаций. Данный процесс состоит из различных процедур, в рамках которых эти меры административного пресечения реализуются
320.
2. Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Учитывая, что единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения, нет, в конечном итоге получается, что существует ровно столько систем и классификаций мер административного пресечения, сколько высказанных разными авторами мнений. А если брать во внимание случайные критерии классификации и систематизации мер административного пресечения, то круг административно-пресекательных мер может быть расширен до бесконечности.
Вместе с тем стабильная система мер административного пресечения позволила бы выработать наиболее оптимальные приемы их применения, а также способствовать превращению их в еще более оперативный и динамичный инструмент пресечения правонарушений. Вот почему стабильная система мер административного пресечения так же необходима, как и стабилизация на длительный период системы административных взысканий. Анализ административного законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система мер административного пресечения, учитывающая такие факторы, как:
а) степень самостоятельности (автономности) мер административного пресечения;
б) методы воздействия, лежащие в их основе;
в) характер объектов воздействия;
г) характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер.
В соответствии с указанными признаками меры административного пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность могут быть классифицированы по четырем самостоятельным группам:
1) по степени соподчиненности они бывают самостоятельными (официальное требование о прекращении правонарушения) и вспомогательными (административное задержание, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
2) по методам воздействия пресекательные меры применяются в виде средств психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
Вопросы
1. Общая характеристика мер принуждения.
2. Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
3. Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
1. Общая характеристика мер принуждения
Успешное решение социально-экономических реформ в России зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства. Не случайно проблема охраны существующего правопорядка является ключевой в социально-правовой мысли.
Юридическая наука накопила богатейший опыт в познании этого феномена, выработала разнообразные способы и формы противодействия деструктивным явлениям, осложняющим нормальное бытие. Это способствовало повышению нормированности общественной жизни, упорядочению правоприменительной практики и в конечном итоге укреплению социального порядка315.
Прогрессивное развитие России возможно лишь на демократической основе, на признании общецивилизованных ценностей, упрочении правовых начал в общественной жизни. Поэтому, первостепенной задачей отечественной юридической науки являются «постановка и решение таких проблем, решение которых позволило бы преодолеть одно из основных противоречий современного этапа функционирования российской государственности: объективной потребностью общества в стабильном правопорядке и ее реальным воплощением в общественной жизни»316.
С этих позиций важна оценка самого масштабного вида государственного принуждения - мер административного принуждения, его составляющих блоков. Одним из них является административное пресечение317.
Важность мер административного пресечения трудно переоценить. Это наиболее динамичная составляющая административного принуждения, обладающая мощным наступательным потенциалом. Посредством мер административного пресечения решаются многие правоохранительные задачи: задерживаются ежегодно десятки миллионов правонарушителей, изымаются наркотики, запрещается к эксплуатации производство, механизмы, технологии, представляющие общественную опасность, пресекаются административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и т.д. Их применение является, по существу, «скорой правовой помощью» общественным отношениям, которые поставлены правонарушением под реальную угрозу
318.
В качестве одного из основных направлений деятельности полиции Федеральный закон «О полиции»319 выделяет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Меры административного пресечения являются средствами принудительного прекращения противоправных деяний, данные меры создают необходимые правовые и организационные условия для последующего привлечения правонарушителя к соответствующему виду юридической ответственности. Кроме того меры административного пресечения создают необходимые условия для формирования доказательственной базы, а также служат средством обеспечения законности в различных сферах публичного управления.
Предметом нашего рассмотрения в рамках лекции будут являться меры, реализуемые в сфере порядка управления, охраны общественного порядка и общественной безопасности, без обеспечения которых невозможно нормальное функционирование системы публичного управления, а также защита прав и свобод человека и гражданина.
Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения в административном праве особенно актуально в современных условиях, поскольку их оптимальное регулирование в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности и сокращению в Российской Федерации различного рода административных правонарушений.
Исследование проблем применения мер пресечения важно в методологическом плане для административной деятельности органов исполнительной власти, ибо полученные результаты могут способствовать решению общих и частных теоретических вопросов административного принуждения, созданию предпосылки для совершенствования административной политики государства в соответствии с конституционными принципами, которые призваны обеспечить эффективность деятельности органов исполнительной власти, а также надежных условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
В этом плане представляется весьма актуальным определение роли мер административного пресечения в решении вышеперечисленных задач.
Следует отметить, что наука в настоящее время не располагает общепризнанным определением «меры административного пресечения». Меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. Сформулировать определение «меры административного пресечения» возможно лишь на основе обобщения и анализа конструктивных признаков, присущих различным мерам административного принуждения.
Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры: закрепляются в диспозициях норм административного права; представляют собой действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц; имеют принудительный характер; применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно-противоправных деяний. Меры административного пресечения направлены на недопущение отрицательных последствий преступлений и административных правонарушений, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества и государства. Меры административного пресечения выполняют в механизме административно-правового регулирования общественных отношений функции пресечения противоправных деяний и реализуются в рамках охранительных административно-пресекательных правоотношений. Меры административного пресечения применяются при наличии определенных законом оснований и в соответствующей процессуальной последовательности.
Меры административного пресечения, имея много общего с иными мерами административного принуждения, в то же время отличаются от них своим внутренним содержанием, основаниями и порядком применения, а также теми правовыми последствиями, которые наступают для лица, в отношении которого они применяются. Исходя из той роли, которую призваны сыграть административно-пресекательные меры в правоохранительной деятельности, их необходимо рассматривать как самостоятельную, обособленную группу мер административного принуждения, как особый правоохранительный институт.
Специфические особенности мер административного пресечения проявляются наиболее полно при их сопоставлении с иными мерами административного принуждения. Юридическую природу мер административного пресечения объединяет с мерами административного предупреждения и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях то обстоятельство, что некоторые из вышеназванных мер являются весьма схожими как по характеру правоограничений, так и по способу и форме реализации. Главное отличие вышеназванных мер административного принуждения заключается в целях их применения, степени самостоятельности, специфике административно-правовых отношений, в рамках которых они осуществляются. Помимо этого различие вышеперечисленных мер административного принуждения связано с механизмом их воздействия на участников общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правовой действительности.
Продолжая начатый тезис о специфических особенностях мер административного пресечения, необходимо отметить, что меры административного пресечения - это наиболее распространенная разновидность административно-принудительных средств воздействия, применяемых в борьбе с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления. Меры административного пресечения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения обладают органы внутренних дел (полиции). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административного наказания. Административно-пресекательные действия по общему правилу осуществляются соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами в форме обычных служебных актов, в ходе выполнения возложенных на них задач и функций.
Следует отметить, что меры административного пресечения в своей совокупности образуют определенную систему. Системное представление о мерах административного пресечения помогает глубже уяснить их правоохранительную сущность, правильно реализовывать законодательные предписания, содержащие в себе меры административного пресечения. При этом в основу систематизации мер административного пресечения должны быть положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, а также четкая системно-структурная определенность.
Система мер административного пресечения - это совокупность административно-принудительных средств, которые могли бы рассматриваться как интегративно, так и в своей внутренней дифференциации. Стабильная система мер административного пресечения позволит выработать оптимальные приемы их реализации, поможет превратить их в оперативный и динамичный инструмент борьбы с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления.
Процесс реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции представляет собой часть административного процесса по разрешению индивидуально-конкретных дел и ситуаций. Данный процесс состоит из различных процедур, в рамках которых эти меры административного пресечения реализуются
320.
2. Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Учитывая, что единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения, нет, в конечном итоге получается, что существует ровно столько систем и классификаций мер административного пресечения, сколько высказанных разными авторами мнений. А если брать во внимание случайные критерии классификации и систематизации мер административного пресечения, то круг административно-пресекательных мер может быть расширен до бесконечности.
Вместе с тем стабильная система мер административного пресечения позволила бы выработать наиболее оптимальные приемы их применения, а также способствовать превращению их в еще более оперативный и динамичный инструмент пресечения правонарушений. Вот почему стабильная система мер административного пресечения так же необходима, как и стабилизация на длительный период системы административных взысканий. Анализ административного законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система мер административного пресечения, учитывающая такие факторы, как:
а) степень самостоятельности (автономности) мер административного пресечения;
б) методы воздействия, лежащие в их основе;
в) характер объектов воздействия;
г) характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер.
В соответствии с указанными признаками меры административного пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность могут быть классифицированы по четырем самостоятельным группам:
1) по степени соподчиненности они бывают самостоятельными (официальное требование о прекращении правонарушения) и вспомогательными (административное задержание, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
2) по методам воздействия пресекательные меры применяются в виде средств психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);