ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ухудшения социального климата в стране, на фоне повсеместного игнорирования существующих правовых норм, надлежащий государственный контроль за проведением подобных массовых акций приобретает особое значение.
Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел. Именно на полицию возложена обязанность по обеспечению, совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасности граждан и охране общественного порядка, а также оказанию в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий326.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно.
Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения публичных и массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами полиции в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых и публичных мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений полиции и внутренних войск МВД России.
К основным задачам, стоящим пред полицией при получении информации о проведении публичных и массовых мероприятий, относятся:
– создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
– обеспечение
безопасности для участников и зрителей;
– предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
– оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции;
– поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.
Организация деятельности органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода (этапа) их функционирования: подготовительный, исполнительный и заключительный.
Подготовительный период начинается с момента получения органами полиции задания на обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период сотрудники полиции:
1. Уточняют программу, место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников;
2. Проводят обследование места проведения массового мероприятия;
При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружениях, кроме того, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, используемых для проведения мероприятия, с целью определения их пригодности к организации надлежащей охраны общественного порядка и принятия мер к устранению недостатков, и дополнительному их оборудованию (с составлением акта, содержащего заключение о пригодности к эксплуатации объектов или сооружений).
3. Создают оперативный штаб, определяют его состав и обязанности членов, место дислокации;
Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При проведении таких крупных комплексных мероприятий, как олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты. Численность и состав оперативного штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.
В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД,
пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы «Скорой помощи» и местной администрации.
4. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.
Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото- и видеоаппаратурой.
5. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:
1) содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
2) границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;
3) расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);
4) схема управления и связи, определение потребности средств радио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматриваются дублирующие виды связи;
5) привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;
6) организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;
7) организация движения транспорта и пешеходов в местах проведения мероприятия;
8) порядок взаимодействия с соседними подразделениями полиции в том числе и на объектах транспорта, органами безопасности, войсками (согласование совместной деятельности по времени, месту и цели);
9) порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
10) меры по обеспечению пожарной безопасности;
11) организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;
12) варианты типовых тактических действий при осложнении оперативной обстановки в местах проведения публичных акций.
6. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).
7. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава, командно-штабные учения.
Инструктажи и тренировки личного состава в подготовительный период проводятся с целью изучения нормативных актов, регламентирующих права и обязанности полиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также с целью отработки тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
Репетиции и тренировки личного состава организуются накануне массового мероприятия непосредственно на местности. При их проведении уточняются задачи, места сосредоточения и несения службы личным составом, проверяется наличие сил, средств, готовность и надежность системы связи и управления силами и средствами, порядок их взаимодействия. С личным составом резерва отрабатываются тактические приемы действий в различных условиях осложнения оперативной обстановки.
В целях обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования железнодорожного транспорта, защиты его от противоправных массовых акций полицией разрабатываются алгоритмы действий при возникновении угрозы блокирования транспортных коммуникаций, проводятся тренировки всех сил, участвующих в оперативно-профилактических мероприятиях, отрабатываются методики документирования действий организаторов и активных участников акций и привлечения их к ответственности.
8. Осуществляют проверку транспорта, средств связи и других средств.
9. Принимают меры к дополнительному укреплению территории, где будет проходить массовое мероприятие.
10. Устанавливают взаимодействие со всеми привлекаемыми силами (другими правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, участвующими в охране правопорядка).
Совместно с органами исполнительной власти, другими заинтересованными ведомствами и организациями осуществляется комплекс дополнительных мер (выступления в средствах массовой информации и перед митингующими, переговоры с лидерами профсоюзов, партий, объединений, забастовочных комитетов, организаторами акций протеста и предупреждение их об ответственности, заблаговременное блокирование нарядами полиции подходов к железной дороге, другим объектам и т.д.).
Практикой выработан четкий порядок подготовки личного состава к несению службы во время проведения массового мероприятия. Получив задание и приняв решение на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности, начальник ОМВД проводит инструктаж - совещание руководящего состава. На совещание приглашаются руководители нижестоящих подразделений, командиры частей внутренних войск, ответственные от руководства образовательных учреждений МВД России и другие ответственные лица. На совещании решаются все вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечения безопасности. После этого проводятся аналогичные совещания в структурных подразделениях.
Исполнительный период охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. Для него характерно проведение следующих мероприятий:
1. Вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов.
2. Производится из зоны оцепления удаление неорганизованного населения.
3. Организуется служба нарядов в районе проведения мероприятия и на прилегающей к нему территории.
4. Осуществляется контроль за выполнением личным составом нарядов полиции своих функциональных обязанностей.
При несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения
Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел. Именно на полицию возложена обязанность по обеспечению, совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасности граждан и охране общественного порядка, а также оказанию в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий326.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно.
Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения публичных и массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами полиции в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых и публичных мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений полиции и внутренних войск МВД России.
К основным задачам, стоящим пред полицией при получении информации о проведении публичных и массовых мероприятий, относятся:
– создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
– обеспечение
безопасности для участников и зрителей;
– предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
– оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции;
– поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.
Организация деятельности органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода (этапа) их функционирования: подготовительный, исполнительный и заключительный.
Подготовительный период начинается с момента получения органами полиции задания на обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период сотрудники полиции:
1. Уточняют программу, место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников;
2. Проводят обследование места проведения массового мероприятия;
При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружениях, кроме того, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, используемых для проведения мероприятия, с целью определения их пригодности к организации надлежащей охраны общественного порядка и принятия мер к устранению недостатков, и дополнительному их оборудованию (с составлением акта, содержащего заключение о пригодности к эксплуатации объектов или сооружений).
3. Создают оперативный штаб, определяют его состав и обязанности членов, место дислокации;
Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При проведении таких крупных комплексных мероприятий, как олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты. Численность и состав оперативного штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.
В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД,
пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы «Скорой помощи» и местной администрации.
4. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.
Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото- и видеоаппаратурой.
5. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:
1) содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
2) границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;
3) расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);
4) схема управления и связи, определение потребности средств радио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматриваются дублирующие виды связи;
5) привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;
6) организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;
7) организация движения транспорта и пешеходов в местах проведения мероприятия;
8) порядок взаимодействия с соседними подразделениями полиции в том числе и на объектах транспорта, органами безопасности, войсками (согласование совместной деятельности по времени, месту и цели);
9) порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
10) меры по обеспечению пожарной безопасности;
11) организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;
12) варианты типовых тактических действий при осложнении оперативной обстановки в местах проведения публичных акций.
6. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).
7. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава, командно-штабные учения.
Инструктажи и тренировки личного состава в подготовительный период проводятся с целью изучения нормативных актов, регламентирующих права и обязанности полиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также с целью отработки тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
Репетиции и тренировки личного состава организуются накануне массового мероприятия непосредственно на местности. При их проведении уточняются задачи, места сосредоточения и несения службы личным составом, проверяется наличие сил, средств, готовность и надежность системы связи и управления силами и средствами, порядок их взаимодействия. С личным составом резерва отрабатываются тактические приемы действий в различных условиях осложнения оперативной обстановки.
В целях обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования железнодорожного транспорта, защиты его от противоправных массовых акций полицией разрабатываются алгоритмы действий при возникновении угрозы блокирования транспортных коммуникаций, проводятся тренировки всех сил, участвующих в оперативно-профилактических мероприятиях, отрабатываются методики документирования действий организаторов и активных участников акций и привлечения их к ответственности.
8. Осуществляют проверку транспорта, средств связи и других средств.
9. Принимают меры к дополнительному укреплению территории, где будет проходить массовое мероприятие.
10. Устанавливают взаимодействие со всеми привлекаемыми силами (другими правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, участвующими в охране правопорядка).
Совместно с органами исполнительной власти, другими заинтересованными ведомствами и организациями осуществляется комплекс дополнительных мер (выступления в средствах массовой информации и перед митингующими, переговоры с лидерами профсоюзов, партий, объединений, забастовочных комитетов, организаторами акций протеста и предупреждение их об ответственности, заблаговременное блокирование нарядами полиции подходов к железной дороге, другим объектам и т.д.).
Практикой выработан четкий порядок подготовки личного состава к несению службы во время проведения массового мероприятия. Получив задание и приняв решение на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности, начальник ОМВД проводит инструктаж - совещание руководящего состава. На совещание приглашаются руководители нижестоящих подразделений, командиры частей внутренних войск, ответственные от руководства образовательных учреждений МВД России и другие ответственные лица. На совещании решаются все вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечения безопасности. После этого проводятся аналогичные совещания в структурных подразделениях.
Исполнительный период охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. Для него характерно проведение следующих мероприятий:
1. Вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов.
2. Производится из зоны оцепления удаление неорганизованного населения.
3. Организуется служба нарядов в районе проведения мероприятия и на прилегающей к нему территории.
4. Осуществляется контроль за выполнением личным составом нарядов полиции своих функциональных обязанностей.
При несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения