Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 796

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Список литературы:
1) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора М.В.Костенникова, доктора юридических наук , профессора А.В. Куракина

«Административная деятельность ОВД»

2) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю.Н.Демидова «Административная деятельность полиции»

Тема 38. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ





Введение

1.

Понятие и виды особых условий в деятельности ОВД

2.

Организация охраны общественного порядка и обеспечение безопасности ОВД в особых условиях

3.

Правовые основы деятельности полиции в условиях режима чрезвычайного положения




Заключение


ВВЕДЕНИЕ
В нормативных правовых актах, специальной литературе и на практике для характеристики обстановки, возникающей в результате негативного воздействия природных, техногенных и социальных явлений, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, используются различные термины: «особые условия», «экстремальные условия», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные ситуации». Существующее многообразие терминов объясняется не только недостаточной научной проработкой обозначаемых ими понятий, но и тем, что законодательное определение понятия обстановки, сложившейся в результате воздействия негативных факторов, длительное время отсутствовало.

«Особые условия» - термин собирательный, объединяющий понятия «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайная ситуация», «экстремальные условия» и применяющийся в деятельности ОВД для характеристики обстановки, возникающей как в результате негативных природных, техногенных явлений, так и социальных. В смысловом значении словосочетание «особые условия» означает общее отличие, необычность обстановки, в которой что-нибудь происходит (произошло).



К особым условиям, возникающим в деятельности ОВД относятся:

  1. проведение массовых мероприятий;

  2. предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

  3. введение режима чрезвычайного положения;

  4. введения режима контртеррористической ситуации

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и социального характера, ликвидация (минимизация) их последствий.

Говоря о негативных тенденциях в социально-экономической сфере, а также о характерных чертах возможных опасностей и угроз, следует отметить следующие их особенности:

  1. комплексный характер опасностей и угроз, их глобализация (антропогенная деятельность неразрывно связана с увеличением риска различного рода катастроф; военные опасности все чаще приводят к чрезвычайным ситуациям; глобальные проблемы становятся источником чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества и так далее);

  2. увеличивающийся масштаб возникающих чрезвычайных ситуаций (авария на Чернобыльской АЭС, Спитакское и Нефтегорское землетрясения, ежегодные затопления территорий, прилегающих к побережьям рек, природные пожары в районах Дальнего Востока и др.);

  3. появление чрезвычайных ситуаций специфического характера (на специальных объектах, в закрытых для большей части общества сферах деятельности и т.д.);

  4. появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм и др.) 333.

В условиях России особое значение приобретает территориальный аспект проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Предупреждение и устранение таких угроз, обеспечение порядка и безопасности граждан всегда должно являться первоочередной задачей государства и его органов. В числе таких государственных органов важную роль играют ОВД.

Согласно ФЗ «О полиции» органы внутренних дел обязаны принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан
, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
В юридической литературе категория «правовой режим» получила достаточно широкое распространение. В одних работах под ним понимается законность, в других - порядок, в-третьих - специальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств. Иногда сюда добавляют и комплекс социальных взаимосвязей (общественных отношений) некоторого объекта или вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств.

Существующее многообразие терминов объясняется не только недостаточной научной проработкой обозначаемых ими понятий, но и тем, что при рассмотрении одних и тех же объектов - явлений, процессов, условий авторы вместе с использованием различных дефиниций стремятся отразить те их признаки, которые наиболее полно и точно отражают складывающуюся обстановку.

В общем случае правовой режим можно рассматривать как особую целостную систему регулятивного воздействия, которой свойственны специфические приемы регулирования: специальный порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, санкции, способы их реализации, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на эту совокупность норм.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком. При императивном методе юридического воздействия субъекты правоотношений по своему статусу занимают неравные позиции. Конструкция из способов правового регулирования, пропуская через себя административно-правовой метод, выталкивает на передний план позитивные обязывания и запреты. Правовое воздействие осуществляется на властно-императивных началах, когда юридическая энергия поступает от наделенного властными полномочиями субъекта, создавая тем самым отношения субординации, подчинения.


Именно к административно-правовым режимам относятся режимы видов деятельности, отдельных объектов и территорий. Анализ конкретных параметров функционирования того или иного административно-правового режима выявляет некоторую общность, которая проявляется в наличии более или менее развернутой сети запретов и дозволений. Основными среди них являются ограничения:

  • свободы передвижения физических лиц на определенной территории и в определенное время;

  • перемещения грузов и транспортных средств на определенных территориях;

  • отдельных видов деятельности.

Необходимо отметить, что понятие правовой категории "специальный правовой режим" весьма неоднозначно. С одной стороны, развитие чрезвычайных обстоятельств невозможно предусмотреть в деталях, поскольку они требуют быстрых и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, отчего часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее, естественно, возникает искушение немедленно положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.

Его отличительной особенностью являются: образование чрезвычайных государственных органов, правовые акты которых (в том числе по вопросам охраны общественного порядка и безопасности) обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан, находящихся на территории их действия; вступление в силу специальных нормативных актов и специальных правовых норм, содержащихся в действующем законодательстве; применение чрезвычайных мер в целях обеспечения должного общественного порядка и безопасности. Объявление специальных правовых режимов обусловливается тем, что обычные методы и формы, применяемые в указанных целях, становятся, как показывает опыт, неприемлемыми или же недостаточно эффективными.

Обеспечение правопорядка в условиях специального правового режима противоречиво по своей природе, поскольку направлено на достижение или восстановление нормальных, обычных условий жизнедеятельности в определенных границах и одновременно связано с принятием экстраординарных мер, ограничивающих суверенитет личности и меняющих содержание социального управления; в связи с этим правовое регулирование чрезвычайного положения охватывает сложный комплекс регулирующих и охранительных мер, требует высоких затрат собственно в ресурсном и социально-психологическом планах.