ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 796
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы:
1) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора М.В.Костенникова, доктора юридических наук , профессора А.В. Куракина
«Административная деятельность ОВД»
2) учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю.Н.Демидова «Административная деятельность полиции»
Тема 38. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ
| Введение |
1. | Понятие и виды особых условий в деятельности ОВД |
2. | Организация охраны общественного порядка и обеспечение безопасности ОВД в особых условиях |
3. | Правовые основы деятельности полиции в условиях режима чрезвычайного положения |
| Заключение |
ВВЕДЕНИЕ
В нормативных правовых актах, специальной литературе и на практике для характеристики обстановки, возникающей в результате негативного воздействия природных, техногенных и социальных явлений, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, используются различные термины: «особые условия», «экстремальные условия», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные ситуации». Существующее многообразие терминов объясняется не только недостаточной научной проработкой обозначаемых ими понятий, но и тем, что законодательное определение понятия обстановки, сложившейся в результате воздействия негативных факторов, длительное время отсутствовало.
«Особые условия» - термин собирательный, объединяющий понятия «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайная ситуация», «экстремальные условия» и применяющийся в деятельности ОВД для характеристики обстановки, возникающей как в результате негативных природных, техногенных явлений, так и социальных. В смысловом значении словосочетание «особые условия» означает общее отличие, необычность обстановки, в которой что-нибудь происходит (произошло).
К особым условиям, возникающим в деятельности ОВД относятся:
-
проведение массовых мероприятий; -
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; -
введение режима чрезвычайного положения; -
введения режима контртеррористической ситуации
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и социального характера, ликвидация (минимизация) их последствий.
Говоря о негативных тенденциях в социально-экономической сфере, а также о характерных чертах возможных опасностей и угроз, следует отметить следующие их особенности:
-
комплексный характер опасностей и угроз, их глобализация (антропогенная деятельность неразрывно связана с увеличением риска различного рода катастроф; военные опасности все чаще приводят к чрезвычайным ситуациям; глобальные проблемы становятся источником чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества и так далее); -
увеличивающийся масштаб возникающих чрезвычайных ситуаций (авария на Чернобыльской АЭС, Спитакское и Нефтегорское землетрясения, ежегодные затопления территорий, прилегающих к побережьям рек, природные пожары в районах Дальнего Востока и др.); -
появление чрезвычайных ситуаций специфического характера (на специальных объектах, в закрытых для большей части общества сферах деятельности и т.д.); -
появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм и др.) 333.
В условиях России особое значение приобретает территориальный аспект проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Предупреждение и устранение таких угроз, обеспечение порядка и безопасности граждан всегда должно являться первоочередной задачей государства и его органов. В числе таких государственных органов важную роль играют ОВД.
Согласно ФЗ «О полиции» органы внутренних дел обязаны принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан
, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
В юридической литературе категория «правовой режим» получила достаточно широкое распространение. В одних работах под ним понимается законность, в других - порядок, в-третьих - специальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств. Иногда сюда добавляют и комплекс социальных взаимосвязей (общественных отношений) некоторого объекта или вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств.
Существующее многообразие терминов объясняется не только недостаточной научной проработкой обозначаемых ими понятий, но и тем, что при рассмотрении одних и тех же объектов - явлений, процессов, условий авторы вместе с использованием различных дефиниций стремятся отразить те их признаки, которые наиболее полно и точно отражают складывающуюся обстановку.
В общем случае правовой режим можно рассматривать как особую целостную систему регулятивного воздействия, которой свойственны специфические приемы регулирования: специальный порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, санкции, способы их реализации, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на эту совокупность норм.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком. При императивном методе юридического воздействия субъекты правоотношений по своему статусу занимают неравные позиции. Конструкция из способов правового регулирования, пропуская через себя административно-правовой метод, выталкивает на передний план позитивные обязывания и запреты. Правовое воздействие осуществляется на властно-императивных началах, когда юридическая энергия поступает от наделенного властными полномочиями субъекта, создавая тем самым отношения субординации, подчинения.
Именно к административно-правовым режимам относятся режимы видов деятельности, отдельных объектов и территорий. Анализ конкретных параметров функционирования того или иного административно-правового режима выявляет некоторую общность, которая проявляется в наличии более или менее развернутой сети запретов и дозволений. Основными среди них являются ограничения:
-
свободы передвижения физических лиц на определенной территории и в определенное время; -
перемещения грузов и транспортных средств на определенных территориях; -
отдельных видов деятельности.
Необходимо отметить, что понятие правовой категории "специальный правовой режим" весьма неоднозначно. С одной стороны, развитие чрезвычайных обстоятельств невозможно предусмотреть в деталях, поскольку они требуют быстрых и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, отчего часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее, естественно, возникает искушение немедленно положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.
Его отличительной особенностью являются: образование чрезвычайных государственных органов, правовые акты которых (в том числе по вопросам охраны общественного порядка и безопасности) обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан, находящихся на территории их действия; вступление в силу специальных нормативных актов и специальных правовых норм, содержащихся в действующем законодательстве; применение чрезвычайных мер в целях обеспечения должного общественного порядка и безопасности. Объявление специальных правовых режимов обусловливается тем, что обычные методы и формы, применяемые в указанных целях, становятся, как показывает опыт, неприемлемыми или же недостаточно эффективными.
Обеспечение правопорядка в условиях специального правового режима противоречиво по своей природе, поскольку направлено на достижение или восстановление нормальных, обычных условий жизнедеятельности в определенных границах и одновременно связано с принятием экстраординарных мер, ограничивающих суверенитет личности и меняющих содержание социального управления; в связи с этим правовое регулирование чрезвычайного положения охватывает сложный комплекс регулирующих и охранительных мер, требует высоких затрат собственно в ресурсном и социально-психологическом планах.