Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 795

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение и осуществление специального правового режима во многом связано с проблемой ответственности, которая может порождаться действиями, вызвавшими необходимость в особом режиме, а также противодействием порядку чрезвычайного положения, либо превышением власти в этой ситуации, либо халатностью или некомпетентностью власти; эта ответственность может носить политический, государственно-правовой и иной характер.
Субъектами правового поведения в данных условиях являются различные органы власти, хозяйственные структуры (предприятия), отдельные граждане, образующие население территории, на которой действуют указанные режимы; в связи с этим существенное значение имеет использование статусного подхода к совершенствованию правового регулирования социальных отношений.

В общем случае специальные правовые режимы - это специальные правовые регламенты деятельности органов государственной власти и управления, допускающие ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, устанавливают меры, которые должны включать в себя общие и особенные предписания, установленные с учетом начал законности и целесообразности.
При этом специфика правового аспекта заключается в: а) установлении специального правового режима для граждан и должностных лиц; б) изменении приоритетов целей правоприменения; в) структурных изменениях самой правоприменительной практики; г) появлении новых видов правонарушений и усиленных санкций.

В настоящее время нормативное закрепление понятия «массовых мероприятий» в законодательстве отсутствует. Принятие законопроекта «О публичных мероприятиях», неоднократно обсуждаемого в Совете Федерации и содержащего одноименное определение, по разным причинам откладывается. Наиболее удачное определение массовых мероприятий закреплено в учебном пособии Караханова В.Н.334, который определяет данное понятие как организованную форму активных действий групп людей, осуществляемых в общественных местах, которые имеют целью выражение воли, защиту прав, свобод, законных интересов, направлены на удовлетворение экономических, политических, социально-культурных и духовных потребностей.


Исходя из данного определения, можно выделить ряд критериев отнесения организованной деятельности граждан к массовым мероприятиям:

а) это организованная форма активных действий групп людей (критерий группы носит оценочный характер. В специальной литературе называют цифру 20 и более человек);

б) местом проведения массовых мероприятий являются общественные места;

в) цель проведения массовых мероприятий – выражение воли, защита прав, свобод, законных интересов, удовлетворение законных потребностей и интересов в экономической, политической, социально-культурной и других сферах жизнедеятельности. Именно по этому критерию массовые беспорядки не будут являться разновидностью массовых мероприятий.

В зависимости от цели, направленности, сферы отношений, массовые мероприятия могут быть подразделены на следующие виды:

а) общественно-политические (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. Законодательное определение приведенных дефиниций дано в Указе Президента РФ от 24 мая 1993г. №765335);

б) спортивные мероприятия (например, олимпиады, матчи, гонки);

в) культурно-зрелищные мероприятия (фестивали, дискотеки, концерты);

г) религиозныебряды, крещения, религиозные праздники - пасха, ураза);

д) смешанные мероприятия – содержат элементы различных видов мероприятий.

Чрезвычайные ситуации. Согласно современному федеральному законодательству под ЧС подразумевается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей336. В данном случае законодатель не только перечисляет некоторые опасные явления (авария, природное явление, катастрофа, стихийное бедствие), но и критерии, согласно которым иные бедствия также можно отнести к разряду ЧС.


Закон возникновение ЧС связывает только с факторами природного и техногенного характера. Научное подход к толкованию понятия ЧС носит более широкий характер, так как в число факторов влекущих возникновение ЧС включаются факторы социального характера, например, террористические акты, различные виды массовых мероприятий. В зависимости от оснований возникновения, выделяют следующие виды ЧС:


а) природного б) техногенного в) социального характера.

В нормативных актах МВД России чрезвычайные ситуации всех видов объединены общим термином - чрезвычайные обстоятельства.

Наряду с научной существует законодательная классификация ЧС, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера
, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

В Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2003 г. №794 организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. В виде схемы ее можно представить следующим образом:


Единая система предупреждения и

ликвидации ЧС
Рис. 1





Территориальная подсистема

(имеет 5 уровней)

Функциональная подсистема





Федеральный

Создается федеральными органами исполнительной власти для предупреждения и ликвидации ЧС в сфере их деятельности по линии:

- министерств;

- ведомств;

- др. орг. исп. власти.




Региональный


Территориальный


Местный





Объектовый


Каждый уровень системы имеет координирующие органы, силы и средства, резервы, системы связи, оповещения и отвечает за выполнение определенных задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Возглавляет систему Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.

3. Чрезвычайное положение.