ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧП означает вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Реализация комплекса мер по обеспечению режима ЧП, предупреждения и ликвидации ЧС, охране общественного порядка и безопасности возлагается в том числе и на органы внутренних дел. Однако МВД России является лишь одним из субъектов выполнения задач в особых условиях. В их числе ФСБ России, МЧС России, Министерство обороны, Министерство юстиции России.
Режиму чрезвычайного положения посвящена 56 статья Конституции РФ, в части 1 которой указаны:
В части второй статьи 56 Конституции РФ определены:
В заключении еще раз отметим, что термин «особые условия» является собирательным и объединяет выполнение задач по охране общественного порядка и безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС, поддержанию режима ЧП различными субъектами, одним из которых являются ОВД.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОВД В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Основными задачами ОВД при работе в особых условиях (в чрезвычайных обстоятельствах), в соответствии с Приказом МВД России от 06 февраля 2012 г. № 88-ДСП «Об утверждении Наставления по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» являются:
Для выполнения каждой из указанных задач руководителями МВД, ГУВД (УВД) субъектов, образовательных учреждений системы МВД разрабатываются специальные планы действий ОВД в особых условиях, предусматривающие комплекс специальных мероприятий (неотложных действий), соответствующие им сигналы, характеристику возможной обстановки на обслуживаемой территории, порядок оповещения личного состава, расчет сил и средств, организацию взаимодействия, техническое и тыловое обеспечение и т.д. Так, например, для предупреждения и пресечения преступлений против общественной безопасности вводится план «Ураган 1, 2, 3 или 4»; для пресечения массовых беспорядков вводится план «Вулкан 1-5»; для пресечения захвата собственных объектов - план «Крепость»; участие в предупреждении и ликвидации ЧС - план «Тайфун 1, 2».
Для организации взаимодействия планы согласовываются с территориальными подразделениями МЧС России, ФСБ России, органами государственной власти.
Особенности управления силами и средствами охраны общественного порядка заключаются в том, что ОВД заблаговременно разрабатывают планы действий на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, создают оперативные штабы, группы: связи, организационно-аналитические, взаимодействия со СМИ, разведки, оперативные, эвакуации, охраны объектов, сопровождения, патрулирования, фиксации преступлений и правонарушений, резерва, тылового и технического обеспечения и др., в зависимости от характера предполагаемых чрезвычайных обстоятельств.
Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами охраны общественного порядка и безопасности и представляет собой коллективный орган, состоящий из руководителей различных подразделений ОВД, представителей других министерств, ведомств, органов исполнительной власти. Руководителем оперативного штаба, как правило, является начальник ОВД. Однако в зависимости от конкретного вида чрезвычайных обстоятельств (например, при захвате заложников, воздушного судна или ЧС природного характера) руководителем оперативного штаба может являться начальник органа федеральной службы безопасности или руководители органов ГО и ЧС. Вопросы руководства оперативным штабом в случае возникновения таких ситуациях заблаговременно отражаются в соответствующих специальных планах.
Главными задачами оперативного штаба являются:
- обеспечение готовности сил и средств к действиям в ЧС;
- обеспечение оперативного управления силами и средствами при проведении специальных мероприятий;
- контроль за ходом выполнения поставленных задач;
- организация взаимодействия с другими органами управления сил обеспечения порядка и безопасности в особых условиях.
На первоначальном этапе при получении сигнала о возникновении чрезвычайных обстоятельств функции оперативного штаба возлагаются на дежурные части ОВД. Приказом МВД Росси от 26 февраля 2002г. №174337 предусмотрено, что в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств старший дежурной смены имеет право вводить специальные сигналы оповещений по плану действий при чрезвычайных обстоятельствах и производить расстановку сил и средств ОВД с последующим докладом его начальнику. Кроме того, в дежурной части ведется картотека неотложных действий оперативного дежурного по реагированию на сообщения о преступлениях, стихийных бедствиях, массовых беспорядках, авариях, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Руководитель ОВД, получив информацию о возникновении чрезвычайных обстоятельств обязан:
- провести оповещение и сбор личного состава, оценить поступившие сведения и ввести в действие соответствующий план, если это не было сделано дежурной частью;
- проинформировать и осуществлять взаимодействие с вышестоящим ОВД, в случае необходимости с руководителями территориальных управлений МЧС
,
ФСБ, органами государственной власти;
- организовать и контролировать работу оперативного штаба, пунктов его управления;
- принимать решения в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.
Неотложные действия наружных служб ОВД заключаются в том, что при возникновении чрезвычайных обстоятельств последние обязаны немедленно сообщить об этом в территориальный ОВД, по возможности вызвать специализированные службы (ГО и ЧС, скорую помощь и т.д.), принять меры к охране, оцеплению территории, информированию населения, оказанию помощи пострадавшим, установлению очевидцев, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Вопросы тактики действий сил и средств ОВД и их управления в настоящей лекции не рассматриваются, так как изучаются в рамках курса «Тактико-специальная подготовка» и курса «Управление в ОВД» и подробным образом регламентированы приказами МВД России от 29 января 2008 г. № 80, от 10.09.2002г. № 870 и рядом других ведомственных нормативных актов338.
В заключении вопроса отметим:
1. Правовой статус сотрудника полиции при возникновении чрезвычайных обстоятельств существенно не изменяется. Это выражается в том, что основания и порядок применения мер принуждения сотрудниками полиции, их объем прав остаются прежними. Так, например, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется на общих основаниях предусмотренных ФЗ «О полиции»; доставление и задержание в случае совершения гражданами правонарушений осуществляется на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях;
2. Организация охраны общественного порядка и безопасности в особых условиях (при чрезвычайных обстоятельствах) включает создание специальных органов управления - оперативных штабов, особых групп сил и средств в составе ОВД и специальную тактику их действий.
3. Единого органа, службы, подразделения в системе ОВД занимающегося предупреждением, ликвидацией чрезвычайных обстоятельств, обеспечением режима ЧП нет. Эти вопросы решаются во взаимодействии с различными министерствами, ведомствами, органами государственной власти и местного самоуправления (ФСБ, МЧС, администрации территорий).
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В
УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Как отмечалось выше, чрезвычайное положение представляет собой специальный правовой режим функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, вводимый на территории РФ или ее отдельных местностях и допускающий ограничение отдельных прав и свобод граждан, организаций.
Введение ЧП является временной мерой и применяется исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Основания введения указаны в статье 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»339 и являются исчерпывающими, приведем некоторые из них:
- массовые беспорядки, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
ЧП вводится указом Президента России с незамедлительным сообщением Совету Федерации Федерального Собрания РФ и направлением
указа на утверждение данного органа.
В случае если указ Президента РФ в течение 72 часов не утверждается, последний утрачивает силу с момента обнародования.
В указе отражаются обстоятельства и обоснование введения ЧП, границы территории, на которой введен режим ЧП, силы и средства его обеспечивающие, перечень временных ограничений прав и свобод граждан, государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.
Срок действия режима чрезвычайного положения не может превышать: вводимого на всей территории РФ 30 дней; вводимого в отдельных местностях 60 дней. В случае если в течение указанных сроков цели введения ЧП не были достигнуты, его действие может быть продлен указом Президента России на тот же срок.
В настоящее время ни в одном субъекте РФ или его территории режим чрезвычайного положения не действует. Последний раз режим ЧП в РФ вводился 31 января 1995г. на части территории Республик Северная Осетия и Ингушетия и отменен 4 февраля 1995г.
В условиях чрезвычайного положения могут применяться такие меры и временные ограничения как:
Реализация комплекса мер по обеспечению режима ЧП, предупреждения и ликвидации ЧС, охране общественного порядка и безопасности возлагается в том числе и на органы внутренних дел. Однако МВД России является лишь одним из субъектов выполнения задач в особых условиях. В их числе ФСБ России, МЧС России, Министерство обороны, Министерство юстиции России.
Режиму чрезвычайного положения посвящена 56 статья Конституции РФ, в части 1 которой указаны:
-
цель введения данного режима - «для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя»; -
правовое основаниеданного установления - «в соответствии с федеральным конституционным законом»; -
его содержание - «отдельные ограничения прав и свобод»; -
продолжительность -«с указанием пределов и срока действия», что предполагает временный, а не постоянный характер действия данного вида режима. Если ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленные в ст. 55 Конституции РФ, имеют постоянный характер, так как это является необходимым для стабильного функционирования общества и государства, то отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения могут быть только временными.
В части второй статьи 56 Конституции РФ определены:
-
территориальная распространенностьдействия режима чрезвычайного положения - «на всей территории Российской Федерации и ее отдельных местностях»; -
условия введения режима - «при наличии обстоятельств, установленных федеральным конституционным законом»; -
порядок - «установленный федеральным конституционным законом».
В заключении еще раз отметим, что термин «особые условия» является собирательным и объединяет выполнение задач по охране общественного порядка и безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС, поддержанию режима ЧП различными субъектами, одним из которых являются ОВД.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОВД В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Основными задачами ОВД при работе в особых условиях (в чрезвычайных обстоятельствах), в соответствии с Приказом МВД России от 06 февраля 2012 г. № 88-ДСП «Об утверждении Наставления по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» являются:
-
участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований; освобождении заложников; розыск и задержание преступников; -
пресечение захвата собственных объектов; -
охрана общественного порядка и обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий; пресечение массовых беспорядков; -
участие в предупреждении и ликвидации ЧС; охрана имущества и других ценностей; -
участие в обеспечении режима ЧП и др.
Для выполнения каждой из указанных задач руководителями МВД, ГУВД (УВД) субъектов, образовательных учреждений системы МВД разрабатываются специальные планы действий ОВД в особых условиях, предусматривающие комплекс специальных мероприятий (неотложных действий), соответствующие им сигналы, характеристику возможной обстановки на обслуживаемой территории, порядок оповещения личного состава, расчет сил и средств, организацию взаимодействия, техническое и тыловое обеспечение и т.д. Так, например, для предупреждения и пресечения преступлений против общественной безопасности вводится план «Ураган 1, 2, 3 или 4»; для пресечения массовых беспорядков вводится план «Вулкан 1-5»; для пресечения захвата собственных объектов - план «Крепость»; участие в предупреждении и ликвидации ЧС - план «Тайфун 1, 2».
Для организации взаимодействия планы согласовываются с территориальными подразделениями МЧС России, ФСБ России, органами государственной власти.
Особенности управления силами и средствами охраны общественного порядка заключаются в том, что ОВД заблаговременно разрабатывают планы действий на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, создают оперативные штабы, группы: связи, организационно-аналитические, взаимодействия со СМИ, разведки, оперативные, эвакуации, охраны объектов, сопровождения, патрулирования, фиксации преступлений и правонарушений, резерва, тылового и технического обеспечения и др., в зависимости от характера предполагаемых чрезвычайных обстоятельств.
Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами охраны общественного порядка и безопасности и представляет собой коллективный орган, состоящий из руководителей различных подразделений ОВД, представителей других министерств, ведомств, органов исполнительной власти. Руководителем оперативного штаба, как правило, является начальник ОВД. Однако в зависимости от конкретного вида чрезвычайных обстоятельств (например, при захвате заложников, воздушного судна или ЧС природного характера) руководителем оперативного штаба может являться начальник органа федеральной службы безопасности или руководители органов ГО и ЧС. Вопросы руководства оперативным штабом в случае возникновения таких ситуациях заблаговременно отражаются в соответствующих специальных планах.
Главными задачами оперативного штаба являются:
- обеспечение готовности сил и средств к действиям в ЧС;
- обеспечение оперативного управления силами и средствами при проведении специальных мероприятий;
- контроль за ходом выполнения поставленных задач;
- организация взаимодействия с другими органами управления сил обеспечения порядка и безопасности в особых условиях.
На первоначальном этапе при получении сигнала о возникновении чрезвычайных обстоятельств функции оперативного штаба возлагаются на дежурные части ОВД. Приказом МВД Росси от 26 февраля 2002г. №174337 предусмотрено, что в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств старший дежурной смены имеет право вводить специальные сигналы оповещений по плану действий при чрезвычайных обстоятельствах и производить расстановку сил и средств ОВД с последующим докладом его начальнику. Кроме того, в дежурной части ведется картотека неотложных действий оперативного дежурного по реагированию на сообщения о преступлениях, стихийных бедствиях, массовых беспорядках, авариях, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Руководитель ОВД, получив информацию о возникновении чрезвычайных обстоятельств обязан:
- провести оповещение и сбор личного состава, оценить поступившие сведения и ввести в действие соответствующий план, если это не было сделано дежурной частью;
- проинформировать и осуществлять взаимодействие с вышестоящим ОВД, в случае необходимости с руководителями территориальных управлений МЧС
,
ФСБ, органами государственной власти;
- организовать и контролировать работу оперативного штаба, пунктов его управления;
- принимать решения в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.
Неотложные действия наружных служб ОВД заключаются в том, что при возникновении чрезвычайных обстоятельств последние обязаны немедленно сообщить об этом в территориальный ОВД, по возможности вызвать специализированные службы (ГО и ЧС, скорую помощь и т.д.), принять меры к охране, оцеплению территории, информированию населения, оказанию помощи пострадавшим, установлению очевидцев, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Вопросы тактики действий сил и средств ОВД и их управления в настоящей лекции не рассматриваются, так как изучаются в рамках курса «Тактико-специальная подготовка» и курса «Управление в ОВД» и подробным образом регламентированы приказами МВД России от 29 января 2008 г. № 80, от 10.09.2002г. № 870 и рядом других ведомственных нормативных актов338.
В заключении вопроса отметим:
1. Правовой статус сотрудника полиции при возникновении чрезвычайных обстоятельств существенно не изменяется. Это выражается в том, что основания и порядок применения мер принуждения сотрудниками полиции, их объем прав остаются прежними. Так, например, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется на общих основаниях предусмотренных ФЗ «О полиции»; доставление и задержание в случае совершения гражданами правонарушений осуществляется на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях;
2. Организация охраны общественного порядка и безопасности в особых условиях (при чрезвычайных обстоятельствах) включает создание специальных органов управления - оперативных штабов, особых групп сил и средств в составе ОВД и специальную тактику их действий.
3. Единого органа, службы, подразделения в системе ОВД занимающегося предупреждением, ликвидацией чрезвычайных обстоятельств, обеспечением режима ЧП нет. Эти вопросы решаются во взаимодействии с различными министерствами, ведомствами, органами государственной власти и местного самоуправления (ФСБ, МЧС, администрации территорий).
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В
УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Как отмечалось выше, чрезвычайное положение представляет собой специальный правовой режим функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, вводимый на территории РФ или ее отдельных местностях и допускающий ограничение отдельных прав и свобод граждан, организаций.
Введение ЧП является временной мерой и применяется исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Основания введения указаны в статье 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»339 и являются исчерпывающими, приведем некоторые из них:
- массовые беспорядки, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
-
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.
ЧП вводится указом Президента России с незамедлительным сообщением Совету Федерации Федерального Собрания РФ и направлением
указа на утверждение данного органа.
В случае если указ Президента РФ в течение 72 часов не утверждается, последний утрачивает силу с момента обнародования.
В указе отражаются обстоятельства и обоснование введения ЧП, границы территории, на которой введен режим ЧП, силы и средства его обеспечивающие, перечень временных ограничений прав и свобод граждан, государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.
Срок действия режима чрезвычайного положения не может превышать: вводимого на всей территории РФ 30 дней; вводимого в отдельных местностях 60 дней. В случае если в течение указанных сроков цели введения ЧП не были достигнуты, его действие может быть продлен указом Президента России на тот же срок.
В настоящее время ни в одном субъекте РФ или его территории режим чрезвычайного положения не действует. Последний раз режим ЧП в РФ вводился 31 января 1995г. на части территории Республик Северная Осетия и Ингушетия и отменен 4 февраля 1995г.
В условиях чрезвычайного положения могут применяться такие меры и временные ограничения как:
-
полное или частичное приостановление полномочий органов власти; -
ограничение на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение (комендантский час); -
запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; -
ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры; -
приостановление деятельности политических партий и др.