ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 912
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
принимает нормативные правовые и индивидуальные правовые акты и организует их выполнение и соблюдение; -
возлагает контроль за выполнением тех или иных нормативных правовых актов на своих заместителей, которые курируют соответствующие направления деятельности МВД России; -
определяет периодичность и форму проведения контроля, утверждает график проведения контрольных мероприятий, определяет должностных лиц, которые будут возглавлять проведение комплексных проверок служебной деятельности в МВД республик, Главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации; -
заслушивает и проверяет отчеты, справки, докладные записки, подготовленные по результатам проведения контрольных мероприятий; -
координирует контрольную деятельность, осуществляемую в системе МВД России, обеспечивает взаимодействие структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих проведение тех или иных контрольных мероприятий.
Коллегиальным контрольным органом в системе МВД России является Коллегия МВД России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также иных должностных лиц, входящих в нее по должности. Состав Коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. На Коллегию МВД России приглашаются члены Правительства, должностные лица правоохранительных и контрольных органов, высших судебных инстанций, отдельные депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, а также представители общественности и др.
На Коллегии выступает Президент России, который дает оценку деятельности Министерства, ставит перед ним приоритетные правоохранительные задачи, решает кадровые и контрольные вопросы, кроме того, на Коллегии заслушиваются руководители Министерства, также отдельные руководители МВД республик, Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. В ходе коллегиального обсуждения вопросов и проблем деятельности МВД России осуществляется контроль за выполнением тех задач и поручений, которые ставились перед структурными подразделениями МВД России, а также органами и учреждениями системы МВД России. По результатам заслушивания руководителей МВД России могут делаться оргвыводы, а также приниматься решения об ответственности соответствующих должностных лиц системы МВД России.
Существенными контрольными полномочиями наделяются структурные подразделения МВД России, которые осуществляют контроль за деятельностью должностных лиц, сотрудников и гражданских служащих Министерства как по вертикали, так и по горизонтали. Этот контроль затрагивает кадровые, материально-технические, оперативно-служебные, административно-инспекторские, а также другие вопросы, касающиеся деятельности МВД России.
Свои контрольные полномочия в сфере органов внутренних дел реализуют министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, а также руководители Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Соответствующие руководители являются основными субъектами контроля оперативно-служебной деятельности в регионах, свою контрольную власть они должны сопоставлять с контрольными полномочиями должностных лиц центрального аппарата, а также должностных лиц главных управлений МВД России по федеральным округам. Как показывает практика, руководители МВД республик, Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, как правило, делегируют часть своих контрольных полномочий своим заместителям, а также специальным контрольным структурам.
Видами контроля вышестоящих ОВД за нижестоящими являются:
1. Инспектирование – форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности ОВД, выработке мер по повышению ее эффективности. Как правило, комплексные инспекторские проверки проводятся 1 раз в 5 лет.
Основные направления инспектирования: управленческая деятельность; боевая, мобилизационная готовность; готовность ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; регистрация и учет сообщений о происшествиях; организация работы с обращениями граждан; дознание; предварительное следствие; профилактика, выявление, пресечение и раскрытие преступлений; работа с кадрами, служебно-боевая подготовка; состояние дисциплины и законности; тыловое и техническое обеспечение, пожарная безопасность.
2. Контрольная проверка – основной вид контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе инспектирования, которая проводится в течение года после него, но не ранее чем через 6 месяцев после завершения инспектирования.
3. Комплексный выезд – вид контроля, осуществляемый для оказания практической помощи ОВД, имеющим низкие результаты по основным показателям оперативно-служебной деятельности или работающим в сложных условиях.
4. Целевой (самостоятельный) выезд – вид контроля, осуществляемый для оказания практической помощи в раскрытии и расследовании преступлений, решения вопросов по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке писем, жалоб и заявлений, критических выступлений в печати и др. вопросам.
5. Оперативно-зональный контроль – осуществляется сотрудниками штабных подразделений МВД республик, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УТ МВД России за состоянием оперативно-служебной деятельности в закрепленных за ними ОВД. Результаты слежения за состоянием деятельности подконтрольных ОВД заносятся в контрольно-наблюдательные дела.
6. Линейный контроль – вид контроля, осуществляемый за деятельностью нижестоящих линейных служб.
7. Вызов руководителей ОВД или подразделений в вышестоящий ОВД с отчетами о результатах деятельности за определенный период.
8. Особый контроль за деятельностью МВД республик, Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УТ МВД России – это форма управленческого воздействия на ОВД, состояние деятельности которых обусловило ухудшение оперативной обстановки и снижение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемых территориях и объектах.
Установление особого контроля за органом внутренних дел представляет вынужденно необходимую меру, которая требует от заинтересованных подразделений центрального аппарата МВД России, аппаратов МВД республик, Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УТ МВД России более пристального внимания, наиболее активного и эффективного влияния на оперативно-служебную деятельность органа, взятого на особый контроль.
Целью особого контроля является повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка, обеспечению общественной безопасности.
Задачами особого контроля являются:
1) выработка управленческих решений по улучшению оперативной обстановки на обслуживаемых территориях и объектах, устранение причин, условий, послуживших основанием для постановки ОВД на особый контроль;
2) контроль за реализацией управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел в целом и по отдельным направлениям;
3) оказание практической, методической и иной помощи подконтрольным органам в улучшении результатов их деятельности.
Особый контроль вправе устанавливать и осуществлять:
– Министр внутренних дел Российской Федерации – в целом за деятельностью МВД республик, Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УТ МВД России;
– заместители Министра внутренних дел Российской Федерации – за МВД республик, Главными управлениями, управлениями МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УТ МВД России, имеющими наиболее низкие результаты работы, по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности;
– Министры внутренних дел республик, начальники Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальники УТ МВД России в целом за деятельностью горрайлинорганов внутренних дел;
– заместители министров внутренних дел республик, начальники Главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, заместители начальника УТ МВД России – за горрайлинорганами внутренних дел, имеющими наиболее низкие результаты работы, по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.
Особый контроль устанавливается продолжительностью на один год по итогам служебной деятельности органов внутренних дел за полугодие, год либо по результатам инспекторской проверки.
Основанием для установления особого контроля является:
1) ухудшение оперативной обстановки и снижение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемых органами внутренних дел территориях и объектах;
2) неудовлетворительная оценка фактического состояния деятельности органов внутренних дел по итогам инспекторской проверки;
3) значительные недостатки и упущения в организации работы подразделений органов внутренних дел по отдельным направлениям служебной деятельности, влияющие на состояние оперативной обстановки и требующие принятия неотложных комплексных мер по их устранению.
При осуществлении особого контроля выполняются следующие основные мероприятия:
-
сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке на территориях и объектах, обслуживаемых подконтрольными органами,прогнозирование путей ее развития, оценка адекватности принимаемых мер по ее улучшению, разработка соответствующих управленческих решений, нормативных правовых актов, осуществление контроля за их исполнением и реализацией; -
контроль и проверка фактического устранения органами внутренних дел причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием для постановки их на особый контроль; -
оптимальное использование подразделениями всех находящихся в их распоряжении сил и средств для оказания практической и методической помощи подконтрольным органам внутренних дел; заслушивание на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях отчетов руководителей подконтрольных органов о выполнении ими мероприятий, направленных на устранение причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием постановки их на особый контроль; -
подготовка информационно-аналитических и справочных материалов, докладных записок, а также иных документов с оценкой хода осуществления особого контроля и предложениями по повышению эффективности реализуемых в его рамках мероприятий; -
обучение руководителей подконтрольных органов передовым формам и методам совершенствования служебной деятельности.
4. Общественный контроль за деятельностью полиции
Общественный контроль – системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.
Специфические черты общественного контроля, его отличие от государственного контроля исследовались в ряде работ ученых-юристов. В общем виде они сводятся к следующим положениям:
– общественный контроль не обладает властным характером;
– общественный контроль не является обязательным;
– субъектами общественного контроля не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан.
Правовой основой общественного контроля за деятельностью полиции являются федеральные законы от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»95, от 10.06. 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»96, указы Президента Российской Федерации от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»97, от 28.07.2011 № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»98, приказ МВД России от 06.03.2009 № 196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий»99.
Исходя из анализа действующего законодательства общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации;
3) общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации;
5) граждане.
Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.