ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 926
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
5.Организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;
6.Контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
7.Сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;
8.Прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
9.Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;
10.Передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.
Дежурная часть реализует возложенные на нее задачи и функции, основываясь на следующих основных принципах:
— высокая боевая готовность;
— оперативность;
— глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
— инициатива и целеустремленность в решении оперативно-служебных задач;
— преемственность в работе;
— строжайшее соблюдение законности;
— сохранение государственной и служебной тайны;
— бдительность и высокая профессиональная этика;
— объективность и полнота разбирательства по правонарушениям, чуткое и внимательное отношение к гражданам.
Высокая боевая готовность определяется, как такое состояние сил, средств служб и подразделений органов внутренних дел, которое дает возможность их быстро привести в действие и эффективно использовать. Это обеспечивается правильным пониманием и четким представлением каждой службой, каждым сотрудником полиции своих задач, функциональных обязанностей в конкретных ситуациях, особенно в условиях осложнения оперативной обстановки. Достижение такого состояния требует заблаговременной подготовки личного состава к предстоящим действиям, предвидения возможных изменений обстановки.
Можно выделить два направления боевой готовности:
готовность оперативно реагировать на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях и готовность к действиям в особых условиях.
В первом случае оперативная готовность связана с определением оптимального количества следственно-оперативных групп, групп немедленного реагирования, сотрудников, специально выделенных для разбирательства с задержанными и доставленными, количества патрульно-постовых нарядов полиции. В свою очередь, определение групп и нарядов должно исходить из изучения и исследования информационных потоков об общественно опасных деяниях с учетом времени года, времени суток, дней недели, месяцев года, для того чтобы территориальный орган МВД России мог адекватно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку.
Естественно, эта проблема должна решаться на уровне территориального органа МВД России и выше. Важное значение имеет качественный и количественный состав этих групп, обеспечение их автотранспортом, средствами связи, компьютерными средствами.
Готовность дежурной части и всего территориального органа МВД России к действиям в особых условиях достигается:
— быстрым оповещением и сбором личного состава по тревоге;
—наличием оперативных планов действий в различных экстремальных ситуациях, в которых заложен алгоритм действий служб, подразделений, групп, отдельных сотрудников, в том числе и дежурной части, а также созданием специальных группировок сил и средств в зависимости от ситуации;
— наличием технических средств и оборудования, в том числе АРМ (автоматизированное рабочее место) дежурного, вооружения и боеприпасов, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, автотранспорта, позволяющих быстро собрать, экипировать личный состав и направить для решения возникающих задач;
— поддержанием связи с аварийными, спасательными службами транспортными диспетчерскими службами, частями внутренних войск и армии (если они имеются), участковыми уполномоченными полиции, нарядами ППСП и ДПС.
Высокая боевая готовность может быть достигнута в результате систематического обучения личного состава, путем проведения тренировок с личным составом по отработке вариантов обороны административных зданий, ИВС, освобождения заложников, действий при других чрезвычайных ситуациях, согласно имеющимся оперативным планам.
Принцип оперативности выражается, прежде всего, в оперативном поступлении информации о преступлениях, происшествиях и незамедлительном реагировании на них. Этот принцип связан с принципом высокой готовности.
Непрерывность оперативного управления, осуществляемого дежурной частью, основана на преемственности в работе суточных нарядов. Несмотря на то, что каждый дежурный наряд полиции работает посменно в течение суток, сама дежурная часть работает непрерывно. Это достигается тем, что сменяющиеся дежурные смены, постоянно действуя, представляют собой в совокупности коллектив органа управления, образно говоря «работающих» на «один наряд». Поэтому работа дежурной части не представляет собой законченных циклов, ограниченных пределами суток. Есть начало и окончание работы, которая направлена на решение конкретных служебных задач и которая выполняется одним или несколькими суточными нарядами. Преемственность в работе обеспечивается правильно организованным приемом и сдачей дежурства.
Сотрудники дежурных частей должны знать оперативную обстановку на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, и надлежащим образом использовать эти знания в интересах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Оперативная обстановка представляет собой совокупность четырех элементов: среда функционирования органа внутренних дел, в которой можно выделить географические и административно-территориальные особенности, социально-экономическую и демографическую характеристики обслуживаемой территории; состояние правопорядка в городе, районе; характеристика сил и средств органа внутренних дел в целом, а также его служб и подразделений; результаты деятельности органа внутренних дел в целом, по службам и отдельным направлениям деятельности.
Организация оперативного управления силами и средствами, оперативное реагирование на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях невозможны без сбора информации об оперативной обстановке, ее обработки, анализа и принятия оптимального решения.
В деятельности органов внутренних дел и дежурных частей территориальных органов МВД России приобретает важное значение принцип законности. Законность — неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами, общественными организациями. Конституция Российской Федерации в ст. 72 провозглашает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина; защита национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
Реализация принципа соблюдения законности означает, что дежурные по органу внутренних дел должны не только требовать от граждан и должностных лиц беспрекословного выполнения правовых норм, но и сами строго следовать им и выполнять.
Учитывая актуальность этого принципа в современный период, имеет большое значение изжитие в деятельности дежурных частей таких негативных явлений, как не реагирование на заявления и сообщения граждан, укрытие преступлений от учета, необоснованное доставление и задержание граждан, фальсификация документов, рукоприкладство в отношении задержанных и доставленных в дежурную часть.
В деятельности дежурной части территориального органа МВД России большое значение имеет принцип сохранения государственной и служебной тайны. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В статье 5 Закона «О государственной тайне» перечисляются сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне. В частности, к сведениям в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности относят данные о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах перечисленных видов деятельности, данные о финансировании этих видов деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, о системе правительственной и иных видах специальной связи, о государственных шифрах, методах и средствах их анализа, о методах и средствах защиты секретной информации, о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны.
Служебную тайну составляют охраняемые государством сведения в любой области науки и техники, производства и управления. В органах внутренних дел перечень таких сведений утверждается МВД России. В целях неразглашения государственной и служебной тайны во всех службах и подразделениях устанавливается режим, обеспечивающий секретность проводимых работ, а также соответствующая система правил допусков.
Соблюдение режима секретности создает условия для наиболее эффективного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел.
В случае возможного отражения группового или вооруженного нападения на здание территориального органа МВД России, ИВС, фактов захвата заложников, побега арестованных и задержанных требуют от сотрудников дежурной части постоянной бдительности. Реализация этого принципа требует необходимости осуществления мер по охране и обороне здания территориального органа МВД, ИВС в случае нападения на них путем поддержания постоянной мобилизационной готовности личного состава дежурной части и подразделений, эффективного осуществления мер по оборудованию территориального органа МВД России защитными устройствами, систематического контроля, частых внезапных проверок состояния охраны и обороны объектов МВД России и действий дежурных нарядов полиции. Это меры, направленные на предотвращение случаев смерти и самоубийства граждан в помещениях территориальных органов МВД России. Сюда относят меры, исключающие нападение на лиц суточного наряда полиции со стороны, задержанных, арестованных и доставленных в дежурную часть. Наконец, меры, связанные с недопущением посторонних лиц в комнаты с вооружением и боеприпасами, средствами защиты, оперативно-криминалистической техникой и средствами связи.
Сотрудники дежурных частей обязаны осуществлять объективное, полное разбирательство по правонарушениям, вежливо и внимательно относиться к гражданам.
Несоблюдение этого принципа в работе дежурной части территориального органа МВД России оборачивается большими издержками и отражается на авторитете полиции. Культура в работе дежурной части должна проявляться во внешнем виде сотрудников полиции и состоянии помещений дежурной части, в вежливом обращении не только с гражданами в ОВД, но и с доставленными и задержанными.
Дежурные части территориального органа МВД России на районном уровне докладывают об оперативной обстановке и её изменениях в дежурные части территориальных органов МВД России на региональном уровне, которые направляют информацию в Дежурную часть МВД России в соответствии с утвержденными в установленном порядке перечнем такой информации и порядком ее сбора и представления.
Таким образом, дежурная часть территориального органа МВД России является самостоятельным структурным подразделением ОВД, правовое положение которого четко регламентируется соблюдением законодательства.