Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Остановимся на характеристике и классификации сил и средств подразделений полиции ООП.

Силы подразделений полиции ООП включают в себя личный состав подразделений, других служб и подразделений ОВД, а также лиц, которые в установленном порядке взаимодействуют с ними.

Особенности этих сил:

а) они являются наиболее многочисленными силами ОВД;

б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений;

в) обладают различными тактическими возможностями для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью;

г) осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка.

Все силы подразделений полиции ООП можно подразделить на следующие группы:

1) основные,

2) дополнительные,

3) приданные силы,

4) взаимодействующие.

Основные силывключают в себя личный состав подразделений полиции, непосредственной задачей которого является охрана общественного порядка. К ним относятся личный состав (территориальных и транспортных органов полиции), предназначенных для несения патрульно-постовой службы в границах района, города, железной дороги и т.д.

Дополнительные силы– это подразделения полиции, предназначенные для выполнения иных специальных задач, но участвующие и в обеспечении общественного порядка. К ним относятся: а) работники самих аппаратов МВД, ГУ МВД, УМВД, УМВДТ (руководящий и инспекторский состав иных служб), периодически привлекающиеся к охране общественного порядка путем патрулирования или в иных формах; б) личный состав внутренних войск МВД России; в) личный состав слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России; г) личный состав подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД; д) внештатные сотрудники милиции; е) подразделения вневедомственной охраны при ОВД.

Приданные силы– это передаваемые на определенное время в органы внутренних дел с учетом сложившейся оперативной обстановки подразделения для усиления охраны общественного порядка. К ним могут быть отнесены: а) части, подразделения вооруженных сил Министерства обороны РФ; б) специальные части и подразделения МВД-УМВД (Спецназ внутренних войск, ОМОН).

Взаимодействующие силы– они, как правило, участвуют в обеспечении общественного порядка в соответствии с порядком, установленным нормативными актами, регламентирующими их деятельность. К ним относятся: а) ФСБ, ФТС и др.; б) народные дружины и иные общественные объединения; в) общественные пункты охраны порядка.


Таким образом, понятием «силы подразделений полиции ООП»охватывают личный состав подразделений полиции ООП, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также других органов и лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Используемые для охраны общественного порядка технические средства позволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов полиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществления. Они подразделяются на: а) транспортные средства (патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаряжение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные – лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению общественного порядка.

§ 4. Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации).

В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на милицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация)

115, который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.

На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем органа внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.

План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.

Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.

В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:

Патруля - подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС)116.

Патрульной группы (ПГ) - наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными светографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости - ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.


Поста - наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.

Стационарных постов полиции (СПП) - специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от органа внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Групп немедленного реагирования (ГНР) - наряда органов внутренних дел, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, - временно.

При планировании использования сил и средств органов внутренних дел определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.

Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5 - 7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность маршрутов патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений.

В Плане единой дислокации в зависимости от решаемых задач могут предусматриваться особенности деятельности также следующих нарядов:

Группы задержания
ОВО (ГЗ ОВО) - подвижного наряда полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации численностью не менее 3 сотрудников, осуществляющей патрулирование, оперативное реагирование на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, поступающих на пункт централизованной охраны (ПЦО), и задержания лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемого имущества;

нарядов органов внутренних дел для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета;

контрольно-пропускного пункта (КПП) - наряда органов внутренних дел, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств;

Стационарного поста ДПС (СПДПС) - наряда ДПС ГИБДД, выполняющего задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями;

Контрольного поста полиции (КПП) - наряда специальной заградительной системы, выставляемого для обеспечения эффективного взаимодействия между различными подразделениями полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыска преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций;

Заслона (З) - наряда в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющего задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений;

Резерва (Р) - наряда органов внутренних дел, предназначенного для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах;

Передвижного пункта полиции (ППП) - наряда полиции, базирующегося на специально оборудованном транспорте и предназначенного для организации несения службы по охране общественного порядка в жилых массивах, зонах отдыха граждан, а также местах проведения мероприятий и другой территории, удаленной от базовых объектов (участковых пунктов полиции, дежурной части, СПП) органа внутренних дел, решающего задачи оперативного реагирования на сообщения о происшествиях и управления нарядами обеспечения правопорядка в общественных местах, как правило, в составе сотрудников полиции, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сотрудников подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка, закрепленных за территорией, на которой действует ППП, а также сотрудников, обеспечивающих процессуальное оформление выявленных (пресеченных) административных правонарушений или преступлений, при необходимости - экспертов-криминалистов;