Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 929

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

– статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

– ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

– оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений полиции;

– доклады патрульно-постовых нарядов (ППН); сообщения соседних органов внутренних дел, учреждений по исполнению наказаний воинских частей внутренних войск, материалы других правоохранительных органов;

– сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан; сообщения печати, радио, телевидения.

Разработка дислокации нарядов комплексных сил

Каждый территориальный орган МВД России на районном уровне разрабатывает в границах обслуживаемой территории посты и маршруты, которые отражаются в плане комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единой дислокации). Единая дислокация является документом, определяющим работу нарядов ППСП на длительный период с учетом места и времени. В ней содержатся наиболее важные исходные данные, необходимые руководителю территориального органа МВД России на районном уровне для принятия решения на расстановку нарядов полиции на сутки. Указанный план разрабатывается сроком на 2 года с последующей корректировкой по мере необходимости. В его подготовке участвуют аппараты ООП, командиры строевых подразделений ППС, руководители подразделений ГИБДД, вневедомственной охраны. Единая дислокация утверждается начальником территориального органа МВД России на районном уровне.

План единой дислокации включает в себя:

– план-схему обслуживаемой органом внутренних дел территории;

– описание границ обслуживаемой органом внутренних дел территории;

– характеристику обслуживаемой территории;

– перечень объектов, подлежащих государственной охране, объектов жизнеобеспечения, дошкольных, школьных, образовательных и лечебных учреждений, объектов инкассации денежных средств.

– средства ППСП, в том числе обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава для несения патрульно-постовой службы;

– перечень постов и маршрутов (основных и дополнительных) нарядов ППСП, задействованных в системе единой дислокации;


– схему связи нарядов и другие элементы.

Кроме этого на каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, в которой указываются:

– маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

– время несения службы;

– объекты и зоны, требующие особого внимания;

– порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

– особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

– порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью территориального органа МВД России на районном уровне, участковыми уполномоченными полиции, общественными объединениями, а также зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этими участками.

Карточка маршрутов (постов) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части территориального органа МВД России, другой выдается наряду перед заступлением на службу.

Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки. На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой. В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства полиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.

Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операции и т. д. в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Принятие решения на расстановку сил и средств

Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются:

– на два года – планом комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости;



– на текущие сутки – постовой ведомостью;

– на выполнение поставленной конкретной задачи – приказом, специальным планом или учетным указанием.

Перед принятием решения начальник территориального органа МВД России на районном уровне, начальник полиции и его заместитель (по ООП), командир подразделения ППСП в необходимых случаях проводят рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений, воинских частей внутренних войск МВД России. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности, численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

– общая задача территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения, исходя и сложившейся обстановки;

– обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

– состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми уполномоченными полиции, другими сотрудниками полиции, представителями общественных объединений;

– возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

– система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

– порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

Начальник территориального органа МВД России на районном уровне с учетом оперативной обстановки ежедневно до 18:00 час. принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам.

Назначение сотрудника полиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту. Полицейские закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются. Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать полицейских, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.


Подготовка и инструктаж нарядов

Качество несения патрульно-постовой службы во многом зависит от знаний и навыков сотрудников полиции, их служебного мастерства, твердого знания возложенных задач и особенностей маршрутов (постов), от умения организовать работу и правильно действовать в условиях сложной оперативной обстановки. Обеспечение профессиональной и моральной готовности сотрудников, заступающих на службу по охране общественного порядка, выполнение поставленных им задач призвано оказать инструктирование.

Инструктаж служебных нарядов – это одна из форм обучения и воспитания личного состава, имеющая целью добиться, чтобы сотрудники полиции поняли и уяснили стоящие перед ними задачи, осознали пути их решения.

Особенностью этой формы обучения и воспитания личного состава является ее максимальная приближенность к практике. Упрощение в организации и проведении инструктажа резко снижает его эффективность и приводит к отрицательным последствиям.

Неподготовленность и некомпетентность инструктирующего лица может привести к дезориентации личного состава, что незамедлительно повлияет на эффективность работы нарядов.

Руководители и командный состав, назначенные для проведения инструктажа, обязаны уяснить сложившуюся оперативную обстановку, изучить и оценить действия нарядов за прошедшие сутки, детально ознакомиться с задачами и основными обязанностями нарядов, уточнить порядок несения службы на каждом маршруте (посту), наметить вопросы (вводные задачи) для проверки знаний сотрудников полиции и военнослужащих ВВ МВД России, определить порядок поддержания связи с каждым нарядом, а также обеспечение их своевременной информацией об изменениях оперативной обстановки.

Порядок проведения инструктажа определяется Уставом ППСП.

Подготовка и инструктаж нарядов полиции проводится в специальном классе службы. Лица, назначенные в наряд, прибывают в территориальный орган МВД России за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

Например: «Товарищ лейтенант! Сержант полиции Быков для несения службы прибыл».

Дежурный делает отметку в постовой ведомости о прибытии полицейских на службу, выдает предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут (пост) и время несения службы; знакомит с ориентировками, приметами разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.


После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет наличие предметов вооружения, снаряжения и опрашивает личный состав о состоянии здоровья, устраняет отмеченные недостатки и докладывает о готовности наряда лицу, проводящему инструктаж. Заряжение оружия производится перед инструктажем по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специальном месте. Патрон в патронник не досылается.

Наряд обязан быть одет в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, необходимую документацию и экипировку.

Инструктаж, как правило, начинается с подведения итогов несения службы комплексных сил за прошедшие сутки и ознакомления нарядов ППСП с оперативной обстановкой, ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями. Инструктирующий контролирует их фиксацию в служебных книжках. Затем инструктирующий путем постановки конкретных вопросов по содержанию Устава ППСП контролирует решение вводных задач. Он должен проверить знание личным составом своих обязанностей и прав, тактику несения службы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Как правило, сотрудникам подразделений ППСП, вневедомственной охраны, а также военнослужащим СМВЧ предлагается ответить на 1–2 контрольных вопроса, а также решить 2–3 вводные задачи, разобрав при этом возможные ошибки и обратив особое внимание на проверку знаний и разъяснение характерных тактических приемов действий в наиболее распространенных ситуациях при несении службы (проверка документов, задержание и доставление правонарушителей, предупреждение и пресечение различных правонарушений, осмотр мест возможного укрытия преступного элемента и так далее).

Заступающих на службу сотрудников обязательно следует поставить в известность о произошедших и предполагаемых изменениях в оперативной обстановке в целом по району, по сменам на каждом патрульном участке и по линиям служб (ППС, ГИБДД, вневедомственная охрана и др.).

При постановке задач патрульно-постовым нарядам следует указать каждому наряду маршрут (пост) на территории патрульного участка и кратко охарактеризовать изменения в оперативной обстановке, места возможного совершения правонарушений, укрытия преступников и другого антиобщественного элемента, охраняемые и другие объекты хранения товарно-материальных ценностей, четко поставить задачу по: а) охране общественного порядка; б) профилактике и раскрытию преступлений, борьбе с детской безнадзорностью; в) борьбе с хищениями собственности; г) обеспечению безопасности дорожного движения; д) взаимодействию с другими нарядами полиции и формированиями общественности.