ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 931
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
Функции, возложенные на подразделения полиции, осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе, как виде деятельности подразделяются на основные, дополнительные и приданные.
Основные силы составляют части и подразделения полиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы (строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, в том числе на транспорте и на особо важных режимных объектах).
Строевые подразделения полиции предназначены для обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью на улицах, объектах транспорта, режимных объектах и в других общественных местах.
В составе строевых подразделений по мере необходимости могут создаваться специализированные группы сотрудников полиции для борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений в общественных местах. Их работа осуществляется под ежедневным контролем командного состава ППСП в тесном взаимодействии с подразделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Дополнительные силы состоят из частей и подразделений ОВД, которые наряду с выполнением своих основных функций осуществляют функции по обеспечении правопорядка в общественных местах. К ним относятся: строевые подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, строевые подразделения полиции вневедомственной охраны и иные подразделения органов внутренних дел, задействованные в обеспечении правопорядка в общественных местах.
Основные и дополнительные силы ППС находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану правопорядка.
Приданные силы представляют собой части и подразделения территориальных органов МВД России, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления ППС при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий, во время стихийных бедствий).
В качестве приданных сил ППС могут использоваться соединения и воинские части внутренних войск МВД России, курсанты, слушатели, преподаватели и начальствующий состав образовательных учреждений системы МВД России.
При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства:
– автотранспорт, специальные автомобили, бронемашины, вертолеты, мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства;
– средства радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т.д.);
– табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства;
– осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства;
– служебные животные (собаки, лошади).
Патрульные автомобили должны быть оборудованы средствами связи и специальной техники и использоваться с максимальной нагрузкой, не менее 12-16 часов в сутки. Использование патрульного автотранспорта не по назначению категорически запрещается.
Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.
При себе он должен иметь:
– служебное удостоверение;
– нагрудный знак сотрудника полиции и жетон с личным номером;
– служебную книжку, карточку маршрута, поста;
– формализованные бланки рапортов;
– табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами;
– палку специальную;
– средства ограничения подвижности (наручники);
– свисток;
– радиостанцию.
В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются: электромегафон; карманный электрический фонарь; ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов; служебная сумка или планшет; противогаз; индивидуальный перевязочный пакет (аптечка); средства индивидуальной защиты и активной обороны.
3. Элементы организации патрульно-постовой службы полиции.
С целью выполнения своих функций сотрудники патрульно-постовой службы полиции наделены правами и обязанностями, установленными Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами. Их практическая реализация обеспечивается руководителями и командирами аппаратов и подразделений патрульно-постовой службы в процессе организационной деятельности, которая осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: внутриорганизационному и внешнеорганизационному. Объектом организующего воздействия первого является административно-исполнительная деятельность аппаратов и подразделений ППСП: обеспечение выполнения функциональных обязанностей личным составом, управление его служебной деятельностью, подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров, планирование работы, выработка и принятие решений по расстановке сил и средств, оперативное управление подразделениями, контроль и проверка исполнения решения, обобщение и распространение передового опыта и др.
Внешнеорганизационное направление выражается в координации деятельности службы с другими государственными органами, отраслевыми службами органов внутренних дел, общественными объединениями, трудовыми коллективами в осуществлении взаимодействия с ними для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Организационная деятельность неразрывно связана с административно-исполнительской деятельностью ППСП, в процессе которой осуществляется непосредственная практическая охрана общественного порядка, применяются профилактические и административно-принудительные меры, выполняются другие функции, реализуемые в административно-правовых формах.
Основными функциями руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне и командиров строевых подразделений по организации патрульно-постовой службы полиции являются:
– сбор и анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию деятельности нарядов комплексных сил;
– подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;
– обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;
– организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;
– контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;
– учет и оценку результатов деятельности нарядов комплексных сил;
– материально-техническое и иное обеспечение деятельности нарядов комплексных сил для выполнения поставленных задач.
Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: патруль, пост, а также патрульная группа, группа немедленного реагирования, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост полиции, заслон, резерв и другие.
Для сотрудников полиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Время проведения инструктажей, служебных совещаний, учебных занятий считается служебным временем. Начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, начальнику полиции и его заместителю (по ООП), командиру строевого подразделения предоставлено право в случае необходимости увеличивать продолжительность рабочего времени нарядов. Выходные дни предоставляются по графику, при этом ежемесячно не менее двух раз выходные должны приходиться подряд на субботу и воскресенье.
Продолжительность непрерывного несения службы нарядами полиции на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2 часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.
При осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и др.), проведении массовых мероприятий (общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и пр.) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба по усиленному варианту обеспечивается за счет увеличения продолжительности ежесуточного несения службы личным составом до 12 часов и отмены выходных дней на срок не свыше двух недель, а в необходимых случаях и за счет переноса сроков предоставления очередных отпусков и временного запрещения выезда за пределы города, населенного пункта. За несение службы сверх установленного законодательством рабочего времени, а также в дни еженедельного отдыха и праздничные дни сотрудникам полиции производится дополнительная оплата или предоставляется отдых в другие дни в соответствии с законодательством о службе в ОВД.
Управление патрульно-постовой службой – это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальников территориальных органов МВД России на районном уровне по рациональному использованию сил и средств ОВД в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.
Управление нарядами ППСП включает:
– сбор и анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию деятельности нарядов комплексных сил;
– подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;
– обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;
– организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;
– контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;
– учет и оценку результатов деятельности нарядов комплексных сил;
– материально-техническое и иное обеспечение деятельности нарядов комплексных сил для выполнения поставленных задач;
– обучение сотрудников подразделений ППСП формам и методам несения патрульно-постовой службы.
Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части органов внутренних дел, а также группы управления нарядами ППСП. Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка , старшим патрульной группы с последующим докладом в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне, а также группу управления нарядами подразделений ППСП о происшедших изменениях в расстановке личного состава.
Анализ оперативной обстановки
Понятие «оперативная обстановка» представляет собой совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции .
Наиболее значимыми элементами оперативной обстановки влияющими на организацию патрульно-постовой службы являются:
– географические, социально-экономические особенности региона (города, района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, расположение объектов особой важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;
– плотность пассажиропотока на объектах метрополитена, железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учетом сезонности (времени года);
– количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах с учетом времени года, суток и метеорологических условий;
– расстановка нарядов ППСП и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке, система установленных технических средств (видеонаблюдения и «гражданин-полиция») на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
– результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.