Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определенный уровень знаний родителей о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью гармоничного и всестороннего их развития, а также преодоления тех или иных нарушений

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова «взаимодействие» следующим образом: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка, что отражает, на наш взгляд, взаимопроникновение двух систем - семьи и образовательной организации.

Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни ребенка институтов должны выступать:

  • отказ от критики участников процесса обучения;

  • обеспечение свободы мнений;

  • уважение плюрализма жизненных позиций;

  • удовлетворение познавательного интереса.

Важным моментом в контексте «семья - школа» является личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и достижений ребенка с ОВЗ, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Неоценима помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в развитии.

Психология доверия лежит в основе отношений родителей и специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр.).

В основе отношений семьи и школы как значимых социальных институтов лежит системный подход, который позволяет рассматривать систему взаимодействия как триединство: родители - ребенок - педагоги (специалисты).


Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.

Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются:

  • принцип восприятия семьи как единой системы;

  • принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье;

  • принцип позитивного восприятия семьи;

  • принцип системности в сопровождении;

  • принцип дифференциации оказываемой помощи;

  • принцип активности и сотрудничества во взаимодействии;

  • принцип обеспечения свободы выбора;

  • принцип образовательной направленности;

  • принцип оптимального включение родителей в коррекционно- педагогический процесс, в единое образовательное пространство.15

Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др.) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др.).

Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа "Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.



Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).

Психологическая (психотерапевтическая) модель.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.

Основные задачи:

  • помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

  • помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

  • информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

  • помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; обучение методикам коррекционной работы;

  • помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.);

  • помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.

Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.

Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников - одно из важнейших направлений его деятельности.

Главными задачами являются сплочение семьи, установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Направлениявоспитательной работы школы с семьями учащихся:


  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей,

  • обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ;

  • нормализация детско-родительских отношений;

  • поддержка и повышение социального статуса семей;

  • профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.

Основные направления сотрудничества с родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др.)

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • дни открытых дверей; дни творчества детей;

  • внеклассная работа и субботники и др.)

Формы взаимодействия школы и семьи:

Индивидуальные:

  • приглашение родителей в школу,

  • посещение семьи на дому,

  • индивидуальные консультации,

  • дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей),

  • анкетирование.

Групповые и коллективные:

  • лекции и консультации для родителей,

  • конференции, родительские чтения,

  • открытые уроки,

  • практикумы, тренинги,

  • детские мероприятия и родительские вечера,

  • выставки творческих работ, концерты,

  • родительские собрания,

  • родительские ринги,

  • дни открытых дверей.

Посещение семьи на дому - это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность больше узнать о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями, можно проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий и т.д.

Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.

Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления контакта между родителями и учителем
, для преодоления беспокойства родителей, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи.

Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей удобна для сообщения родителям о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Анкетирование. Заполненная родителями анкета позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.

Лекции - это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье и т.д. В их задачу специалистов входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, и знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские чтения - интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.