ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определенный уровень знаний родителей о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью гармоничного и всестороннего их развития, а также преодоления тех или иных нарушений
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова «взаимодействие» следующим образом: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка, что отражает, на наш взгляд, взаимопроникновение двух систем - семьи и образовательной организации.
Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни ребенка институтов должны выступать:
-
отказ от критики участников процесса обучения; -
обеспечение свободы мнений; -
уважение плюрализма жизненных позиций; -
удовлетворение познавательного интереса.
Важным моментом в контексте «семья - школа» является личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и достижений ребенка с ОВЗ, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Неоценима помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в развитии.
Психология доверия лежит в основе отношений родителей и специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр.).
В основе отношений семьи и школы как значимых социальных институтов лежит системный подход, который позволяет рассматривать систему взаимодействия как триединство: родители - ребенок - педагоги (специалисты).
Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.
Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются:
-
принцип восприятия семьи как единой системы; -
принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье; -
принцип позитивного восприятия семьи; -
принцип системности в сопровождении; -
принцип дифференциации оказываемой помощи; -
принцип активности и сотрудничества во взаимодействии; -
принцип обеспечения свободы выбора; -
принцип образовательной направленности; -
принцип оптимального включение родителей в коррекционно- педагогический процесс, в единое образовательное пространство.15
Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др.) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др.).
Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа "Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.
Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.
Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).
Психологическая (психотерапевтическая) модель.
Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.
Основные задачи:
-
помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка; -
помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам; -
информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития; -
помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; обучение методикам коррекционной работы; -
помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.); -
помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.
Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.
Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников - одно из важнейших направлений его деятельности.
Главными задачами являются сплочение семьи, установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направлениявоспитательной работы школы с семьями учащихся:
-
повышение психолого-педагогической грамотности родителей, -
обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ; -
нормализация детско-родительских отношений; -
поддержка и повышение социального статуса семей; -
профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.
Основные направления сотрудничества с родителями:
-
психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др.) -
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия; -
дни открытых дверей; дни творчества детей; -
внеклассная работа и субботники и др.)
Формы взаимодействия школы и семьи:
Индивидуальные:
-
приглашение родителей в школу, -
посещение семьи на дому, -
индивидуальные консультации, -
дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей), -
анкетирование.
Групповые и коллективные:
-
лекции и консультации для родителей, -
конференции, родительские чтения, -
открытые уроки, -
практикумы, тренинги, -
детские мероприятия и родительские вечера, -
выставки творческих работ, концерты, -
родительские собрания, -
родительские ринги, -
дни открытых дверей.
Посещение семьи на дому - это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность больше узнать о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями, можно проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий и т.д.
Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.
Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления контакта между родителями и учителем
, для преодоления беспокойства родителей, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи.
Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей удобна для сообщения родителям о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Анкетирование. Заполненная родителями анкета позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.
Лекции - это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье и т.д. В их задачу специалистов входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, и знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме.
Родительские чтения - интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.