Файл: Составители зав кафедрой соц медицины и организации здравоохранения доц. Л. В. Кайкова начальник экспертноэкономического отдела департамента здравоохранения администрации области Л. В. Баташова зам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) фирмы-специалисты по организации товародвижения - помогают создавать запасы продукции и продвигать их от места производства до места потребления;

3) агентства по оказанию маркетинговых услуг - помогают производителю точнее нацеливать и продвигать свою продукцию на подходящие рынки с помощью маркетинговых исследований, организации средств рекламы, экспертных консультаций и др.;

4) кредитно-финансовые учреждения - помогают финансировать сделки и страхуют производителя в его деятельности.

Применительно к системе здравоохранения в этом перечне следует выделить необходимые изменения. Прежде всего очевидно отсутствие необходимости в особых специалистах по товародвижению: особенностью медицинской услуги является нераздельность ее производства от потребления, для этого предназначен такой элемент инфраструктуры, как система ЛПУ. В случаях же, когда оказание медицинской помощи происходит вне ЛПУ, возникающие проблемы успешно решаются силами самих ЛПУ или в тесном контакте с ними.

Далее, в соответствии с законодательством Российской Федерации и опытом использования системы медицинского страхования в России и за рубежом, а также исходя из особенностей медицинской услуги и сложности оплаты медицинской помощи, роль финансово-кредитных учреждений во многом берут на себя фонды обязательного медицинского страховании, что не исключает и не принижает значения обычных для этого рода деятельности маркетинговых посредников - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.д., а также государственного бюджета, с учетом высокой социальной значимости услуг здравоохранения.

Оставшиеся функции посредничества и оказания маркетинговых услуг успешно могут сочетать в себе страховые медицинские организации, чья деятельность основана на основных положениях теории маркетинга. На них, как на основных посредниках, стоящих между врачами и больными, следует остановиться подробнее.

Исходя из задач, стоящих перед посредниками, можно выделить три основных критерия, которым они должны отвечать. Во-первых - компетентность: это должны быть эксперты- профессионалы, которые квалифицированно могут оценить качество оказанных медицинских услуг и которым потребители доверяют. Во-вторых - они должны быть независимы от медицинских учреждений, состоять на содержании у потребителя, выражая его интересы. И в-третьих - существовать на конкурентной основе для возможности осуществления потребителем выбора. Организации медицинского страхования,
отвечающие этим критериям, должны выполнять роль маркетинговых посредников.

Роль государства в этой схеме ограничивается сознанием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей: обеспечение социально гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения.

Таким образом, концепция маркетинга в здравоохранении в условиях рыночных экономических отношений медицинского страхования предполагает возникновение и развитие новых экономических субъектов здравоохранения - организаций медицинского страхования, обеспечивающих систему связей между ЛПУ и потребителями медицинских услуг, аккумулирующих средства на оплату и оплачивающих оказание медицинских услуг, собирающих и анализирующих поступающую с рынка медицинских услуг информацию и передающих ее в ЛПУ.

Как уже было сказано выше, концепция маркетинга предполагает изучение потребностей и спроса покупателей медицинских услуг и разработку мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человека в медицинском обслуживании и поддержании здоровья. Такой подход вызывает необходимость разработки стратегии маркетинга в здравоохранении, охватывающей весь временной период медицинской помощи - задолго до того, как будет оказана медицинская услуга, и длительное время после ее реализации. Методическая разработка положений этой концепции, их реализация и совершенствование по результатам практического применения такая задача ложится на организации медицинского страхования и всех заинтересованных специалистов - медиков.


ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТ-
ВЕННЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Платные услуги - это понятие включает комплекс ус­луг, оказываемых сверх гарантированного законодательством объ­ема медицинской помощи по обязательному медицинскому страхо­ванию. Платные медицинские услуги могут оплачиваться непос­редственно исполнителю, выступающего в роли индивидуального частного предпринимателя или юридического лица функционирую­щего в ряде лечебного учреждения различного организацион­но-правового статуса и форм собственности и ,на конец пос­реднику медицинских услуг. В качестве последнего может высту­пать медицинские страховые организации.



Платная медицинская помощь определяется как функция ЛПУ, осуществляемая параллельно выполнению его обязательств по гарантированному ОМС объему помощи и помимо выполнения бюджетных целевых программ, финансируемых бюджетом.

Организация платных услуг в городе Ярославле проводится на основании постановления главы администрации Ярославской области от 21.04.92 г. "О медицинских услугах, переводимых на платную основу", затем приказом МЗ и МП РФ от 23.03.96 г. "О правилах предоставления платных медицинских услуг населе­нию" , закона РФ " О защите прав потребителей" , постановления правительства РФ от 13.01.96 г. "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинс­кими учреждениями".

Основная задача системы платных медицинских услуг обес­печить качественное и своевременное оказание всего спектра услуг , не гарантированных правительством в качестве обяза­тельных.

Существуют две основные группы пользователей платной медицинской помощью. Первое - это жители города Ярославля .об­ращающееся за платными услугами, как правило, по субъективным причинам .Это либо помощь в ЛПУ по территориальному принципу не устраивает пациента, либо существует очередность за услу­гой в связи с неудовлетворительной доступностью ( У ЗИ, лабора­тория, эндоскопия и др.). Вторая группа пациентов платных ме­дицинских услуг обращается к медикам по ряду объективных причин. К ней относятся иногородние жители, жители города Ярославля не нашедшие данную услугу в ЛПУ по месту жительства.

Надо отметить, что хотя объем услуг в системе ОМС макси­мален .существует значительное количество видов помощи, работа по которым ведется исключительно на ее платной основе. К су­губо платным видам помощи .относятся зубопротезирование для пациентов, не имеющих соответствующих льгот, косметология .тра­диционная медицина, оздоровительные услуги и ряд других.

Практика показывает, что оказание платных медицинских услуг на сегодняшний день не имеет стратегического значения для функционирования здравоохранения и выполняет вспомога­тельные функции. За 1996 год по системе платных медицинских услуг городскими ЛПУ получен доход 3,5 % от объема бюджетно­го финансирования. В 1997 году оснований для прогнозировании роста объема платных медицинских услуг нет, хотя в этом году дано право стоматологам проводить платные приемы (1-2 та­лона на врача) на основании приказа МЗ РФ от 06.Ц8.96 г. "Об организации работы в стоматологических учреждениях в новых экономических условиях".


Достаточно интересен вопрос, касающийся так называемых сервисных услуг .Надо признать, что это - один из способов привлечения более состоятельных пациентов к участию в раз­личных медицинских программах. Однако в этом вопросе много подводных камней. Возьмем пример: двое больных с инфарктом ми­окарда лечатся в реабилитационном отделении. У одного общая палата, у другого отдельная с индивидуальным обслуживани­ем .Совершенно очевидно социальное противоречие .психологичес­кая травма, взаимная неприязнь. Практически в большинстве мел­ких структур сервис на одного оборачивается дополнительными страданиями его коллеги по несчастью. Наиболее правильный способ предоставления услуг с повышенной сервисностью - это создание хозрасчетных отделений, клинических поликлиник.

Основными принципами оказания платных услуг являются: нера­бочее время обслуживания, наличие свободного помещения, отсутствие обязательного социаль­ного заказа.

Одним из условий для разрешения проведения платных ус­луг ЛПУ является прохождение лицензирования и сертификации специалистов участвующих в оказании услуг. а настоящее время все ЛПУ города имеют лицензию. В каждом ЛПУ разработано поло­жение об организации и проведении платных услуг, в котором отражены следующие вопросы:

- потребители услуг,

- способ организации помощи,

- задействованные кадры, площади, расходные материалы,

- механизм ответственности ЛПУ за оказание услуги,

- способы внутреннего распределения фонда оплаты труда,

- режим работы ЛПУ по разным системам оказания услуг и др.
Положение отражает внутреннюю концепцию руководства ЛПУ по этому разделу работы, меру и степень его ответственности и позволяет контролировать адекватность этого вида помощи.

Данное положение плюс перечень платных услуг согласо­ванный с управлением здравоохранения с указанием стоимости услуги и перечнем специалистов доводиться до посетителей. По­мимо этого осуществляется контроль за жалобами пациентов - контрольно- ревизионная деятельность.

Основным принципом соблюдения элементарной экономичес­кой ответственности ЛПУ является полное и своевременное воз­мещение бюджетных затрат на оказание платных услуг при фор­мировании цены на платную услугу. Все затраты включаются в себестоимость оказанной услуги. Денежные средства поступают на специальный счет ЛПУ и ежемесячно учреждение осуществляет полный возврат расчетной задолженности бюджету на основной "бюджетный" счет. В последующем это сумма осмечивается и идет на покрытие дополнительных расходов ЛПУ и частично на его производственное развитие. В стоимость услуги входит зарабо­танная плата с начислением, технологический расход материа­лов, реактивов, амортизация оборудования, степень вовлеченности вспомогательного и хозяйственного персонала. Из этих состав­ляющих формируется себестоимость, на которую начисляется прибыль в среднем до 25 %.


В лечебном учреждении в основу цены закладывается фак­тические , т. е. достаточно низкие цифры , что снижает себесто­имость услуги и эти услуги значительно ниже коммерческих. Ре­альным фактором ценообразования является невысокий уровень платежеспособности населения и его бесплатный менталитет в отношении государственных ЛПУ.

Оплата платных услуг осуществляется безналичным спосо­бом через банки, для юридических лиц. Для частных лиц оплата производится через банки либо наличным расчетом через кассы ЛПУ.

Кассовых аппаратов , как этого требует постановление прави­тельства, в больницах нет. Для расчета используется - счет бланк, являющийся документом строгой отчетности.

Полученный доход идет на возмещение в бюджет, а оставшаяся сумма образует два фонда: фонд оплаты труда и начислений (до 60 %) и фонд производственного развития (до 40 % ), 15 % налоги.

Что касается правовых аспектов с целью обеспечения га­рантии качества оказываемой платной услуги, то они оговорены в законе РФ " О защите прав потребителей", в то же время пра­вовой основой по защите профессионального риска врача как от профессиональных ошибок, так и от необоснованных претензий кли­ентов в настоящее время нет.

Основные виды медицинской помощи которые пользуются спросом у населения это:

1. протезирование;

2 .приказ М 90 "шоферская комиссия";

3 . аборты в ранние сроки;

4 . ультразвуковое исследование;

5 . эндоскопические исследования;

6 . Компьютеорная томография и др.

На все платные услуги заполняется мед. документация и ведется строгая статистическая отчетность.

Таким образом, в заключение можно отметить, что платная медицина это не самоцель, а способ расширения спектра и объема медицинской помощи в городе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ 1
Тема: "Основы маркетинга в здравоохранении
1.Обвести кружком номер правильного ответа:



  1. 1. Основные концепции управления маркетингом:


1) концепция управления маркетингом;

2) концепция совершенствования товара;

3) концепция совершенствования сервисного обслуживания;

4) концепция интенсификации коммерческих усилий;

5) концепция чистого маркетинга;

6) концепция маркетинга идей;