Файл: Составители зав кафедрой соц медицины и организации здравоохранения доц. Л. В. Кайкова начальник экспертноэкономического отдела департамента здравоохранения администрации области Л. В. Баташова зам.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) фирмы-специалисты по организации товародвижения - помогают создавать запасы продукции и продвигать их от места производства до места потребления;
3) агентства по оказанию маркетинговых услуг - помогают производителю точнее нацеливать и продвигать свою продукцию на подходящие рынки с помощью маркетинговых исследований, организации средств рекламы, экспертных консультаций и др.;
4) кредитно-финансовые учреждения - помогают финансировать сделки и страхуют производителя в его деятельности.
Применительно к системе здравоохранения в этом перечне следует выделить необходимые изменения. Прежде всего очевидно отсутствие необходимости в особых специалистах по товародвижению: особенностью медицинской услуги является нераздельность ее производства от потребления, для этого предназначен такой элемент инфраструктуры, как система ЛПУ. В случаях же, когда оказание медицинской помощи происходит вне ЛПУ, возникающие проблемы успешно решаются силами самих ЛПУ или в тесном контакте с ними.
Далее, в соответствии с законодательством Российской Федерации и опытом использования системы медицинского страхования в России и за рубежом, а также исходя из особенностей медицинской услуги и сложности оплаты медицинской помощи, роль финансово-кредитных учреждений во многом берут на себя фонды обязательного медицинского страховании, что не исключает и не принижает значения обычных для этого рода деятельности маркетинговых посредников - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.д., а также государственного бюджета, с учетом высокой социальной значимости услуг здравоохранения.
Оставшиеся функции посредничества и оказания маркетинговых услуг успешно могут сочетать в себе страховые медицинские организации, чья деятельность основана на основных положениях теории маркетинга. На них, как на основных посредниках, стоящих между врачами и больными, следует остановиться подробнее.
Исходя из задач, стоящих перед посредниками, можно выделить три основных критерия, которым они должны отвечать. Во-первых - компетентность: это должны быть эксперты- профессионалы, которые квалифицированно могут оценить качество оказанных медицинских услуг и которым потребители доверяют. Во-вторых - они должны быть независимы от медицинских учреждений, состоять на содержании у потребителя, выражая его интересы. И в-третьих - существовать на конкурентной основе для возможности осуществления потребителем выбора. Организации медицинского страхования,
отвечающие этим критериям, должны выполнять роль маркетинговых посредников.
Роль государства в этой схеме ограничивается сознанием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей: обеспечение социально гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения.
Таким образом, концепция маркетинга в здравоохранении в условиях рыночных экономических отношений медицинского страхования предполагает возникновение и развитие новых экономических субъектов здравоохранения - организаций медицинского страхования, обеспечивающих систему связей между ЛПУ и потребителями медицинских услуг, аккумулирующих средства на оплату и оплачивающих оказание медицинских услуг, собирающих и анализирующих поступающую с рынка медицинских услуг информацию и передающих ее в ЛПУ.
Как уже было сказано выше, концепция маркетинга предполагает изучение потребностей и спроса покупателей медицинских услуг и разработку мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человека в медицинском обслуживании и поддержании здоровья. Такой подход вызывает необходимость разработки стратегии маркетинга в здравоохранении, охватывающей весь временной период медицинской помощи - задолго до того, как будет оказана медицинская услуга, и длительное время после ее реализации. Методическая разработка положений этой концепции, их реализация и совершенствование по результатам практического применения такая задача ложится на организации медицинского страхования и всех заинтересованных специалистов - медиков.
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТ-
ВЕННЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Платные услуги - это понятие включает комплекс услуг, оказываемых сверх гарантированного законодательством объема медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Платные медицинские услуги могут оплачиваться непосредственно исполнителю, выступающего в роли индивидуального частного предпринимателя или юридического лица функционирующего в ряде лечебного учреждения различного организационно-правового статуса и форм собственности и ,на конец посреднику медицинских услуг. В качестве последнего может выступать медицинские страховые организации.
Платная медицинская помощь определяется как функция ЛПУ, осуществляемая параллельно выполнению его обязательств по гарантированному ОМС объему помощи и помимо выполнения бюджетных целевых программ, финансируемых бюджетом.
Организация платных услуг в городе Ярославле проводится на основании постановления главы администрации Ярославской области от 21.04.92 г. "О медицинских услугах, переводимых на платную основу", затем приказом МЗ и МП РФ от 23.03.96 г. "О правилах предоставления платных медицинских услуг населению" , закона РФ " О защите прав потребителей" , постановления правительства РФ от 13.01.96 г. "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями".
Основная задача системы платных медицинских услуг обеспечить качественное и своевременное оказание всего спектра услуг , не гарантированных правительством в качестве обязательных.
Существуют две основные группы пользователей платной медицинской помощью. Первое - это жители города Ярославля .обращающееся за платными услугами, как правило, по субъективным причинам .Это либо помощь в ЛПУ по территориальному принципу не устраивает пациента, либо существует очередность за услугой в связи с неудовлетворительной доступностью ( У ЗИ, лаборатория, эндоскопия и др.). Вторая группа пациентов платных медицинских услуг обращается к медикам по ряду объективных причин. К ней относятся иногородние жители, жители города Ярославля не нашедшие данную услугу в ЛПУ по месту жительства.
Надо отметить, что хотя объем услуг в системе ОМС максимален .существует значительное количество видов помощи, работа по которым ведется исключительно на ее платной основе. К сугубо платным видам помощи .относятся зубопротезирование для пациентов, не имеющих соответствующих льгот, косметология .традиционная медицина, оздоровительные услуги и ряд других.
Практика показывает, что оказание платных медицинских услуг на сегодняшний день не имеет стратегического значения для функционирования здравоохранения и выполняет вспомогательные функции. За 1996 год по системе платных медицинских услуг городскими ЛПУ получен доход 3,5 % от объема бюджетного финансирования. В 1997 году оснований для прогнозировании роста объема платных медицинских услуг нет, хотя в этом году дано право стоматологам проводить платные приемы (1-2 талона на врача) на основании приказа МЗ РФ от 06.Ц8.96 г. "Об организации работы в стоматологических учреждениях в новых экономических условиях".
Достаточно интересен вопрос, касающийся так называемых сервисных услуг .Надо признать, что это - один из способов привлечения более состоятельных пациентов к участию в различных медицинских программах. Однако в этом вопросе много подводных камней. Возьмем пример: двое больных с инфарктом миокарда лечатся в реабилитационном отделении. У одного общая палата, у другого отдельная с индивидуальным обслуживанием .Совершенно очевидно социальное противоречие .психологическая травма, взаимная неприязнь. Практически в большинстве мелких структур сервис на одного оборачивается дополнительными страданиями его коллеги по несчастью. Наиболее правильный способ предоставления услуг с повышенной сервисностью - это создание хозрасчетных отделений, клинических поликлиник.
Основными принципами оказания платных услуг являются: нерабочее время обслуживания, наличие свободного помещения, отсутствие обязательного социального заказа.
Одним из условий для разрешения проведения платных услуг ЛПУ является прохождение лицензирования и сертификации специалистов участвующих в оказании услуг. а настоящее время все ЛПУ города имеют лицензию. В каждом ЛПУ разработано положение об организации и проведении платных услуг, в котором отражены следующие вопросы:
- потребители услуг,
- способ организации помощи,
- задействованные кадры, площади, расходные материалы,
- механизм ответственности ЛПУ за оказание услуги,
- способы внутреннего распределения фонда оплаты труда,
- режим работы ЛПУ по разным системам оказания услуг и др.
Положение отражает внутреннюю концепцию руководства ЛПУ по этому разделу работы, меру и степень его ответственности и позволяет контролировать адекватность этого вида помощи.
Данное положение плюс перечень платных услуг согласованный с управлением здравоохранения с указанием стоимости услуги и перечнем специалистов доводиться до посетителей. Помимо этого осуществляется контроль за жалобами пациентов - контрольно- ревизионная деятельность.
Основным принципом соблюдения элементарной экономической ответственности ЛПУ является полное и своевременное возмещение бюджетных затрат на оказание платных услуг при формировании цены на платную услугу. Все затраты включаются в себестоимость оказанной услуги. Денежные средства поступают на специальный счет ЛПУ и ежемесячно учреждение осуществляет полный возврат расчетной задолженности бюджету на основной "бюджетный" счет. В последующем это сумма осмечивается и идет на покрытие дополнительных расходов ЛПУ и частично на его производственное развитие. В стоимость услуги входит заработанная плата с начислением, технологический расход материалов, реактивов, амортизация оборудования, степень вовлеченности вспомогательного и хозяйственного персонала. Из этих составляющих формируется себестоимость, на которую начисляется прибыль в среднем до 25 %.
В лечебном учреждении в основу цены закладывается фактические , т. е. достаточно низкие цифры , что снижает себестоимость услуги и эти услуги значительно ниже коммерческих. Реальным фактором ценообразования является невысокий уровень платежеспособности населения и его бесплатный менталитет в отношении государственных ЛПУ.
Оплата платных услуг осуществляется безналичным способом через банки, для юридических лиц. Для частных лиц оплата производится через банки либо наличным расчетом через кассы ЛПУ.
Кассовых аппаратов , как этого требует постановление правительства, в больницах нет. Для расчета используется - счет бланк, являющийся документом строгой отчетности.
Полученный доход идет на возмещение в бюджет, а оставшаяся сумма образует два фонда: фонд оплаты труда и начислений (до 60 %) и фонд производственного развития (до 40 % ), 15 % налоги.
Что касается правовых аспектов с целью обеспечения гарантии качества оказываемой платной услуги, то они оговорены в законе РФ " О защите прав потребителей", в то же время правовой основой по защите профессионального риска врача как от профессиональных ошибок, так и от необоснованных претензий клиентов в настоящее время нет.
Основные виды медицинской помощи которые пользуются спросом у населения это:
1. протезирование;
2 .приказ М 90 "шоферская комиссия";
3 . аборты в ранние сроки;
4 . ультразвуковое исследование;
5 . эндоскопические исследования;
6 . Компьютеорная томография и др.
На все платные услуги заполняется мед. документация и ведется строгая статистическая отчетность.
Таким образом, в заключение можно отметить, что платная медицина это не самоцель, а способ расширения спектра и объема медицинской помощи в городе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ 1
Тема: "Основы маркетинга в здравоохранении
1.Обвести кружком номер правильного ответа:
-
1. Основные концепции управления маркетингом:
1) концепция управления маркетингом;
2) концепция совершенствования товара;
3) концепция совершенствования сервисного обслуживания;
4) концепция интенсификации коммерческих усилий;
5) концепция чистого маркетинга;
6) концепция маркетинга идей;