Файл: Составители зав кафедрой соц медицины и организации здравоохранения доц. Л. В. Кайкова начальник экспертноэкономического отдела департамента здравоохранения администрации области Л. В. Баташова зам.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современных условиях, на фоне снижения частоты контактов работников медицинской сети с населением, можно предполагать изменение их содержания в связи с развитием более тяжелой как по характеру, так и по потребностям в материальных ресурсах патологии. Для того, чтобы справиться с беспрецедентно быстрым изменением условий жизни населения и, в частности, ухудшением общественного здоровья, необходимо иметь четкое представление о механизмах функционирования системы здравоохранения в рыночных экономических условиях, выработать стратегию развития здравоохранения, определить особенности действия законов рынка в медицине. Здравоохранение - специфическая отрасль народного хозяйства и входит в новые экономические отношения через формирование и развитие рынка медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг - понятие многомерное. С одной стороны - это социально-экономические отношения, где продукт труда - медицинская услуга - выступает, в качестве объекта купли- продажи, и ее производство и реализация осуществляется по законам товарного производства и обмена, с другой стороны - это отношения, связанные со здоровьем человека, которое потребляется (расходуется) в процессе производства всех необходимых обществу благ, материализуясь в создаваемом продукте, что требует соответствующего (эквивалентного) возмещения.
Специфика действия рыночных отношений в здравоохранении в значительной мере определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, многие медицинские услуги представляют собой общественные блага не только по своим морально-этическим оценкам, но я по экономическим характеристикам.
Под общественными благами понимают такие товары и услуги, потребление которых одним лицом предполагает возможность потребления этих же благ другими членами общества. В отличие от, так называемых, частных благ - традиционных товаров, характеризующихся свойством исключения и соперничества, общественные блага в чистом виде:
1)не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других;
2) будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим лицам без дополнительных затрат.
И хотя в чистом виде общественные блата встречаются редко, целый ряд услуг вполне соответствует этим критериям. Речь идет прежде всего о мероприятиях, направленных на защиту и улучшение окружающей природной среды, функционирование системы санитарно-эпидемиологического надзора, многих видов профилактической деятельности и т. д. При этом, как и свойственно общественным благам, потребление услуг такого рода с позиций отдельного субъекта как бы задается извне, а по некоторым видам носит обязательный характер, например, принудительная вакцинация.
Строго говоря, прививки, лечение и профилактика инфекционных заболеваний, другие медицинские услуги такого рода не в полной мере соответствуют определению понятия общественного блага. Здесь более правильно говорить о возникновении внешних эффектов, под которыми понимаются эффекты воздействия производства или потребления блага на третьих лиц, не являющихся ни производителями, ни потребителями этого блага, и никак не отраженные в его цене.
Очевидно, что сила внешних эффектов от оказания различных видов медицинских услуг будет разной. Медицинские услуги, обладающие существенным внешним эффектом, по своей экономической природе схожи с медицинскими услугами, являющимися общественными благами. В то же время, широкий набор медицинских услуг выступает как частные, индивидуальные блага, не содержит в своем производстве и потреблении внешних эффектов и в этом смысле мало чем отличается от традиционных товаров.
И если иметь в виду развивающийся в мире эпидемиологический переход, то, в соответствии с ним, относительно меньшая часть необходимых обществу медицинских услуг становится общественными благами или благами, обладающими внешними эффектами. И наоборот, все большая часть услуг здравоохранения приобретает характер частных благ. Данное обстоятельство можно расценивать как катализатор действия рыночных механизмов в сфере охраны здоровья, что, однако, не снимает ограничений действия законов рынка, когда речь идет о медицинских услугах с выраженным внешним эффектом.
Среди других причин, ограничивающих действие рыночных механизмов в сфере здравоохранения и повышающих степень государственного участия в ее функционировании, следует отметить ограниченность конкуренции и несовершенство информации при оказании медицинских услуг.
Это порождается, во-первых, уникальностью и индивидуальностью оказываемых услуг, во-вторых, особенностями профессиональной этики врачей. Кроме того, практически всегда будет ограничена конкуренция между больницами, независимо от того, являются ли они государственными или частными, коммерческими или бесприбыльными структурами.
Как правило, административно-территориальные единицы (за исключением крупных городов) имеют только несколько больниц или всего одну, а увеличение их числа не оправдано экономически, то есть возникает ситуация близкая к естественной монополии. К тому же, в случаях крайней необходимости пациент редко имеет возможность выбора, и если даже время для выбора еще есть, то такой выбор осуществляет не пациент, а его врач.
Эффективность конкуренции среди производителей медицинских услуг снижается в результате несовершенства информации. Ведь врачи являются не только поставщиками медицинских услуг, но также и их заказчиками. Во многих случаях пациент не может выступать в качестве контролера качества лечения (для этой цепи в систему "врач-пациент" вводится посредник). При покупке обычного товара никакого посредника, как правило, не требуется.
Наконец, необходимо учитывать и тот факт, что фирмы, производящие традиционные товары, знают, что они могут привлечь покупателей путем снижения цен. При оказании медицинских услуг складывается противоположная ситуация. Если расценки на медицинскую помощь снижаются, то у многих пациентов складывается мнение, что это учреждение, этот специалист не пользуется спросом, так как не обеспечивают надлежащего качества и пытаются привлечь клиентов низкими ценами. Введение компетентного посредника позволяет снять и это противоречие.
В большинстве стран законодательно введены ограничения на рекламу медицинских услуг и сопутствующих товаров, что приводит к росту цен и сдерживает конкуренцию. Во многих странах для производителей медицинских услуг при выходе на рынок создаются дополнительные искусственные барьеры (лицензирование, частые переаттестации и т. д.).
Это связано с тем, что в чисто экономическом плане вход на рынок медицинских услуг относительно легок, так как не требует, в основном, крупных первоначальных затрат в отличие, скажем, от торговли, промышленности и других сфер, требующих значительный стартовый капитал. С другой стороны, динамичный спрос, появление свежих ниш на рынке медицинских услуг привлекают в эту сферу много новых специалистов и псевдоспециалистов, вплоть до шарлатанов.
В этой связи понятно стремление производителей медицинских услуг всеми средствами свести к минимуму появление на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение.
Еще одно отличие рынка медицинских услуг состоит в том, что значительная часть стационарной медицинской помощи в странах с рыночной экономикой оказывается на некоммерческой основе. Даже там, где число частных больниц превышает число государственных и муниципальных, они в большинстве своем функционируют как бесприбыльные организации и видят свою цель не в снижении издержек и получении максимальной прибыли, а в повышении качества медицинской помощи. Такое положение вполне объяснимо, если учесть, что с помощью "третьей" стороны (государство, страховые компании, благотворительные фонды и др.) больницам возвращаются все их расходы. Отмеченные ограничения действия законов чисто рыночной экономики в здравоохранении означают, что рынок медицинских услуг будет значительно отличаться от рынков с совершенной, эффективной конкуренцией. Отличия рынка медицинских услуг от рынка совершенной конкуренции представлены в таблице 2:
Таблица 2
Специфика рынка медицинских услуг в сравнении со стандартным
конкурентным рынком
Стандартный рынок с совер- шенной конкуренцией | Рынок медицинских услуг |
Много продавцов | Число продавцов ограничено, возможны ситуации, близкие к естественной монополии |
Фирмы стремятся к максимальной прибыли | Преобладают либо государственные, либо бесприбыльные организации |
Однородность товаров и услуг | Неоднородность услуг |
Хорошо информированные покупатели | Несовершенство информации |
Возможность сопоставления цены и качества товара | Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества |
Купля-продажа осуществляется, как правило, напрямую | В большинстве случаев требуется участие посредника, оплачивающего часть расходов |
Здравоохранение входит в рыночные отношения, как уже указывалось выше, через формирование и развитие рынка медицинских услуг. При этом важно отметить одно важное принципиальное обстоятельство. Развитие рыночных отношений и функционирование соответствующих рыночных механизмов процессы закономерные. Их действие нельзя прекратить или отменить, исходя из пожеланий и решений людей.
Пока существуют объективные условия для товарного производства и обмена, общественное разделение труда и экономическая обособленность хозяйствующих субъектов, рынок будет проявлять себя в той или иной форме. Не случайно в СССР даже в рамках жесткой административно-командной системы, сложилась мощная "теневая" экономика, оборот которой в середине 80-х гг., по компетентным оценкам, составлял около 150 млрд. руб. в ценах 1991 г. -т.е. около 20 % от валового национального продукта. А одним из лидеров "теневой" экономики является нелегальный рынок медицинских услуг, на долю которого приходилось около 18 % "теневого" оборота т.е. 2б-28млр.руб.
Для полноценного функционирования системы здравоохранения в качестве главных условий необходимы активное развитие процессов разгосударствления и появления новых субъектов собственности на рынке медицинских услуг. Это, по сути, формирование, а точнее восстановление нормальной многоукладности здравоохранения. Исторический опыт России и мировая практика показывают, что наряду с государственными могут и должны существовать медицинские учреждения других форм: муниципальные, смешанные, коллективные и индивидуальные частные. Должен постоянно идти поиск наиболее оптимального сочетания этих форм, определение наиболее эффективною собственника (и в социальном, и в экономическом отношении) применительно к той или иной сфере медицинской деятельности.
В здравоохранении, как и в любой другой области экономической сферы, должен работать принцип: то, с чем может справится рынок, нужно рынку и предоставить; там, где рынок не срабатывает или его функционирование чревато большими социальными издержками, должны быть использованы иные механизмы.
Специфика продукта труда в системе здравоохранения (экономическая неоднородность медицинских услуг, наличие или отсутствие у них выраженного внешнего эффекта) во многом предопределяют рыночный или иной способ включения их в процесс воспроизводства. Многие медицинские услуги и товары при всей их специфичности имеют вполне товарную природу, и их производство, обмен и потребление наиболее эффективно осуществляются на основе использования рыночных отношений.
Маркетинг таких услуг и товаров мало чем отличается от маркетинга товаров и услуг широкого пользования, как это видно на примере применения использования принципов маркетинга в области фармакологии и предложения лекарственных средств. При этом особенно важным является соблюдение равенства сторон - продавца и покупателя, даже когда в роли покупателя выступает государство, а население получает медицинскую помощь бесплатно.
В связи с этим следует отметить, что " рыночность " и " платность " медицинских услуг - отнюдь не одно и то же. Не корректна также и попытка напрямую увязать соотношение платных и бесплатных медицинских услуг с одной стороны, и соотношение государственных, муниципальных и частных учреждений в системе здравоохранения - с другой. Очевидно, что в условиях рыночной экономики и государственные, и муниципальные медицинские учреждения оказывают как бесплатные, так и платные для населения медицинские услуги; - в то же время, деятельность частных медицинских учреждений и врачей может оплачиваться и из других источников финансирования кроме кошелька непосредственного потребителя.
ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО МАРКЕТИНГА
Основными этапами маркетинга в здравоохранении являются следующие:
1. Изучение, анализ содержания и структуры потребностей в медицинских услугах, лекарственных средствах, инструментарии и оборудовании, удовлетворяемых лечебно-профилактическим учреждением, страховой медицинской организацией, центром здоровья, кооперативом, акционерным обществом и т. д.