ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чувство обреченности на постоянное общение с людьми криминального круга, озлобленных, с социально деформированной психикой – 671,2%;
криминогенный стереотип поведения большинства подследственных и осужденных (постоянная угроза совершения побегов, массовых беспорядков, межличностных разборок с применением насильственных действий друг к другу) –631,3%;
традиционная непрестижность этого направления службы в МВД –571,3%;
их психическая аномальность, импульсивность, напряженность, агрессивность поведения, создающие постоянную угрозу возникновения критических инцидентов (скорее всего, обусловленную отсутствием антистрессовых программ воспитания и ресоциализации) – 531,4%;
высокая вероятность совершения групповых нападений на сотрудников, захвата заложников и других ЧП криминального характера – 321,6%;
прямая угроза жизни и здоровью сотрудников при возникновении конфликта с подследственными или осужденными – 231,7%;
угроза заражения инфекционными заболеваниями (туберкулез, чесотка, педикулез, СПИД и др.) – 151,7%.
Знание закономерности развития стадий постстрессовой реакции должно лечь в основу психопрофилактики воздействия изоляции на личность как осужденных и подследственных, так и сотрудников ИУ УИС МЮ.
Удалось установить, что поведение осужденных и подследственных, эффективность их труда, осознание своего прошлого и будущего, приемлемое отношение к системе ресоциализации в ИТУ зависят:
а) в какой стадии развития стресса они находятся в условиях изоляции (в зависимости от срока лишения свободы);
б) от их способности адаптироваться по своим психофизическим возможностям к стрессогенным условиям изоляции.
Наши наблюдения позволяют заключить, что формы дезадаптивного поведения осужденных в условиях изоляции не могут корригироваться просто воспитательными и правовыми мерами, проводимыми в ИУ и достаточно отработанными в течение многих лет. Необходимо отрабатывать и широко внедрять в систему СИЗО и ИУ современные эффективные методы психокоррекции, направленные на непосредственное снятие стресса, обусловленного условиями вынужденной социальной изоляции, и разработать систему постепенной реадаптации к условиям свободы, особенно психически аномальных осужденных, иначе в обществе будет нарастать потенциал криминогенности и рецидивной преступности. Вынужденная социальная изоляция личности на длительные сроки – довольно мощный психосоциальный стрессор сам по себе,
поэтому введение других видов ограничений, связанных с содержанием в этих условиях, с психологической и правовой точки зрения, по-видимому, необходимо пересмотреть.
Поэтому очень актуально в условиях социальной изоляции применение противострессовых, корригирующих психофизическое состояние программ как для осужденных, так и для сотрудников.
Противострессовые программы широко используются во многих странах для повышения эффективности производственной деятельности во всех областях и нормализации психофизической сферы человека, связанного с ЭУ.
В этом плане большие возможности открывает использование компьютерной техники. Внедрение пакета программ психодиагностического тестирования и методики психофизической саморегуляции «Антистресс» с использованием компьютерной техники проводилось в СИЗО ГУВД г. Москвы. В данной главе мы схематично остановимся на этом методе, так как по этой программе обучались не только осужденные, но и сотрудники СИЗО.
Схема 2
Поэтапное представление программы «Антистресс»
Методика «Антистресс» была направлена на предупреждение и снятие последствий пребывания осужденных или подследственных в условиях экстремальности в СИЗО и колониях. Методика включала магнитофонные записи 3 базовых занятий, обучающих умению расслабиться (релаксации) – вызвать у себя особое психологическое состояние, сопровождающееся спокойствием, умиротворением, торможением, ощущением легкости и уверенности в себе.
Подбор людей осуществлялся врачом или психологом по данным тестирования. Занятия проводились в специально оборудованном кабинете не реже 2 раз в неделю. Продолжительность занятий уменьшалась по мере овладения членами группы релаксационными методиками (от первого этапа к третьему). Каждое занятие было записано на магнитофонной кассете. По истечении некоторого времени, при правильном освоении методики, использовался плакат «рефлекс релаксации» с изображением шестиконечной звезды, при виде которого или представляя его 80% испытуемых подследственных научились моментально в любых условиях вызвать у себя расслабление (схема 2).
Для оценки эффективности применяемой методики и для оказания одновременно и психотерапевтической помощи 45 сотрудников СИЗО по собственному желанию прошли обследование и обучение в качестве контрольной группы. Показатели обучаемости и эффективности обучения двух групп друг от друга не отличались. Обе группы охотно посещали занятия. Отсутствие значимых отличий, пожалуй, говорит о большей стрессогенности условий функционирования сотрудников. В обеих группах в конце III этапа проводилось повторное компьютерное обследование, и давались рекомендации врачом или психологом по самостоятельному использованию методик релаксации в повседневной жизни или назначались повторные занятия в целях закрепления положительных результатов и профилактики психотравмирующего влияния изоляции у сотрудников – признаков неврозоподобных реакций на конфликтные ситуации на службе. Противострессовое психологическое вмешательство особенно важно для осуществления успешной производственной деятельности в ИТУ. У всех осужденных, прошедших курс «Антистресс», была восстановлена хорошая трудоспособность, не было дезадаптивных срывов в поведении.
Кроме того, в условиях ИУ проведение психорелаксационных занятий очень важно, так как условия изоляции способствуют развитию у осужденных или подследственных пограничных психических расстройств, которые мы назвали в начале наших наблюдений «синдромом нарушенной адаптации» [224]. Затем в процессе наблюдения и изучения литературы пришлось сделать конкретный вывод о том, что это и есть нарушение адаптации в рамках посттравматических стрессовых расстройств (по МКБ-10). В данном случае социальная изоляция как стрессогенный фактор способствует запуску механизма стресса в организме осужденного и прохождению им всех вышеуказанных стадий стресса.
Таким образом, изучение стресса и развития состояний психической дезадаптации в условиях СИЗО и ИУ позволит наметить новые пути и подходы к режимно-педагогическим требованиям:
облегчения психосоциальной адаптации к условиям изоляции и профилактики асоциального поведения осужденных и подследственных;
быстрой реадаптации к условиям свободы (профилактика рецидивной преступности) и ресоциализации;
принятия новых, более прогрессивных организационно-правовых и социально-психологических норм, регулирующих должностную деятельность сотрудников и обеспечивающих их социально-психологическую защиту.
Знание закономерности развития стадий постстрессовой реакции должно лечь в основу психопрофилактики воздействия изоляции на личность как осужденных и подследственных, так и сотрудников ИУ УИС.
Разработка современных новейших методик и программ ресоциализации и реабилитации осужденных, направленных на снятие отрицательных последствий формирования посттравматических стрессовых расстройств, способствовала бы превенции ЧП криминального характера и других экстремальных ситуаций в СИЗО и ИУ, в свою очередь делающих экстремальными условия службы сотрудников и способствующих развитию указанных реакций и у них.
2. Социально-правовая защищенность и клинические проявления психической дезадаптации военнослужащих по призыву
в условиях армейской изоляции
(конфликты и реактивно-агрессивные проявления стресса
типа «дедовщины»).
Как указывалось в первой главе, под адаптацией понимается приспособление-соответствие между живой системой и внешними условиями, понятие же дезадаптация отражает различную степень и качество несоответствия организма и социальной среды. Это несоответствие может быть обусловлено нарушением стрессоустойчивости человека. Личность с системой отношений и мотивацией деятельности при нарушении стрессоустойчивости характеризует биосоциальную систему со стороны ее дезорганизованности. Человек обеспечивает свое психофизическое развитие не путем пассивного приспособления, а путем активного направленного взаимодействия с природными и социальными условиями существования. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его разумное поведение в обычных и экстремальных ситуациях. На наш взгляд, чтобы социальные условия деятельности людей не порождали
патологических форм адаптации, взаимодействие личности с экстремальными условиями среды должно быть регламентировано правовыми и социально-психологическими гаран-тиями.
В приказе № 145 от 20 марта 1996 года «О концепции развития МВД до 2005 года» есть раздел «3.10. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК». Ниже мы приводим некоторые позиции из этого раздела.
Внутренние войска в системе МВД России на ближайшую и дальнейшую перспективы сохранят свое предназначение как федеральная сила обеспечения общественной безопасности.
Все задачи, выполняемые внутренними войсками, будут подчинены обеспечению защиты интересов государства. Развитие внутренних войск в ближайшей и отдаленной перспективе предполагает достижение следующих стратегических целей:
максимально раскрыть их возможности в борьбе с преступностью и пресечении внутренних конфликтов, в первую очередь – вооруженных;
путем усиления физической защиты объектов химического и ядерно-энергетического комплексов исключить возможность терроризма с их использованием.
Приоритетными направлениями развития внутренних войск являются совершенствование соединений и воинских частей оперативного назначения (специальных моторизованных воинских частей), способных к переброске в короткие сроки, развертыванию и ведению маневренных действий в любом регионе, где возникает угроза внутренней безопасности страны, а также соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов. Основу войск составят соединения и воинские части оперативного назначения.
В ближайшей перспективе (до 2000 года) войска перейдут на структуру и состав, установленные Указом Президента Российской Федерации; завершат формирование (переформирование) и подготовку соединений оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей.
Предназначение и задачи внутренних войск в ближайшей перспективе в основном сохранятся и т.д.
Как мы видим, в этом перечне в основном говорится об обеспечении безопасности жизнедеятельности государства.
В.А. Белошев [20] считает, что социальная безопасность жизнедеятельности военнослужащих – одна из актуальных проблем современности. Бытовая неустроенность, частые нарушения прав военнослужащих, немотивированная агрессия со стороны гражданских лиц, угрожающая не только здоровью, но и жизни военнослужащих, – все это стало повседневной реальностью для военнослужащих и в том числе военнослужащих внутренних войск.
Социальная безопасность личности специалистами по безопасности жизнедеятельности представляется как защищенность от каких-либо форм физического и нравственного насилия, политического и идеологического диктата, социальной дискриминации. Защищенность от перечисленных форм воздействия на психику, на наш взгляд, является гарантом косвенной психопрофилактики, прежде всего на государственном уровне. В этой связи правомерен вопрос: представляет ли законодательство Российской Федерации подобную защиту своему гражданину? В том числе военнослужащему?
Как отмечает В.А. Белошев [20], законодатель конституционно закрепил основы социальной защищенности военнослужащих, как граждан России. Статьи Конституции Российской Федерации № 37, 38, 41, 42, 52–56 провозглашают права граждан на те или иные виды социальной защиты. Закон РФ «О статусе военнослужащих» распространяет их на людей в погонах и определяет особый статус военнослужащих в связи с их обязанностями по защите государства в любых условиях и с риском для жизни. Третья статья закона прямо устанавливает формы защиты, а раздел первый статьи пятой гласит, что все военнослужащие находятся под защитой государства. Гарантом этой защиты в Конституции назван Президент.
На социальную защищенность военнослужащих работают и Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Закон об обороне», «Закон о дополнительных льготах военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи по защите прав граждан в условиях Чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
Комплекс законов, регулирующих жилищные, имущественные и другие права военнослужащих, плюс Закон РФ «О защите чести и достоинства граждан», Закон РФ «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» призваны исключить любые дискриминационные меры по отношению к военнослужащим. Значительную социальную защиту предоставляет воинам внутренних войск Закон РФ «О внутренних войсках МВД РФ». Однако на практике действенность этих законов недостаточна для обеспечения социальной безопасности военнослужащих. По данным комиссии по правам человека при Президенте РФ, одной из нерешенных проблем в правовом регулировании и на практике является обеспечение прав и свобод человека в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации. Не улучшается положение в сфере обеспечения социально-экономических прав военнослужащих всех категорий.