ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарушение прав военнослужащих допускают командиры и начальники всех степеней. Эти негативные явления не обходят и внутренние войска, подобное положение не может не тревожить, ведь от социальной защищенности человека в погонах во многом зависит и безопасность военной службы. Приведенная выше цифра нарастания суицидов среди военнослужащих уходит корнями в их социальную беззащитность. В чем причина создавшегося положения?
В материалах официальных и неправительственных организаций в качестве основных причин ненормального положения с социальной безопасностью военнослужащих отмечаются: медленная реализация главных положений военной реформы; неразработанность правовой базы и недостаточно высокий уровень действенности законодательства. И действительно, начиная с Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», и в названных выше законодательных актах, вопросы обеспечения стрессоустойчивости, психопрофилактики психотравми-рующего влияния экстремальных условий функционирования и безопасности жизнедеятельности военнослужащих в прямой постановке нигде не встречаются.
Возможны пути выхода из создавшегося положения путем: активизирования проведения военной реформы, приведения в полное соответствие с Конституцией РФ военного законодательства, исключения из него ограничений военнослужащих в правах, не связанных с обеспечением государственной безопасности. Необходимо усовершенствование порядка призыва на военную службу, рассмотрение вопроса о создании альтернативной службы, хотя, действительно, во всех готовящихся законодательных актах и в приказе № 145 от 20 марта 1996 года «О концепции развития МВД до 2005 года» об этом не говорится ни слова.
Осуществление этих реформ позволило бы существенно обеспечить безопасность жизнедеятельности и стрессоустойчивость военнослужащих внутренних войск, а в конечном итоге и эффективность их деятельности по обеспечению правопорядка в стране.
В.С. Олейников [155]считает, что одной из важнейших форм обеспечения безопасности профессиональной деятельности военнослужащих является их нравственно-правовое воспитание. Во-первых, мораль и право являются самыми глубинными и первичными формами общественного сознания человека; во-вторых, во внутренних войсках МВД РФ нет такого вида деятельности и отношений, которые не подвергались бы нравственно-правовой оценке; в третьих, служба во внутренних войсках представляет не что иное, как оказание нравственно-правовой услуги обществу.
Такой подход позволяет не только строить систему воспитания военнослужащих, исходя из этических основ общества, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов, но и уяснить важность и необходимость воспитания для общества и для человека. Указанный автор считает, что в настоящее время мораль и право не отражают объективные закономерности в системе общественных отношений и не защищают экономических, социально-психологических и духовных прав военнослужащих. Жизнь людей существует сама по себе, а нормы морали и права – сами по себе. Основная причина всех бед обусловлена преступной системой разделения собственности, что способствует разделению общества на преступные группы, противоположные друг другу, с экономических и правовых позиций. Эффективность деятельности внутренних войск находится в непосредственной связи с общей экономической и нравственно-правовой ситуацией в стране [155].
Все сказанное относится и к органам внутренних дел и, создавая законодательную базу, следовало бы предусмотреть, чтобы эта база работала на практике, быстро не устаревала, а для этого, видимо, нужно учитывать опыт, имеющийся в других странах, по которым мы равняемся, перестраивая свои политические взгляды и экономический строй.
Необходимо подчеркнуть, что нравственно-правовое воспитание военнослужащих и сотрудников ОВД должно получить необходимую в нашей стране законодательную базу, пока что на этот счет существует только Директива № 1 от 19 июня 1996 года МВД РФ и план по ее реализации.
Важным условием того, как сотрудники ОВД и военнослужащие ВВ относятся к выполнению своих обязанностей и тем самым соблюдают основы безопасности внутренней и военной службы, является степень развития законодательства Российской Федерации.
В условиях формирования правового государства одним из важнейших факторов эффективного выполнения ОВД и ВВ МВД России задач по защите прав и законных интересов личности, охраны психического здоровья, обеспечению безопасности общества и государства, предупреждению, пресечению преступлений выступает качественное правовое обеспечение их деятельности, дальнейшее совершенствование пакета законов России [18, 20, 33.61, 101–103].
Президентом, Правительством и Парламентом РФ проводится большая работа по совершенствованию правовых основ деятельности Вооруженных Сил России и внутренних войск. Однако из-за сложного экономического положения и отсутствия финансовых средств не действует в
полном объеме и та законодательная база, которая уже принята (Закон «О статусе военнослужащих», «О внутренних войсках МВД РФ», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О милиции» и т.д.).
Имеющаяся правовая база, регламентирующая деятельность войск, предельно централизована, преимущественно состоит из актов бывшего Союза ССР, отличается наличием существенных пробелов, декларативностью и несогласованностью правовых предписаний.
На низком уровне осуществляется и обобщение практики применения действующего законодательства. Отсутствует надлежащий контроль над соответствием законодательству ведомственных актов. Слабо ведется работа по защите имущественных и иных интересов подразделений и частей ОВД и ВВ. Недостаточно полно организован систематизированный учет нормативных актов. Новые нормативные материалы доводятся до личного состава не всегда оперативно и не всегда сопровождаются необходимыми разъяснениями. Все это способствует падению престижа службы в ОВД и ВВ и как следствие – снижению укомплектованности. При этом в последние годы больше стали увольняться не только молодые, но и перспективные и опытные представители ОВД и ВВ в возрасте 30–40 лет [155, 157].
Сложившаяся ситуация не может продолжаться бесконечно, новые политико-правовые условия, обусловленные процессами утверждения государственного суверенитета РФ, начавшего движения к правовому государству, делают весьма актуальной задачу создания принципиально новой законодательной базы функционирования ВВ и Вооруженных Сил. Как показывает предварительный анализ, в общей сложности предстоит разработать и принять более полутора тысяч разнообразных взаимодополняющих законодательных актов [32, 46, 25].
Как отмечает В.И. Кайнов [80], на август 1994 года в Правительстве находились около 7 разработанных проектов постановлений, принятие которых усилит социальную защиту военнослужащих (о порядке реализации льгот по квартплате, оплате коммунальных услуг и квартирных телефонов, по проезду на транспорте, по страхованию имущества военнослужащих, проходящих службу в «горячих точках», по оказанию финансовой помощи при индивидуальном и кооперативном строительстве). Десять проектов находились в завершающей стадии согласования. Армия и правоохранительные органы нуждаются в глубоком реформировании, но не во имя самих реформ, а для осуществления целей, возложенных на них. В связи с этим можно выделить основные приоритеты дальнейшего совершенствования военного пакета законов РФ [80]:
1) Разработка законодательных актов, предусмотренных Конституцией РФ: закона о военном положении; закона о чрезвычайном положении; закона об альтернативной службе.
2) Разработка законов, которые определяют основные параметры реформирования ВС и ВВ: закона о расходах на оборону, обосновывающего экономические и финансовые аспекты реформирования войск; закона о гражданском контроле над деятельностью силовых структур, обеспечивающего гласность и доступ к информации, как должно быть в правовом государстве.
3) Приведение в соответствие в связи с разработкой и принятием законодательных актов, связанных с основными положениями военной доктрины и указами Президента, следующих законов: «О воинской обязанности и военной службе»; «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим».
4) Необходимо принятие законодательства, регламентирующего службу в ВВ и других службах.
Таким образом, в условиях реформирования армии и правоохранительных органов и формирования правового государства одним из важнейших факторов эффективного выполнения задач, стоящих перед правоохранительными органами, выступает качественное правовое обеспечение их деятельности.
Для сравнения и внедрения положительного опыта развитых стран (Франция, Швейцария, Германия и др.) правомерно было бы изучить их практику многолетнего реформирования силовых структур.
ФРАНЦИЯ. Так, при выработке мер по социальной защищенности военнослужащих французские специалисты исходят из того, что всестороннее обеспечение прав солдат и офицеров имеет большое значение для укрепления воинской дисциплины, улучшения морально-психологического состояния личного состава, а значит, и повышения боевой готовности и боеспособности войск. Кроме того, эти меры содействуют росту авторитета армии среди населения, престижа и привлекательности военной службы [23].
Социальная защищенность военнослужащих – понятие комплексное. В настоящее время во Франции преобладает тенденция к тому, чтобы военнослужащих в определенной степени уравнять в правах с другими гражданами, по возможности снять с солдат и офицеров ограничения и запреты, оправдываемые в прошлом спецификой военной функции государства, требованиями воинской дисциплины и т. д. Это отчетливо прослеживается в основных положениях документов, регламентирующих воинскую службу. Характерны изменения, внесенные в статус военнослужащих и дисциплинарный устав вооруженных сил Франции. Согласно нововведениям каждый военнослужащий имеет право лично обращаться к вышестоящим командирам или в руководящие военные органы, минуя промежуточные звенья. В праве на жалобу появилось дополнение: любое решение, принятое по конкретному лицу, в том числе и мера его наказания, может при необходимости оспариваться, вплоть до обращения к министру обороны.
Усовершенствованные правила не обязывают солдат, набранных по призыву (призывников), находиться в казарме, когда это не вызывается служебными интересами, позволяют им каждый вечер покидать место расположения части в штатской одежде и возвращаться в удобное для них время суток до начала исполнения своих обязанностей. В конце каждой недели призывники могут увольняться на 24, 48 или 72 часа. В месяц должно предоставляться не менее трех таких увольнений. Если они не использованы, то к отпуску добавляется 5 суток в качестве компенсации.
В течение всего срока службы (12 месяцев) солдаты имеют право на получение отпуска, продолжительность которого 16 дней, причем тем, кто до службы освоил сельскохозяйственные специальности, прибавляется 10 дней. Отпускное время они выбирают между третьим и одиннадцатым месяцами службы и могут разбить его на несколько периодов.