Файл: 1 Основные принципы принятия государственных решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление рисками как научная и профессиональная специализация является весьма сложной областью менеджмента, так как находится на стыке различных областей знаний и требует навыков использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента. Эта сложность усиливается на государственном уровне, поскольку появляется вероятность возникновения стратегических рисков, под которыми мы понимаем возможности нанесения ущерба национальным интересам страны и устойчивому экономическому развитию, связанному с двумя группами факторов.

Первая группа (внешние факторы) – вызовы глобального политического, социально-экономического и технологического характера.

Вторая группа (внутренние факторы)-угрозы, возникающие вследствие принятия неэффективных стратегических решений по приоритетным аспектам реформирования и развития страны1.

Совсем неслучайно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, говорится о том, что достижение целей обеспечения экономической безопасности страны осуществляется в том числе за счет повышения эффективности государственной макроэкономической политики путем развития системы стратегического планирования, внедрения риск-ориентированного подхода с учетом потенциальных внешних и внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации (пункт 67, подпункт 23)1.

Риск-ориентированный подход к реализации управленческих решений государства выступает своего рода «подушкой безопасности», которая способна «смягчить негативные последствия сложно предсказуемых и даже полностью неожиданных явлений, тем самым предотвращая благоприятный результат реализации различных программ и проектов»2. Не подлежит сомнению, что такой подход особенно актуален в настоящее время, когда внешние вызовы и угрозы для нашей страны существенно возросли.

Выше уже отмечалось, что к теоретически найденному управленческому решению следует применять понятие «качество», а к практически реализованному – понятие «эффективность». Эффективная реализация управленческого решения означает успешность претворения его в жизнь. В определенной степени эффективность управленческого решения аналогична эффективности процесса или объекта, на который оно направлено.


Так, весной 2020 года Правительство Российской Федерации купило у Банка России контрольный пакет акций ПАО «Сбербанк», номинальным владельцем которого стал Фонд национального благосостояния России. В результате этой сделки Сбербанк стал классической компанией с государственным участием (госкорпорацией в широком понимании) наряду с Газпромом, Роснефтью, Ростелекомом. Насколько эффективно это управленческое решение государства?

Согласно отчетности «Сбера» по МСФО за три квартала 2021 года, он заработал почти 1 трлн рублей, увеличив прибыль в 1,7 раза в сравнении с 2020 годом и в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом3.

Вместе с тем за это время здесь не исчезли многие негативные с точки зрения клиентов явления, например, выдача заемщику с использованием агрессивной техники продаж максимально возможной суммы кредита с различными «нагрузками» без привязки к его объективным потребностям и возможностям по обслуживанию данного долга1.

Таким образом, с точки зрения акционеров эффективность принятого в 2020 году управленческого решения была налицо, простые же клиенты вполне могли в этом сомневаться. Ребрендинг ставшего госкомпанией Сбербанка во многом был нацелен на западную аудиторию и это сначала принесло свои плоды: в январе 2022 года Сбербанк (он же Сбер) занял первое место в рейтинге самых сильных брендов Европы, которое ранее занимала Ferrari2.

Однако 24 февраля 2022 года он попал под западные санкции, а его акции потеряли более половины своей стоимости3, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе негативно будет сказываться на его дальнейшей диверсификации и продвижении за рубеж, решения, о которых, безусловно, принимались российским руководством весной 2020 года.

Таким образом, мы можем выделить 4 стадии: разработка плана реализации решения; управление реализацией; контроль выполнения решения; оценка результатов реализации4. Особенностями можно считать то, что как процесс принятия решения, так и его осуществление, должно хорошо координироваться и контролироваться на всех уровнях государства: федеральном и региональном. Также должное внимание необходимо обращать на возможное возникновение рисков и заранее продумывать пути достижения их минимизации.

Итак, подводя итог данной главы, мы можем обозначить следующее. Процесс принятия государственных решений разделяется на несколько этапов, количество и содержание которых варьируется в трудах разных авторов. Исходя из проанализированной по данной теме информации, мы предлагаем выделить следующие этапы: 1) подготовительный; 2) этап разработки целей; 3) реализации и имплементации (продвижения) целей; 4) оценка достигнутых результатов. Следование последовательной разработке решения, опираясь на указанные этапы может увеличить продуктивность субъектов, принимающих решения и впоследствии создать нужное в конкретной ситуации решение.



Говоря о рациональном принятии решения, стоит отметить, что оно также включает в себя несколько важных этапов, начиная со стадии получения информации о ситуации, заканчивая анализом развития ситуации после управленческих воздействий. При принятии именно рационального решения ЛПР должно опустить личные воззрения, предыдущий субъективный опыт и руководствоваться только логикой для создания алгоритма, позволяющего проще и более эффективно достигнуть поставленной цели.

Процесс реализации государственных решений также должен подразделяться на последовательные стадии: разработка плана реализации решения; управление реализацией; контроль выполнения решения; оценка результатов реализации1. Особенностями такого процесса можно считать то, что как процесс принятия решения, так и его осуществление, должно хорошо координироваться и контролироваться на всех уровнях государства: федеральном и региональном. Также должное внимание необходимо обращать на возможное возникновение рисков и заранее продумывать пути достижения их минимизации.

Глава 3. Современные проблемы реализации государственных решений
Деятельность государственных органов реализуется в рамках выполнения ими функций по управлению страной. Под управлением понимают функцию систем разной природы, обеспечивающую их единство, достижение задач, стоящих перед ними, сбережение их структуры, поддержание режима их работы.

Государственное управление осуществляется на основе планирования, организации, координации и контроля. Эти процессы необходимы для постановки и достижения цели государственных органов.

Целью управления является создание и поддержание базовых элементов единой системы с помощью автоматизации структуры и взаимоотношений между ними для достижения определенных целей1. Органы государственного управления между собой могут отличаться областью действия и спецификой функций и задач, которые они выполняют.

Управленческая система государства в Российской Федерации осуществляет свои функции на федеральном и региональном уровнях.

При этом федеральный уровень государственного управления характеризуется политической деятельностью, в которой специализированные государственные органы (институты, должностные лица и политические деятели) выполняют ряд функций для развития государства.

На федеральном уровне основной целью функционирования органов государственного управления является поддержание и развитие:

– единства государства и его структуры,

– избирательной системы,

– политических партий,

– политических институтов страны для достаточно высокого уровня жизни населения. Только четко организованная система государственного управления предоставляет возможности для совершенствования системы здравоохранения, культуры, искусства, науки, поддержания безопасности страны.

На региональном уровне российские органы государственного управления:

– занимаются выбором стратегии развития региона,

– формируют приоритеты их развития,

– координируют социально-экономические процессы в регионе.

Центральным звеном деятельности государственных органов при реализации их функций являются управленческие решения. Под управленческим решением понимают оптимальный способ устранения возникающих проблем, представляющий собой выбор альтернативы из нескольких возможных вариантов действий. Решение применяется для удовлетворения и реализации социальных, правовых и экономических интересов граждан страны. Результатом становится выбор и принятие наиболее эффективного управленческого решения из множества других возможных альтернативных вариантов. В итоге от вариантов решений,
принятых государственными органами управления, зависит благополучие граждан и страны в целом1.

Разработка, принятие и реализация управленческих решений в государственных органах как процесс проходит несколько последовательных стадий:

– во-первых, лицо, принимающее решение, устанавливает необходимость разработки решения;

– во-вторых, осуществляется сбор и анализ информации относительно сложившейся ситуации, в которой будет приниматься решение. Информация собирается на основе отчетов и в ходе проверок;

– в-третьих, проводится диагностика ситуации, выявляются и формулируются ключевые проблемы, то есть те противоречия, препятствия и трудности, которые мешают достижению цели;

– в-четвертых, производится поиск и выявление различных возможных альтернатив решения проблем с определением их особенностей;

– в-пятых, лицо, принимающее решение, определяет предпочтительный вариант разрешения противоречий. Возможные варианты сравниваются между собой по определенным, заранее выбранным критериям, затем выбирается наиболее подходящий проект решения. Причем, процесс определения наиболее оптимального решения, как правило, осуществляется на основе многокритериального выбора;

– в-шестых, происходит определение сроков реализации и исполнения решения;

– в-седьмых, осуществляется письменное соглашение между чиновниками, назначаются и согласовываются ответственные лица;

– в-восьмых, производится контроль за исполнением решения. Эта стадия представлена контрольными функциями, здесь осуществляется мониторинг исполнения решения и контроль за соблюдением законности и сроков реализации проекта;

– в-девятых, анализируется результативность решения и оценивается эффективность проекта.

Для повышения эффективности управленческой деятельности органов государственного управления в процессе подготовки варианта решения должностному лицу необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каким представляется конечный итог разрешения проблемы?

2. Какие действия необходимо предпринять для устранения существующих проблем, возникших в управленческой сфере?

3. Каким должен быть максимальный размер издержек для разрешения проблем?

4. В какие сроки необходимо разрешить сложившиеся проблемы1?

Управленческое решение будет качественным и эффективным, если оно соответствует определенным требованиям. К основным требованиям к управленческим решениям относят актуальность, доказательность, обязательность исполнения, целенаправленность, непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми управленческими решениями), законность, гибкость, адаптивность.