ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
94
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
обществе является предметом исследования отечественных экономистов и социологов, основывающих свои работы на общепринятых положениях экономической теории [5]. К 2007 году экономическое неравенство в России достигло пиковых значений. Так, по данным П.М. Козыревой и А.И. Смирнова,
«децильный коэффициент фондов, т.е. разрыв в доходах между десятью процентами самых богатых и десятью процентами самых бедных граждан с
1995 по 2007 год вырос с 13,5 до 16,7 раза. Затем, после вступления страны в длительную кризисную полосу, постепенно снизился к концу 2016 года до 15,7 раза. Это же относится и к изменению величины коэффициента Джини
(индекса концентрации доходов), свидетельствующего о степени расслоения общества, который с 1995 по 2007 год вырос с 0,387 до 0,422, однако к концу
2016 г. уменьшился до 0,414» [6, с. 298]. Эти значения, характеризующие степень экономического неравенства, сохранились практически неизменными до настоящего времени. Следует отметить, что, в мировой практике считается предельно-допустимой величиной для коэффициента фондов в соотношении
8-10 раз между наиболее и наименее обеспеченной группой населения. Для показателя коэффициента Джини – 0,3. Поэтому, по мнению ряда авторитетных российских ученых, величины показателей коэффициента фондов и коэффициента Джини в РФ находятся близко к предельно-критическим, предельно-допустимым в мировой практике значениям [7; 8].
Одной из проблем экономического расслоения населения в России является значительная межрегиональная дифференциация доходов населения.
Существенные диспропорции в распределении доходов населения, проживающего в различных субъектах РФ, порождают противоречия и несправедливость наемно-трудовых отношений, ситуации в сфере отношений труда и капитала, удовлетворённости трудом, пенсионным обеспечением и т.д.
[9]. Решение этих проблем базируется на статистическом анализе степени экономического расслоения населения регионов и принятии политических и законодательных решений, направленных на выравнивание межрегиональных диспропорций в уровне доходов населения.
Следует отметить, что государство занято решением проблемы экономического неравенства населения по территориальному признаку.
В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации № 748 от 29 ноября 2018 года «О реализации в субъектах
Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до
2024 года национальных целей социально-экономического развития по
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
95
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза», определено ресурсное обеспечение и мероприятия по оценке реального уровня и снижению уровня бедности малообеспеченных слоев населения на региональном уровне. В пилотный проект по снижению уровня бедности вошли
9 из 14 регионов Приволжского федерального округа, включая Пермский край
[10].
По итогам совещания с членами Правительства 10 марта 2021 года
Президент России утвердил перечень поручений, в одном из которых поручил
Кабмину и региональным властям добиться опережающего роста реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал в «отстающих» субъектах
РФ. Для этого ответственным органам власти вменена обязанность разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднероссийского [11].
На выравнивание регионального неравенства по уровню доходов населения направлена деятельность федеральных и региональных органов власти посредством реализации мероприятий, направленных на снижение уровня бедности и поддержку доходов населения, предусмотренных в утвержденных Минфином России «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов» [12].
В соответствии с этим документом, основу для повышения реальных доходов населения должен создать устойчивый рост трудовых доходов граждан в условиях динамичного экономического развития страны при сохранении инфляции на устойчиво низком уровне. Меры государственной политики при этом сконцентрированы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, включая пенсионеров (повышение пенсионного обеспечения опережающими инфляцию темпами), низкооплачиваемых работников и других малоимущих граждан (в т.ч. попавших в сложную жизненную ситуацию).
Проанализируем степень дифференциации доходов населения регионов, входящих в ПФО, сравним показатели экономического неравенства населения
Пермского края в сравнении со среднероссийскими показателями и показателями остальных административно-территориальных образований
ПФО. Исследования базируются на статистических данных, характеризующих распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, коэффициент Джини и коэффициент фондов в РФ и регионах ПФО за 2021 г. (табл. 1).
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
96
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Таблица 1
Распределение общего объема денежных доходов
по 20-процентным группам населения, коэффициент
Джини и коэффициент фондов в РФ и регионах ПФО в 2021 г. [13].
Территории
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в в общей численности населения субъекта, %
Коэффи- циент
Джини
Коэффи- циент фондов, раз
Первая
(с наимень- шими дохо- дами) вторая третья четвер- тая
Пятая
(с наи- боль- шими дохо- дами)
Российская Федерация
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 0,409 15,2
Республика
Башкортостан
5,7 10,4 15,4 22,8 45,7 0,396 13,8
Республика Марий Эл
6,6 11,5 16,3 23,0 42,6 0,357 10,5
Республика Мордовия
6,6 11,5 16,2 23,0 42,7 0,358 10,6
Республика Татарстан
5,8 10,6 15,5 22,8 45,3 0,391 13,4
Удмуртская
Республика
7,1 11,9 16,6 23,1 41,3 0,340 9,4
Чувашская Республика
6,9 11,8 16,5 23,1 41,7 0,346 9,7
Пермский край
5,9
10,8
15,6
22,9
44,8
0,385
12,8
Кировская область
7,2 12,1 16,7 23,1 40,9 0,335 9,0
Нижегородская область
5,9 10,7 15,6 22,8 45,0 0,387 13,0
Оренбургская область
6,4 11,3 16,1 23,0 43,2 0,364 11,1
Пензенская область
6,8 11,7 16,4 23,0 42,1 0,351 10,1
Самарская область
6,3 11,1 16,0 22,9 43,7 0,371 11,6
Саратовская область
6,4 11,2 16,0 23,0 43,4 0,367 11,3
Ульяновская область
6,8 11,6 16,4 23,0 42,2 0,352 10,2
Из данных, представленных в табл. 1, видно, что в 2021 году 20% населения, входившего в самую низкообеспеченную группу, в Российской
Федерации получили всего 5,4 % доходов от суммы всех доходов населения
РФ. Второй группе населения, также включающей 20 % населения страны, досталось 10,1 % доходов и т.д. Следует отметить, что 20 % населения с наибольшими доходами стали обладателями доли в 46,7 % доходов, распределённых между всем населением РФ. Это прямо указывает на экономическую дифференциацию населения России.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
97
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
В субъектах РФ, входящих в состав ПФО, в 2021 году также зафиксирован значительный уровень экономического неравенства населения.
Об этом свидетельствует тот факт, что 20 % населения, составляющего первую самую «бедную» группу, оказались обладателями доходов в диапазоне от 5,7 %
(Республика Башкортостан, наихудший показатель) до 7,2 % доходов в
Кировской области (лучшие показатели) от суммы всех доходов, распределённых между пятью группами населения. При этом доход пятой, наиболее обеспеченной группы населения, варьировался от 40,9 % в Кировской области до 45,7 % доходов в республике Башкортостан.
Выявленную закономерность подтверждает анализ коэффициента фондов. Согласно данным табл. 1, в Пермском крае, Республике Татарстан,
Республике Башкортостан доход десятипроцентной, наиболее обеспеченной группы населения, в 12,8, 13,4 и 13,8 раз соответственно, превышал доход наименее обеспеченной группы населения. В Кировской области в 2021 году коэффициент фондов зафиксирован на уровне 9,0, что почти на 4-5 пунктов ниже, чем в вышеупомянутых территориях.
Следует отметить, что в тех регионах, где экономическое неравенство проявляется в меньших масштабах, значительная часть рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на предприятиях лесопромышленного комплекса, обрабатывающих предприятиях и т.д. (Кировская область, Удмуртская
Республика, Чувашская республика).
Доход собственников и заработная плата работников предприятий этих отраслей, включая менеджеров высшего и среднего звена, относительно низкий. Доход владельцев и работников предприятий электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, нефтехимической промышленности, функционирующих в Республике Башкортостан, Пермском крае, Республике
Татарстан гораздо выше. Вместе с тем, в этих субъектах РФ также расположены предприятия низкодоходных отраслей, что объясняет высокий уровень доходного неравенства в перечисленных территориях. Из данных табл. 1 видно, что во всех регионах ПФО уровень доходного неравенства несколько ниже по отношению со среднероссийскими показателями как по значениям коэффициента Джини, так и значениям коэффициента фондов.
Что касается Пермского края, то он имел существенный разрыв в уровне доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения. Пермский край является одним из экономически развитых регионов РФ за счет таких отраслей, как химическое производство, добыча нефти и производство нефтепродуктов.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
98
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Пермский край занимает 4 место по степени экономического неравенства, оцениваемому по коэффициенту Джини, среди субъектов ПФО после
Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Нижегородской области.
Выводы и предложения
Проблема несправедливого распределения доходов среди населения
России обострилась в процессе перехода страны на рыночные условия хозяйствования и является весьма актуальной в настоящее время.
Статистические показатели, характеризующие степень экономического неравенства населения регионов ПФО, в том числе Пермского края, являются близкими к предельно-допустимым значениям. Повышение уровня жизни беднейших слоёв населения страны и входящих в её состав регионов, с точки зрения автора данной статьи, возможно через дальнейшее повышение минимального размера оплаты труда, увеличение пенсий, возобновление выплаты пенсий работающим пенсионерам. Источниками финансирования этих статей расходов бюджета может быть существенное повышение налогов на роскошь, находящейся в собственности у группы богатейшего населения страны. Следует осуществлять действенный контроль за выводом денег за рубеж. Своевременное выполнение положений федеральных и региональных законодательных и нормативных актов, поручений Президента России, направленных на повышение благосостояния граждан России Правительством и региональными властями, является важнейшим фактором опережающего роста реальных доходов населения в «бедных» субъектах РФ. Рост доходов беднейших слоев населения приведет к снижению значений коэффициента
Джини и коэффициента фондов в регионах, характеризующихся высокой степенью экономической дифференциации доходов, в том числе в Пермском крае.
Список литературы
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.:
Эксмо, 2007. – 956 с.
2. Gini C.W. Variabilita emutabilita. – Bologna: P. Cuppini, 1912.
3.
Козырева, П.М.
,
Смирнов, А.И.
Масштабы и динамика социально- экономического неравенства в современной
России
//
Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Новый
Хронограф, 2018. – С. 290–318.
4. Беляева, Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социологические исследования. – 2007. – № 11. – C. 29–41.