ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
99
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
5.Тучина, Ю.В. Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Том 8. – № 11 А. –
С. 129–136.
6. Семенов, Д.А., Щеколдин, В.Ю. Теоретические и эмпирические функции Лоренца, индексы Джини и их свойства // Научный вестник НГТУ. –
2020. – № 4 (80). – С. 121–144. – DOI: 10.17212/1814-1196-2020-4-121-144.
7. Локосов, В.В. Стабильность общества и система предельно- критических показателей его развития. // Социологические исследования. –
1998. – № 4. – С. 86–94.
8. Глазьев, С.Ю., Локосов, В. В. Оценка предельно-критических значений показателей состояния Российского общества и их использование в управлении социальноэкономическим развитием. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 4 (22). – С. 22–41.
9. Свинухова, Ю.Н. Основные срезы и тренды экономического выражения социальной несправедливости в современной России и ее регионах
// Социодинамика. –2018. – № 10. – С. 20–30. URL: e-notabene.ru).
10. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (утв.
Минфином России). [Электронный ресурс]. URL: http: КонсультантПлюс
(consultant.ru) (дата обращения: 20 марта 2023 года).
11. Поручение Президента. Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства 10 марта 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: http: // kremlin.ru/acts/assignments/orders/65277 (дата обращения:
16 марта 2023 года).
12. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (утв.
Минфином России). [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс
(consultant.ru) (дата обращения: 16 марта 2023 года).
13. РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. 2022: Р32
Стат. сб. / Росстат.
М., 2022.
1122 с. [Электронный ресурс]. URL: http: // rosstat.gov.ru /(дата обращения: 10.03.2023).
© И.С. Манохин, 2023
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
100
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
АНАЛИЗ ВВП РОССИИ И РЯДА СТРАН ПО ОТРАСЛЯМ ЗА РАЗНЫЕ
ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ
Марушевский Вадим Эдуардович
Ишмухаметов Камиль Флюрович
студенты
Научный руководитель: Карачурина Гузель Гизаровна
к.т.н., доцент
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Аннотация. В данной статье рассматриваются развивающиеся рынки
ВВП России, анализируются ВВП различных стран, выделены важнейшие отрасли экономики России
Ключевые слова: экономика, промышленность, отрасль, рынок, кризис.
EMERGING MARKETS: PARTS OF RUSSIA'S GDP
Marushevscky Vadim Eduardovich
Ishmukhametov Kamil Flurovich
Scientific adviser: Karachurina Guzel Gizarovna
Abstract. This article examines the emerging markets of Russia's GDP, analyzes the GDP of various countries, highlights the most important sectors of the
Russian economy.
Key words: economy, industry, industry, market, crisis.
Инвесторы, стремящиеся к большей диверсификации или пытающиеся получить доступ к быстрорастущим частям мира, возможно, рассматривали страны с формирующимся рынком, такие как Бразилия, Россия, Индия или
Китай. Из них Россия, безусловно, занимает первое место по площади суши, но занимает лишь 11-е место по мировому валовому внутреннему продукту
(ВВП)
— значительно уступая Китаю (второе место) и Индии (шестое место) и сразу же опережая Бразилию (12-е место). В то время как Соединенные Штаты считаются крупнейшей экономикой мира с ВВП в 23 триллиона долларов, номинальный ВВП России составляет 1,78 триллиона долларов [1].
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
101
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
1) Валовой внутренний продукт (ВВП) России в основном состоит из трех секторов: сельского хозяйства, промышленности и услуг.
2) Сельскохозяйственный сектор составляет около 5,6% ВВП, а промышленность и услуги - 26,6% и 67,8% соответственно.
3) В 2021 году Россия продемонстрировала лучший рост ВВП с 2008 года, продемонстрировав темпы роста 4,7%. На 2022 год ожидаемый темп роста ВВП составляет -6%.
Начальный переходный период для России после распада Советского
Союза в 1991 году был трудным, поскольку она унаследовала разрушенную промышленность и сельскохозяйственный сектор наряду с ранее плановой экономикой. Режим провел многочисленные реформы, которые сделали экономику более открытой, но высокая концентрация богатства по-прежнему сохранялась. Темпы экономического роста России оставались отрицательными на протяжении большей части 1990-х годов, до начала последующего золотого десятилетия. С 1999 по 2008 год ВВП России рос не менее чем на 4,7% в год. Это расширение сделало Россию одной из самых быстрорастущих экономик. Однако этот рост был в основном обусловлен бумом цен на сырьевые товары, особенно на нефть.
Российская экономика испытала толчок, когда цены на нефть упали, вызванные глобальным финансовым кризисом 2008–2009 годов. Экономика постепенно восстанавливалась по мере стабилизации цен на нефть. Затем она росла приличными темпами в 2011 и 2012 годах, но начали появляться структурные проблемы, которые вызвали замедление в 2013 году. Следующие пару лет замедление продолжалось, поскольку страна столкнулась с множеством проблем, включая падение цен на нефть. В 2015 году ее ВВП упал на 2%, но позже рос каждый год с 2016 по 2018 год, прежде чем замедлиться и упасть на 2,7% в 2020 году. В 2021 году Россия продемонстрировала лучший рост ВВП с 2008 года, однако на 2022 год ожидаемые темпы роста ВВП составляют -6% [2].
Структура ВВП России в основном состоит из трех широких секторов: небольшого сельскохозяйственного сектора, на который приходится около
5,6%, за которым следуют промышленность и сфера услуг, на долю которых приходится 26,6% и 67,8% соответственно.
Суровая погода и суровые географические условия делают возделывание земли трудным и ограниченным несколькими небольшими районами страны. Это одна из основных причин минимальной роли аграрного сектора в
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
102
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
экономике
России.
Аграрный сектор страны характеризуется сосуществованием как формального сектора
, представленного крупными производителями для коммерческих целей, так и неформального сектора, где мелкие землевладельцы производят продукцию для собственного пропитания. Сектор включает лесное хозяйство, охоту и рыболовство, а также выращивание сельскохозяйственных культур и животноводство.
Вклад промышленности России в ее ВВП остается более или менее стабильным, составляя в среднем около 30% за последнее десятилетие. Для контекста США производят только около 18% своего ВВП за счет промышленности. Включает горнодобывающую промышленность, производство, строительство, электричество, воду и газ. Россия обладает множеством природных ресурсов, в первую очередь нефтью и природным газом, древесиной, месторождениями вольфрама, железа, алмазов, золота, платины, олова, меди и титана. Основные отрасли промышленности в России извлекают выгоду из природных ресурсов страны. Этот бизнес возродился со временем и является ведущим поставщиком машин и оборудования для других отраслей экономики [3].
По степени значимости топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из важнейших отраслей экономики России. Нефть, природный газ, электричество и многое другое находятся под контролем федерального правительства. ТЭК включает в себя добычу и производство энергоресурсов, переработку, доставку и потребление всех видов энергии. ТЭК не только поддерживает несколько секторов экономики, но и его продукция является основным экспортным товаром России. Страна является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии. На долю страны приходилось 11% от общего объема мировой добычи нефти [3].
Сектор услуг в настоящее время составляет более 56% ВВП страны, и в нем занято больше всего людей в стране – более 67% населения. Ключевыми сегментами российской сферы услуг в последнее время являются услуги гостиниц и общественного питания, строительство, культура и развлечения, торговля. Часто отмечают, что поскольку кризис, сопровождавший падение
Советского Союза, опустошил сельское хозяйство и промышленность, это дало возможность ускориться развитию сферы услуг.
Каковы основные части экономики России? Валовой внутренний продукт (ВВП) России в основном состоит из трех секторов: сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Сельское хозяйство составляет
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
103
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
около 5,6% ВВП, за ним следуют промышленность и сфера услуг, на долю которых приходится 26,6% и 67,8% соответственно.
Какое место занимает Россия в мировом ВВП? Россия занимает 11-е место по мировому ВВП, значительно уступая Китаю (второе место) и Индии
(шестое место) и чуть опережая Бразилию (12-е место) среди крупных стран с формирующимся рынком.
Какая самая крупная промышленность в России? Россия сильно зависит от производства топлива и энергии. Так называемый топливно-энергетический комплекс страны включает в себя добычу и производство энергоресурсов, переработку, доставку и потребление всех видов энергии. Эти предприятия поддерживают несколько секторов экономики, а их продукция является основным экспортным товаром России.
Список литературы
1. Экономическая теория : учебник для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 481 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-
534-14540-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510898 (дата обращения: 16.03.2023).
2. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев,
А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017.
– 336 с.
3. Рейтинг стран по ВВП. – Текст : электронный. – URL: https://svspb. net/danmark/vvp-stran.php (дата обращения: 17.03.2023).
4. Главный в экономике: структура ВВП России по отраслям. – Текст: электронный. – URL: https://sovcombank.ru/blog/glossarii/glavnii-v-ekonomike- struktura (дата обращения: 17.03.2023).
© В.Э. Марушевский, К.Ф. Ишмухаметов, 2023
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
104
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
УДК 336.63
КАЧЕСТВО УСЛУГ: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Рябчикова Анастасия Эдуардовна
магистрант
Научный руководитель: Царева Гузаль Ринатовна канд. экон. наук, доцент кафедры управления и права
Поволжский государственный технологический университет
Аннотация: В данной статье рассмотрены такие понятия как качество и качество услуг, с точки зрения нормативных документов, а также различных ученых в данной области. Также в работе дана краткая характеристика методов оценки качества.
Ключевые слова: качество услуг, методы оценки.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
QUALITY OF SERVICES: CONCEPT AND METHODS OF ASSESSMENT
Ryabchikova Anastasia Eduardovna
Scientific adviser: Tsareva Guzal Rinatovna
Abstract: This article discusses such concepts as quality and quality of services, from the point of view of regulatory documents, as well as various scientists in this field. The paper also gives a brief description of the quality assessment methods.
Key words: quality of services, assessment methods.
В настоящее время качество обслуживания занимает главную роль для решения задач роста конкурентоспособности обслуживающих организаций. Так как число участников рынка постоянно увеличивается, а также усиливается конкуренция между участниками, конкурирующим организациям необходимо, чтобы у них постоянно был устойчивый спроса на услуги, а также чтобы услуги обладали высоким качеством в соответствии с установленными стандартами и потребностями потребителей. Определение «качество» уточнялось и развивалось на протяжении долгих лет по мере того, как росли и менялись потребности общества в целом, росли производственные возможности для
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
105
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
удовлетворения этих потребностей. Процедура формирования, а также изменения характера качества и его характеристик в особенности стремительно проходит в последние десятилетия, в то время когда достаточно быстро меняются требования и методы по оценке качества. Современная теория управления качеством, куда входит и сфера услуг, основана на определении качества, которое прописано в международном стандарте ISO
9000: Качество – это степень, в которой внутренние свойства объекта в целом соответствуют требованиям [1]. На основе анализа данного понятия Курочкина
А. Ю. выделила такие характеристики качества как: 1) качество рассматривается как относительная категория, которая зависит от выполнения обязательных требований, а это говорит о том, что достичь абсолютных уровней качества раз и навсегда нет возможности по причине того, что довольно часто меняются требования к объектам; 2) вероятность присвоения категории(класса) в соответствии с определенными требованиями к исследуемому объекту; 3) нацелен на удовлетворение специфических требований субъекта, которые являются обязательными или общепринятыми, а не на какие-либо личные ожидания.
Определение, данное международным стандартом ISO 9000:2015, содержит только общее понимание качества и применимо к любому объекту, включая товары и услуги. Если же рассматривать понятие «качество услуги», то большое количество российских ученых делают акцент не на удовлетворении требований, а на возможности удовлетворения потребностей.
Российский ученый Давыдянц Д. Е. дает такое понятие качеству услуги – это возможность заложенных в ней потребительных свойств удовлетворять потребности или ожидания потребителей на уровне не ниже среднего, которые будут обеспечивать безопасность потребления.
В стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению» качество услуги определяется как совокупность показателей качества услуги,котрые определяют ее возможность удовлетворять заданные или предполагаемые потребности потребителя.
Протасова Л. Г., автор ряда учебников, определяет качество услуги как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности покупателя и требованиям, предъявляемые к услуге, должны быть выполнены.
Качество услуг в первую очередь зависит от поведения всех участников процесса производства и предоставления услуг. Основными характеристиками
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
106
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
качества услуг являются качество самой услуги и качество предоставляемой услуги (QoS).
Качество услуги характеризуется такими показателей, как: полнота удовлетворения спроса, экономическая или социальная эффективность, комфорт, надежность, персонализация и безопасность. Критерии качества услуг включают:
1. доступность (свободный доступ к услугам в удобных местах, в удобное время и без лишнего ожидания);
2. коммуникабельность
(персонал обслуживающей организации предоставляет необходимые разъяснения и информацию);
3. компетентность (обслуживающий персонал обладает необходимыми навыками и знаниями);
4. вежливость (персонал доброжелателен, внимателен и уважителен к потребителям);
5. надежность (организация и ее сотрудники принимают все пожелания человека).
Протасова Л.Г. перечисляет эти элементы качества услуг, неободимые потребителям [3]:
1. материальное качество (например, качество купленных товаров, качество номеров в гостиницах, качество еды, срок службы зачастей);
2. нематериальное качество (отсутствие ошибок в бумагах, скорость банковских операций );
3. психологические качества
(вежливость, дружелюбие и гостеприимство персонала).
Далее в статье рассматриваются основные методы оценки качества услуг.
Наиболее распростарненным методом оценки качества услуг является 5 ступенчатая модель качества (модель различия качества услуг), разработанная американскими учеными В. Цейтхамлом, Л. Берри и А. Парасураманом.
Модель была опубликована в 1985 году, и ее логическим преемником стал метод оценки качества обслуживания - SERVQUAL (аббревиатура Service
Quality на английском языке).
Метод SERVQUAL заключается в определении 5 критериев качества обслуживания:
1. надежность - способность предоставлять услуги в обещанные сроки;
2. уверенность– ответственность и компетентность персонала;
3. важность, четкость - внешний вид оборудования и людей;
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
107
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
4. эмпатия - вежливость персонала, выражение озабоченности;
5. отзывчивость – оперативная обратная связь, готовность персонала сотрудничать с клиентами.
Подход SERVQUAL заключается в выявлении несоответствия между фактическим восприятием и ожиданиями пользователей услуг. На практике этот подход может быть реализован с помощью опросов потребителей. Анкета должна состоять из трех разделов: ожидание, восприятие и важность. Каждый из этих разделов содержит 22 утверждения, которые могут быть использованы для оценки критериев качества, описанных выше. Потребители услуг оценивают качество утверждений, оценивая их по пятибалльной шкале
Лайкерта («совершенно согласен-совершенно не согласен»). Первая часть анкеты оценивает ожидания клиентов в отношении стандартов качества. Вторая часть анкеты отражает восприятие клиентами качества существующих услуг и степень соответствия их первоначальным ожиданиям. Третья часть анкеты оценивает восприятие клиентами важности конкретных стандартов качества услуг. Полученная информация служит основой для расчета показателей качества услуг. Кроме того, графически изображена зависимость этого коэффициента от важности критериев качества. Удовлетворительный результат
– это отрицательное значение коэффициента качества, движущееся к нулю, а неудовлетворительный результат - отрицательное значение коэффициента качества, удаляющееся от нуля в отрицательном направлении. Положительный коэффициент качества указывает на ожидания потребителей (суперкачество)
[4]. Метод SERVQUAL не только очень прост в использовании,но и позволяет визуализировать результаты, и может применятся без специального обученияи и привлечения сторонних специалистов. Эти положительные моменты делают его очень популярным в практическом использовании в организациях. Есть у этого метода и недостатки, такие как: частые непреднамеренныеошибки клиентов, отсутствие критериев качества для каждому выбранного критерия, трудоемкие интервью и недостаток информации о качестве услуг. Еще одним из наиболее распространенных методов оценки качества услуг является
«тайный покупатель». Этот метод заключается в сборе фактических данных о качестве обслуживания клиентов и оформлении их в специально структурированную анкету. При оценке качества услуг методом «тайный покупатель» подготовленные эксперты играют роль постоянных клиентов сервисной организации. Информация, полученная в результате наблюдений, используется для оценки соответствия стандартам и выявления слабых мест в