Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

175 непосредственно подчиненных МВД России подразделений, министрами внутренних дел, начальниками главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел
Управления режимных объектов, окружных управлений (отделов) материального, технического и военного снабжения, окружных УВД, ГУВД г. Москвы, начальниками образовательных и научно-исследовательских учреждений, школ усовершенствования начальствующего состава, управлений (отделов) ГПС МВД России, начальниками линейных ОВД на транспорте, районных, городских, районных в городе управлений (отделов) внутренних дел; б) лиц рядового и младшего начальствующего состава – должностными лицами, перечисленными в пункте "а", а также начальниками управлений, отделов (служб) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, пожарных частей и отрядов ГПС, подразделений вневедомственной охраны, Главного клинического госпиталя МВД России и начальниками, командирами строевых и других подразделений ОВД, которым предоставлено такое право, начальниками, перечисленными в пункте "а".
Каждый новый сотрудник органов внутренних дел должен принять присягу, текст которой сформулирован в Федеральном законе № 342-ФЗ.
Прежде всего, установлено, что присягу сотрудники полиции принимают:
1) лица, впервые поступившие на службу в полицию, – не позднее двух месяцев после присвоения специального звания;
2) курсанты, слушатели образовательных учреждений МВД России, ранее не принимавшие присягу, – не позднее двух месяцев после зачисления на учебу или достижения 18-летнего возраста;
3) сотрудники полиции, ранее по каким-либо причинам не принимавшие присягу.
Должностной регламент сотрудника полиции установлен в федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника полиции. При этом предусмотрено, что должностной регламент
(должностная инструкция) подлежит утверждению руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

176
В соответствии с Федеральным законом 2011 года «О полиции», сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;


177 12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры
Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и
(или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если

178 выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;
5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством
Российской
Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.
В случае нарушений служебной дисциплины, совершения проступка, сотрудник полиции может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Система принципов дисциплинарной ответственности сотрудников полиции образуется двумя блоками: общеправовыми принципами юридической ответственности и принципами, обусловленными спецификой дисциплинарной ответственности.
Общеправовыми принципами являются:
1. Законность. Данный принцип означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна быть строго регламентирована законом, юридическими нормами. Своеволие и произвол является недопустимыми.
2. Обоснованность. Данный принцип означает, что ответственность – это следствие правонарушения, в котором содержатся все признаки его состава и необходимые доказательства. Если это отсутствует – отсутствует и основание для привлечения лица к ответственности.
3. Неотвратимость. Данный принцип заключается в том, что абсолютно каждое правонарушение, а особенно преступление, должно быть обязательно наказано. При этом наибольшее значение придается не суровости наказания, а его неминуемости (неизбежности). Абсолютно каждое противоправное деяние должно быть раскрыто, а виновные понести ответственность.
4. Гуманизм. Данный принцип означает, что цель наказания за правонарушение не может заключаться в причинении физических страданий, унижении человеческого достоинства виновного. При назначении наказания


179 должны быть учтены смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения.
5. Справедливость. В соответствии с Конституцией Российской
Федерации, наказание за совершенное противоправное деяние должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустима двойная ответственность за одно и то же правонарушение; перед законом и правосудием все равны.
Отношения, связанные с совершением сотрудниками полиции дисциплинарных проступков, регулируют только нормы административного права. За нарушение служебной дисциплины к сотрудникам полиции возможно применения следующих видов дисциплинарных взысканий:
-замечания;
-выговора;
-строгого выговора;
-предупреждения о неполном служебном соответствии;
-перевода на нижестоящую должность;
-увольнения со службы.
Прекращение служебной деятельности в правоохранительных органах, в частности полиции, может быть по следующим основаниям: а) увольнение из органов внутренних дел; б) прекращение гражданства РФ; в) признание сотрудника органа внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим; г) смерть (гибель) сотрудника органа.
Признание гражданина безвестно отсутствующим предусмотрено в ст.
42 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания; при невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.
Объявление гражданина умершим предусмотрено ст. 45 части первой гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих

180 основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Судебные дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл.
30 ГПК РФ. Смерть (гибель) государственного гражданского служащего либо признание государственного гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда являются случаями прекращения служебного контракта.
Увольнение, предусмотрено как один из видов прекращения правоохранительной службы. Указано, что сотрудник полиции органов внутренних дел увольняется со службы либо в связи с прекращением контракта, т.е. в случае утраты силы контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, либо в связи с расторжением контракта, т.е. в случае утраты силы контракта по волеизъявлению сторон контракта или одной из таких сторон.
Подводя итог, следует отметить, что служба в правоохранительных органах, как и во всех органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
Соблюдение данных принципов обеспечивается четкой регламентацией порядка приема и увольнения сотрудников правоохранительной службы; регламентации дисциплинарных, трудовых и иных отношений между сотрудниками ОВД; созданием системы мер взыскания и поощрения, а также системой социальных гарантий, прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел.
Существующая в настоящее время система нормативно-правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел позволяет в основном обеспечить эффективность и результативность работы полиции и всех органов внутренних дел, прием на службу профессионалов, обладающих высокими морально-нравственными качествами.


181
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение государственной службы. Перечислите основные
признаки государственной службы.
2. Какие требования предъявляются к государственному служащему?
Могут ли иностранные граждане находиться на государственной службе
РФ?
3. Какие виды государственной службы вы знаете?
4. Какой порядок поступления на государственную должность
существует в России?
5. В чем особенности военной и правоохранительной службы? Какими
нормативно-правовыми актами регулируется их прохождение?
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2 . Международный Пакт «Об экономических, социальных и
культурных правах» от, 19 декабря 1966 г.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих».
5.
Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.

182
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Глава 8. Административно-правовые
формы и методы реализации
исполнительной власти
§8.1. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти.
§8.2. Понятие, виды административно-правовых актов и требования предъявляемые к ним.
§8.3. Административный договор.
§8.4. Понятие и виды административно-правовых методов.
§8.5. Административно-правовые режимы.
§8.1. Административно-правовые формы реализации
исполнительной власти
Государственная деятельность всегда выражается в конкретных действиях, совершаемых ее субъектами
– соответствующими государственными органами.
В соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ, единая государственная власть в РФ осуществляется ее 3-мя относительно самостоятельными ветвями. Каждая из них решает определенные задачи и функции, совокупность которых образует содержание их деятельности. Особенности содержания обуславливают специфику форм и методов решения поставленных задач.
Исполнительная власть, основным предназначением которой является исполнение законов и иных нормативных правовых актов, решает поставленные задачи с использованием форм и методов, отличных от других ветвей. Применительно к органам исполнительной власти при выборе форм воздействия на субъектов и при исполнении законов влияют различные обстоятельства.
I. Правовой статус объекта регулирования. В соответствии со ст. 8
Конституции РФ предприятия, учреждения и организации могут быть государственными, муниципальными и частными.
Органы исполнительной власти в лице соответствующих министерств, служб и агентств утверждают их Уставы (Положения), определяя тем самым

183 направления и содержание деятельности, а также реорганизуют и ликвидируют их.
Муниципальные предприятия и учреждения (школы, поликлиники и т.д.) создаются органами местного самоуправления самостоятельно, опираясь в своей деятельности на положения ст. 12, 131, 132 Конституции
РФ. Органы исполнительной власти не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные этими статьями Конституции РФ и федеральными законами. Однако, как органы государственной власти, они осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления, их предприятиями и учреждениями нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти. В отношении частных предприятий органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование с помощью:
1.
Государственнойрегистрацииуставов юридических лиц всех видов, т.е. проверки соответствия уставных задач и функций вновь создаваемого юридического лица действующему законодательству РФ.
2.
Лицензирования – выдачи разрешения на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом
2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
II. Выбор форм зависит от объема компетенции того или иного органа исполнительной власти. Так, в соответствии со ст. 115 Конституции РФ, только Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые постановления по всем вопросам исполнения законов на всей территории
РФ. Федеральные службы и агентства, обладая значительно меньшей компетенцией, не вправе принимать нормативные правовые акты, они уполномочены издавать лишь индивидуально-правовые приказы и распоряжения.
В теоретическом понимании под формой управления понимается внешнее выраженное деятельности исполнительного органа, осуществляемой в пределах его компетенции и влекущей определенные последствия правового характера
72
К основным формам управленческой деятельности органа власти можно отнести:
- издание нормативных актов;
- издание индивидуальных актов (по-другому административных актов);
72
См.: Алёхин А. П. Административное право России : учебник / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. –
ЦКД : «Зерцало-М», 2013г. – С. 193-194.