Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Императивный – метод властных предписаний и юридических запретов. Регулируемые им правоотношения носит характер власти- подчинения, поскольку с одной стороны выступает носитель властных полномочий. Административно-правовое регулирование преимущественно рассчитано как раз на такие отношения, в них исключается юридическое равенство их субъектов.
Диспозитивный метод еще называется гражданско-правовым, поскольку для него характерно юридическое равенство субъектов, свободное выражение их воли. Такой метод также используется в административных правоотношениях и характерен при использовании дозволений.
В зависимости от назначения конкретной отрасли права и содержания общественных отношений, составляющих ее предмет, в процессе регулирования указанные методы используются в разной степени.
С учётом особенностей предмета административного права наиболее часто используется метод предписания. В связи с тем, что обязательной стороной регулируемых общественных отношений всегда является орган исполнительной власти или его должностное лицо, предписание исходит от них, а адресатом является другая сторона этого предписания.
Все методы, используемые административным правом, рассчитаны на регулирование общественных отношений, в рамках которых отсутствует равенство их участников (это определяется тем, что орган исполнительной власти в административном правоотношении – обязательный субъект, наделённый в отношении обязанного объекта юридически властными полномочиями).
§2.4. Функции административного права
Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.
Соответственно этому можно отметить следующие черты, присущие функциям административного права:
1. Функции административного права определяются назначением административного права в обществе.
2. Функции административного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования административного права как социального явления.

41 3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление задач, стоящих перед административным правом на данном этапе развития общества.
4. Функции административного права представляют направления его активного действия, упорядочивающего общественные отношения, составляющие его предмет.
5. Постоянство как необходимый признак функции административного права характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций административного права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (в данном случае административному праву присуща, например воспитательная функция);
2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции административного права.
Регулятивная и охранительная функции – это функции права, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.
Регулятивную функцию административного права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов административного права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции административного права являются:
- определение посредством норм права правосубъектности граждан;
- закрепление и изменение правового статуса граждан;
- определение компетенции государственных органов и полномочий их должностных лиц;
- установление правового статуса юридических лиц;
- определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением административных правоотношений;
- установление конкретной правовой связи между субъектами административного права (регулятивные правоотношения);


42
- определение оптимального типа правового регулирования
(дозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
Охранительная функцияадминистративного права – это обусловленное
социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных для общества отношений, их неприкосновенность и вытеснение вредных данному обществу отношений.
Общее назначение охранительной функции сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
§2.5. Место и роль административного права в правовой
системе
Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным, является основополагающей публичной отраслью правовой системы Российской Федерации и характеризуется, прежде всего, назначением административного права, нормы которого обеспечивают практическую реализацию всей совокупности законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих, помимо деятельности органов исполнительной власти, практически все стороны жизни государства.
Поэтому административное право неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из-под сферы действия административно-правового контроля.
Административное и конституционное право
Конституционное (государственное) право является ведущейотраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Конституционное право устанавливает базовые принципы организации и функционирования органов исполнительной власти, место ее субъектов в управлении делами государства, правовые основы их формирования и взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71 – 72,

43 77, 83 – 88, 102 – 103, 110 – 117 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. 31-33, 111, 117) и т.п. Конституция
Российской Федерации – основной закон государства, положения которой являются исходными для всех отраслей, в том числе и административного, права. Так, в качестве базовых положений выступают принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между
Федерацией и ее субъектами и т.д.
Административное право основывается на конституционных принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства; детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя при этом правовой механизм осуществления прав и свобод граждан (гл. 2, ст. 33, 45, 46), полномочия звеньев системы исполнительной власти различных уровней; административно-правовой статус конкретных участников управленческих отношений и административно-правовые средства его защиты.
Административное и гражданское право
Предметом гражданского права выступают имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы административного права регулируют порядок реализации этих отношений, определяют правовой статус и порядок деятельности юридических лиц как государственных, так и негосударственных (например, органы исполнительной власти осуществляют регистрацию юридических лиц (всех форм собственности), реализуя тем самым положение ФЗ 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц"
4
и ФЗ 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"
5
– выдавая лицензии).
Кроме того, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими органами по управлению государственным имуществом.
Административное и уголовное право
Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административного правонарушения и преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В отличие от преступлений, являющихся общественно-опасными деяниями,
4
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. – 2001. – 13 августа. – N 33 (ч. I) . –
Ст. 3431.
5
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. – 2011. – 09 мая. – N 19. – Ст. 2716.


44 предусмотренными
Уголовным кодексом
РФ
6
, административное правонарушение представляет противоправное виновное деяние физического или юридического лица, посягающее на установленные общеобязательные правила поведения, установленные как федеральными государственными органами, так и органами государственной власти субъектов РФ. (Например, установление законодательством города Москвы фиксированного штрафа за безбилетный проезд; Правила пользования Метрополитеном).
Некоторые административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, во многом напоминают уголовные (например, административный арест, штраф). Однако применение уголовных и административных наказаний имеет существенное различие. Так, уголовное назначается только судом, в то время, как административное может назначаться различными органами исполнительной власти и их должностными лицами (например, сотрудниками ГИБДД) во внесудебном порядке.
Уголовное осуждение порождает особое правовое последствие – судимость, в то время как административные санкции таких последствий не порождают.
В связи с изменением общественных условий может изменяться правовая оценка отдельных видов правонарушений. Так, деяния, ранее признаваемые административными проступками, могут быть включены в
Уголовный кодекс РФ в качестве преступлений, и, наоборот, деяния, относившиеся к числу преступлений, могут быть переведены законодателем в число административных правонарушений, например, самовольная добыча янтаря (ст. 7.5 КоАП РФ) и др.
Административное и трудовое право
Их взаимосвязь обусловлена, во-первых, сходством предмета регулирования (в трудовом праве – организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном праве – отношения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).
Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально- властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, т.е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан
6
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от
07.04.2015) // СЗ РФ. – 1996. – 17 июня. – N 25. – Ст. 2954.


45 их выполнять. Так строятся отношения между Президентом РФ и
Правительством РФ, между Правительством РФ и федеральными министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, например, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством.
Нормами Трудового кодекса РФ
7
во многом регулируется порядок прохождения государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.
Наибольшую сложность представляет отграничение административного и трудового права в данной сфере. Государственный служащий может быть субъектом и трудовых, и государственно-управленческих отношений. Так, государственные служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения (предприятия) наделены правом выдавать обязательные указания работнику в процессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками – государственными служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутриколлективные и носят характер производственного, а не административного управления.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой административное право как отрасль
российского права? Какова его система?
2. Дайте определение предмета административного права. Какие
основные отношения составляют предмет административного права?
3. Какой метод правового регулирования чаще всего используется в
административном праве и почему?
4. Перечислите основные функции административного права.
5. Какое место занимает административное право в системе отраслей
права России? Сравните административное право с одной из отраслей
российского права по вашему выбору.
7
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от
02.05.2015) // СЗ РФ. – 2002. – 07 января. – N 1 (ч. 1) . – Ст. 3.

46
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей".
3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
4. Административное право : учебник для бакалавров / под ред. Л.Л.
Попова.

М.:РГ-Пресс,2014.
5. Россинский Б. В. Административное право : практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова.

М. : Эксмо, 2006.
6.
Большой юридический словарь / под ред. Малько А.В

М.: Проспект,
2009.


47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16