Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86
контроля букс изломы шеек осей из-за перегрева букс имеют место. Количе- ство браков из-за неисправностей букс в пути следования составляет около
60% от общего количества нарушений безопасности движения по вагонному хозяйству.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

4.4. Система обеспечения безопасности движения
Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) [14] рег- ламентированы основные обязанности работников железнодорожного транс- порта: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, грузо- багажа и багажа при безусловном обеспечении безопасности движения, со- блюдение требований охраны окружающей природной среды.
Железнодорожный транспорт представляет повышенную опасность для людей и среды обитания, поэтому в процессе организации всей перевозочной работы предусматриваются мероприятия по обеспечению безопасности дви- жения и недопущению экологических катастроф. Предусмотрена дисципли- нарная, административная и уголовная ответственность за последствия на- рушений безопасности движения. В практике работы железнодорожного транспорта известны тяжелые последствия нарушений безопасности движе- ния: гибель людей, большие убытки из-за утери груза и разрушения техниче- ских средств транспорта, загрязнения окружающей среды. Например, на станции Каменская Северо-Кавказкой железной дороги в 1981 г. произошло столкновение грузового поезда, отправленного со ст. Лихая с перекрытыми концевыми кранами, с пассажирским поездом. В результате погибло более ста человек.
В 1965 г. на перегоны возле станции Шумиха Южно-Уральской желез- ной дороги произошел излом шейки оси вагона в грузовом поезде, сход 21 вагона и столкновение встречного поезда, следовавшего по нечетному пути, с сошедшими вагонами. В результате схода и столкновения из трех цистерн, находившихся в составе поезда, груженых фтористым водородом – чрезвы- чайно ядовитым веществом, вылилась эта жидкость и стала испаряться. В ре- зультате двухпутный перегон грузонапряженного участка был закрыт почти на трое суток. После восстановления движения около месяца развозили ско- пившиеся вагоны на станциях Южно-Уральской, Западно-Сибирской и
Свердловской железных дорог, что принесло колоссальные убытки.
На железных дорогах исторически сложилась система обеспечения безопасности движения в поездной и маневровой работе и контроля управ- ляющих структур за обеспечением безопасности движения и экологии. В пе- риод перехода к рыночной экономике вопрос о безопасности движения рас- сматривался Правительством РФ, и в 1992 г. было принято постановление
Правительства № 933 «О повышении безопасности движения на железнодо- рожном транспорте России». Важнейшим мероприятием по улучшению



87
безопасности движения стало введение ведомственных стандартов сертифи- кации технических средств железнодорожного транспорта (ССЖДТ) с 1999 г.
Непосредственно в ремонтных подразделениях вагонных депо кон- троль за обеспечением безопасности движения является частью технического контроля за выпускаемой продукцией: отремонтированных вагонов и ваго- нов, которым произведено техническое обслуживание. В процессе техниче- ского контроля проверяются выборочно отдельные технологические опера- ции, правильность которых не может быть проверена при приемке готовой продукции.
Общие принципы технического контроля ремонта вагонов:
- мастер принимает отремонтированные вагоны и их части от исполни- телей( выборочно или полностью);
- заместитель начальника депо принимает отремонтированные вагоны от мастера (выборочно);
- инспектор-приемщик вагонов выборочно принимает вагоны от замес- тителя начальника депо (начальника депо).
В перспективе предполагается замена приемщиков вагонов на отделы технического контроля.
Мастера, инженеры-технологи, руководители депо и приемщики ваго- нов периодически и выборочно проверяют выполнение отдельных техноло- гических операций, от которых зависит качество продукции.
На каждый технологический процесс должна быть разработана техни- ческая документация в соответствии с типовыми технологическими процес- сами и другой нормативной документацией. Исполнители должны быть обу- чены и испытаны в знании технической документации. Выписки из техноло- гических процессов должны быть вывешены на рабочих местах.
В процессе технического обслуживания вагонов в тех случаях, когда имеются осмотрщики вагонов и слесари, осмотрщики контролируют выпол- нение работ слесарями. В случае использования осмотрщиков-ремонтников такого контроля нет.
Старшие осмотрщики вагонов, сменные мастера пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО), начальники ПТО, инструкторы ПТО контро- лируют работу осмотрщиков-ремонтников, осмотрщиков и слесарей перио- дически, выборочно.
За движением вагонов в поездах следят дежурные инженеры вагонного отдела по графику движения поездов. В случаях нарушения безопасности движения они могут давать указания линейным работникам вагонного хозяй- ства – сообщают руководителям вагонного отдела и вагонного депо.
При использовании автоматизированной системы контроля подвижно- го состава (АСКПС) дежурный по центральному посту по линии связи с кон- трольными постами или через поездного диспетчера передает указания о не- обходимости остановки поездов и осмотра вагонов, показанных автоматиче- ской аппаратурой как неисправные.


88
В процессе ремонта вагонов и их технического обслуживания некото- рые процессы документально регистрируют, например, автоматически запи- сывается диаграмма запрессовки колес на оси или процесс полного опробо- вания тормозов аппаратурой. В некоторых случаях о выполнении операций ремонта и технического контроля делается запись в специальных журналах, с указанием параметров объекта и результатов контроля, например, в процессе дефектоскопирования деталей.
Во многих случаях параметры технологических операций не регистри- руются, например, параметры сварочных и наплавочных работ, параметры операций по сборке узлов крепления подшипников в буксе.
В последнем случае нарушения технологии работ проходят незамечен- ными и при служебном расследовании нарушений безопасности движения сложно установить и обосновать причину нарушений.
Ряд нарушений безопасности движения связан с комплексом причин технического состояния вагона, пути и режима движения поезда, например, сходы порожних вагонов. Для таких случаев не сложилась методика опреде- ления значимости причин каждого хозяйства и некоторые нормы содержания вагонов, пути и режимов движения поездов устарели.
Существует проблема контролепригодности вагонов, т.е. приспособ- ленности вагонов для контроля технического состояния. Например, крайне сложно контролировать в процессе ТОВ состояние тягового хомута, погло- щающего аппарата, боковых рам тележек.
Существует проблема ремонтнопригодности вагонов и пригодности их к эксплуатации и обслуживанию. Например, разъединение и соединение со- единительных тормозных рукавов, перекрытие и открытие концевых кранов производится вручную, в крайне неудобном месте. Это одна из причин осо- бых случаев брака – отправления вагонов в поезде с перекрытыми концевы- ми кранами.
В вагонных депо имеется штат инструкторов на пунктах технического обслуживания вагонов и инженеры по безопасности движения, в обязанности которых входит контроль за состоянием безопасности движения, по вагон- ному хозяйству.
На железнодорожном транспорте исторически сложился аппарат реви- зоров по безопасности движения, не подчиняющийся руководству контроли- руемых подразделений: линейных предприятий, служб и департаментов.
Этот аппарат объединяется Департаментом безопасности движения и эколо- гии. В его задачи входит также сертификация технических средств транспор- та.
На уровне дорог имеются дорожные ревизоры по безопасности движе- ния, на уровне отделений дорог – участковые ревизоры. В ревизорский аппа- рат на всех уровнях входят помощники ревизора по хозяйствам: перевозок пути, локомотивному, вагонному, сигнализации и связи (рис. 4.1).
Ревизоры по безопасности движения постоянно контролируют работу линейных предприятий. В вагонных депо имеются книги ревизорских указа-


89
ний, в которые ревизоры записывают замечания по обеспечению безопасно- сти движения поездов в адрес руководства вагонных депо.
Периодически проводятся ревизии вагонных депо или их производст- венных участков и пунктов технического обслуживания с участием работни- ков вагонных отделов отделений дорог. По результатам ревизий составляют- ся акты с предложениями по ликвидации выявленных нарушений технологии ремонта и технического обслуживания вагонов.
Для контроля обеспечения безопасности движения в вагонном хозяйст- ве имеются специалисты на уровнях: а) линейных подразделений – вагонных депо – инженер по безопасно- сти движения; б) на уровне отделений дороги – инженер вагонного отдела отделения дороги; в) на уровне дороги – ревизор службы вагонного хозяйства.
Перечисленные специалисты готовят и контролируют комплекс меро- приятий по обеспечению безопасности движения по подразделениям хозяй- ства и оформляют материалы служебного расследования случаев нарушений безопасности движения.
Служебное расследование столкновений и сходов пассажирских поез- дов производится под руководством начальника дороги. Другие случаи кру- шений аварий и особых случаев брака расследуют комиссии под руково- дством заместителя начальника дороги, начальника отделения дороги и за- местителя начальника отделения дороги.
Случаи брака в работе расследуют под руководством начальника депо.
В комиссии по расследованию участвуют ревизоры по безопасности движения.
По результатам расследования крушений или аварий начальником от- деления дороги и главным ревизором отделения дороги составляется акт формы РБУ-1, который утверждает начальник дороги. По результатам рас- следования брака составляется акт формы РБУ-3.
Порядок служебного расследования случаев нарушения безопасности движения и разбор случаев нарушений безопасности движения регламенти- рованы специальной инструкцией.
Оценка состояния безопасности движения в поездной и маневровой ра- боте по отдельным хозяйствам железнодорожного транспорта, по дорогам и по отдельным предприятиям производится преимущественно сравнением ко- личества нарушений безопасности движения за истекший и предыдущие пе- риоды.
Анализ безопасности движения по вагонному хозяйству выполняется в относительных единицах: количество случаев, приходящееся на пробег ваго- нов в вагоно-километрах.
Недостатком такого способа является невозможность сравнительной оценки значимости отдельных видов нарушений в целом по хозяйству, по отдельным дорогам и предприятиям для принятия управленческих решений.