ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 706
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
351
раску с символическим изображением характера опасности (пример на рис. 2.2. в главе 2).
В нижнем углу знака наносится номер класса и подкласса опасного груза.
Используются 18 знаков опасности для 9 классов опасных грузов.
Знаки опасности должны быть на вагонах, не очищенных от остатков опасного груза.
Вагоны с грузами 1 и 7 класса должны сопровождать проводники грузо- отправителя. Вагоны для перевозки некоторых грузов (амидол, органические перекиси) при следовании в порожнем состоянии должны сопровождаться про- водниками.
В процессе перевозки вагонов с опасными грузами предусматривается возможность аварийной ситуации, когда условия эксплуатации вагона отлича- ются от нормальных в связи с загоранием, просыпанием, утечкой опасных ве- ществ, повреждения тары или вагонов.
Основные формы проявления транспортируемых опасных грузов и кон- кретные меры безопасности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций, приводятся в аварийных карточках. Аварийная карточка – это документ установленной формы, утвержденной центральным аппаратом управления Российских железных дорог, регламентирующий действия работ- ников железных дорог и специальных формирований по ликвидации последст- вий аварийных ситуаций. Используют групповые и индивидуальные аварийные карточки.
Аварийная карточка содержит указания:
– действия работников железной дороги в аварийной ситуации;
– по типовым средствам индивидуальной защиты;
– действия при утечке, разливе, рассыпании груза;
– действия при пожаре;
– действия по нейтрализации груза;
– меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
Формы аварийных карточек приведены в сборнике документов «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам».
В тех случаях, когда опасный груз сопровождает проводник, в его обя- занности входит при возникновении аварийной ситуации:
- доложить об обстоятельствах и необходимых мерах безопасности: на перегоне – машинисту локомотива, на станции – дежурному по станции;
- по прибытии аварийно-восстановительного и пожарного поездов сооб- щить им о мерах безопасности при восстановлении или тушении пожара.
К вагонам для перевозки опасных грузов предъявляются дополнительные требования по конструкции. На корпусе автосцепки специализированных ваго- нов для перевозки опасных грузов должны быть установлены ограничители вертикальных перемещений.
Под погрузку опасных грузов 1 класса должны быть подобраны вагоны с композиционными тормозными колодками, а при необходимости, - с переход-
352
ными площадками. Если опасный груз 1 класса не сопровождается проводни- ками, погрузка в вагоны, оборудованные тормозными площадками, не допуска- ется.
Техническое обслуживание вагонов для перевозки опасных грузов произ- водят в соответствии с нормативно-технической документацией ОАО «РЖД»:
- правилами перевозки опасных грузов;
- правилами безопасности при перевозке опасных грузов;
- инструкцией о порядке безопасного ведения работ с вагонами, груже- ными опасными грузами, при техническом обслуживании, безотцепочном ре- монте и при текущем отцепочном ремонте (№ 621-93 ПКБ ЦВ);
- инструкцией осмотрщику вагонов.
Техническое обслуживание вагонов и контейнеров, предназначенных к международным перевозкам, производится в соответствии с международными соглашениями:
- международными правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам (МПОГ);
- международной грузовой конвенцией (МГК);
- рекомендациями экспертов ООН по перевозкам опасных грузов;
- соглашением о международном грузовом сообщение (СМГС).
В соответствии с правилами безопасности при перевозке опасных грузов при подготовке к перевозкам вагоны должны пройти техническое обслужива- ние, в том числе вагоны-собственность предприятий и арендованные, с записью в специальную отдельную книгу формы ВУ-14. В этой книге осмотрщик ваго- нов должен проставить номер свидетельства, выдаваемого грузоотправителем, о техническом состоянии котлов цистерн рабочего и конструктивного оборудо- вания вагона. В книгу заносят наименование опасного груза и номер аварийной карточки. На грузы 1 класса ведется отдельная книга с грифом «Для служебно- го пользования», а название груза в книгу не заносят.
Вагоны для технического обслуживания должны быть предъявлены в по- рожнем состоянии и очищены от остатков грузов. Предъявление к ТО произво- дится в день начала погрузки.
Запрещается использовать для перевозки опасных грузов вагоны и кон- тейнеры, у которых до конца срока планового ремонта осталось менее 15 суток.
Техническое обслуживание вагонов с опасными грузами производится также перед выводкой на станцию или при постановке в поезд. Контроль за ве- дением книги ф. ВУ-14 для опасных грузов возлагается на мастера смены
(старшего осмотрщика) и начальника ПТО. Один раз в квартал книгу должен просматривать начальник депо или его заместитель.
На ПТО станций погрузки опасных грузов в собственных вагонах пред- приятий должен быть список этих вагонов с указанием рода груза и номеров указаний, разрешающих их курсирование по путям общего пользования.
Перед подачей вагонов под погрузку грузов подклассов 1.8.; 1.9; 2.1; 2.3;
2.6; 3.1 осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран тормоза, закрепить его проволокой и опломбировать.
353
Очистка и подготовка цистерн из-под этилированного бензина (класс 3) на промывочно-пропарочных предприятиях должна производиться на специа- лизированном пути, удаленном от основных путей станции, или на крытой эс- такаде, оборудованной вентиляцией.
Подборку крытых вагонов для перевозки опасных грузов производят ос- мотрщики вагонов по заявке станции. Плотность кузова проверяется изнутри вагона при закрытых дверях и люках.
Крытые вагоны и контейнеры для перевозки опасных грузов должны иметь исправный кузов без щелей и исправную крышу. Постоянные печные разделки должны иметь плотно закрывающиеся колпаки. Заделка щелей в кузо- вах перед погрузкой производится грузоотправителем, а при погрузке средст- вами дороги заделка производится дорогой. Заделка щелей в дверных и люко- вых проемах производится крафт-бумагой, приклеиваемой жидким стеклом.
Дверь, через которую производят погрузку, заделывается снаружи и ук- репляется деревянными клиньями. Под крышки печной разделки подкладывают войлок.
У вагонов с металлическими дверными стойками заделка боковых про- светов производится с помощью валиков из крафт-бумаги. Нижний просвет двери устраняют с помощью деревянных планок.
Заделка неплотностей в контейнерах для перевозки опасных грузов про- изводится бумагой на жидком стекле, деревянными рейками, фанерой, стекло- тканью на клеевой основе.
По окончании подготовки крытых вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, руководитель пункта, ответственный за техническое состояние вагона или контейнера подписывает свидетельство об исправном состоянии ку- зова (корпуса контейнера) и его запорно-предохранительных устройств с гаран- тией безопасной перевозки груза.
Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов с опасными грузами в поездах производят в соответствии с технологическим процессом
ПТО. Особое внимание должно быть уделено проверке целостности кузовов крытых вагонов и контейнеров, исправности котлов цистерн и запорной арма- туры. Запрещается устранять неисправности на котлах цистерн, предназначен- ных для перевозки сжиженных и растворимых под давлением газов, при обрыве или ослаблении стяжных хомутов котла. Запрещается ремонт вагона если будет обнаружена утечка газа:
- через предохранительный клапан;
- из-под фланца предохранительного клапана;
- в резиновом уплотнении крышки клапана;
- через угловой вентиль;
- в контактном соединении пары седло-клапан;
- из-под фланца углового вентиля;
- через уплотнение контрольного вентиля;
- через контрольный вентиль;
- в резьбовом соединении контрольного вентиля;
354
- через уплотнение контрольного вентиля;
- из-под фланца крышки цистерны;
- через пробоины в котле;
- в сварных соединениях котла цистерны.
В группу цистерн для перевозки сжатых и сжиженных газов входят цис- терны для перевозки аммиака, хлора, сернистого ангидрида.
У цистерн для перевозки кислот, химических грузов, этилированного бензина при обнаружении течи котла осмотр и безотцепочный ремонт не про- изводят. Вагон должен быть отцеплен от поезда и поставлен на специальный путь. Устранение неисправностей котлов производится специализированной бригадой грузоотправителя (грузополучателя) по вызову начальника станции.
Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт цистерн, груженых метанолом, производят в присутствии представителя группы сопровождения.
Запрещается безотцепочный ремонт вагонов с опасными грузами первого класса. Тормоз этих вагонов должен быть выключен еще при подготовке к пе- ревозкам. При техническом обслуживании в поезде вагонов с грузами первого класса работники ПТО должны оповещаться о приеме и отправлении поездов с такими вагонами. До получения данных о номерах этих вагонов запрещается производить какой-либо безотцепочный ремонт в поезде.
Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт цистерн для пере- возки бензина, нефти, нефтепродуктов должны выполняться с соблюдением мер безопасности.
Все нефтепродукты представляют опасность возгорания в случае течи котла, а относящиеся к третьему классу (ЛВЖ) в смеси с воздухом образуют взрывоопасные смеси. В случае обнаружения течи работники ПТО должны пнирять меры к устранению течи, соблюдая меры пожарной безопасности: не пользоваться открытым огнем, не курить. Если течь нельзя устранить, то цис- терну отцепляют от состава и устанавливают в безопасное место для после- дующего слива.
Работы по техническому обслуживанию и безотцепочный ремонт вагонов с грузами первого класса производится в присутствии представителя группы сопровождения.
Если выявлены неисправности, с которыми вагон не может следовать в поезде, вагон с опасным грузом должен быть отцеплен от поезда. Когда вагоны с этим грузом следуют группой, то отцепляется вся группа.
При неисправности вагона с опасным грузом составляется акт о техниче- ском состоянии вагона, в котором указывают: вид неисправности, причину ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности и возможность дальнейшего следования вагона.
Вагоны, которые по правилам перевозок должны следовать в сопровож- дении проводника, ремонтируют в присутствии проводника или представителя грузоотправителя.
Вагоны, следующие без проводников, ремонтируют по общим правилам с соблюдением мер безопасности для данного груза.
355
Устранение неисправностей на котлах цистерн производится специальной аварийной группой.
Текущий отцепочный ремонт вагонов с опасными грузами производят в соответствии с НТД ОАО «РЖД» на отдельных специализированных путях.
Специализированный путь должен быть оснащен необходимым оборудовани- ем: домкратами для подъемки вагонов, средствами механизации для смены ко- лесных пар и автосцепного устройства, подъемно-транспортными средствами и оборудованием для пожаротушения.
Если вагон с опасным грузом должен сопровождаться проводником гру- зоотправителя, то ремонт производят в присутствии проводника.
С особой осторожностью должен производиться ремонт ходовых частей, автосцепного устройства и автотормозного оборудования цистерн со сжатым и сжиженными газами (класс 2). В процессе ремонта цистерн с опасными грузами запрещается:
- производить удары по котлу;
- пользоваться дающим искры инструментом;
- производить под цистерной сварочные работы;
- пользоваться открытым огнем.
Перед началом работы нужно убедиться в отсутствии утечек газа из котла цистерны. При обнаружении утечки ремонт не производится.
Если необходим ремонт тележек с применением огня, сварки или ударов тележка должна быть выкачена из-под цистерны на расстояние не ближе 20 м от котла.
До начала ремонта ходовых частей, автосцепного устройства и тормозно- го оборудования цистерн для перевозки этиловой жидкости ранее загрязненные этой жидкостью (при погрузке или выгрузке) части вагона должны быть дега- зированы грузоотправителем или грузополучателем.
При производстве ТОР вагонов с опасными грузами первого класса за- прещается:
- пользоваться керосиновыми фонарями или факелами для освещения места работ (используют только аккумуляторные фонари);
- производить работы с использованием газовой или электрической свар- ки, пользоваться жаровнями;
- курить;
- внутри вагона включать и выключать аккумуляторные или батарейные фонари.
Для выкатки тележек вагонов, груженных опасными грузами первого класса, следует обеспечить плавный подъем кузова. При подъеме одного конца вагона высота подъема лобового бруса вагона должна быть не более 650 мм от первоначального положения.
Когда необходим ремонт кузова вагона с опасным грузом первого класса, вопрос о возможности и способе ремонта устанавливается специалистами, со- провождающими вагон, о чем выдается письменное уведомление руководителю работ по ремонту вагона.