Файл: 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений в управлении персоналом 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечно, и сегодня еще встречающиеся в научной литературе определения понятия «управление» настолько различны, что можно подумать, что речь идет о совершенно разных вещах. При этом представители философии обычно характеризуют управление как одно из свойств материальных систем, а кибернетики – как процесс движения информации, упорядочения или перевода системы из одного состояния в другое. Математиков интересует, прежде всего, возможность формализации, алгоритмизации, количественного описания и моделирования процессов управления с целью создания математической основы для их автоматизации. Социологи и юристы чаще всего подчёркивают общественные и правовые отношения, складывающиеся в системах управления, а экономисты – хозяйственные аспекты управления. Принципиальных ошибок все эти и подобные им толкования не имеют. Но они характеризуют управление только с какой-либо одной или нескольких точек зрения, не давая о нем целостного представления.

Несомненно, что в различных отраслях деятельности могут быть специфические особенности, связанные с понятием «управление». Но вот когда в ключевой сфере жизни общества – в экономике, в управлении организациями понятие «управление» трактуется неоднозначно, в лучшем случае как синоним понятия «руководство», а то и просто заменяется иностранным словом «менеджмент», то это свидетельствует о недостаточной научной проработке вопросов управления в этой сфере и о существующих системных проблемах. Об этом свидетельствует и то, что, к сожалению, сегодня в отечественной науке и практике управления организациями активно используется иностранное понятие «менеджмент», а отечественное понятие «управление» стало активно применяться в новых словосочетаниях: «управление проектами», «управление рисками», «управление инновациями», «управление изменениями», «управление качеством» и многие др.

Все это позволяет считать, что управление организацией в целом будет проявляться через управленческую деятельность руководителей различных уровней управления организации (через широко развитую иерархию органов управления), основу которой должно составлять решение ряда профессиональных задач с целью придать всей деятельности организации необходимую для ее развития целевую направленность и получить желаемые результаты. Это позволяет выделить основные содержательные аспекты управления организацией как научной категории.


Во-первых, это действия руководителей по поддержанию готовности подчиненных подразделений (подчиненных) к решению производственных (профессиональных) задач. Так, к примеру, если организация не обеспечена работниками необходимой квалификации и в нужном количестве, в ней отсутствуют нужные ресурсы и редства труда, необходимые для обеспечения выполнения работниками трудовых функций, то нет смысла вести речь об управлении организацией, так как оно невозможно. Именно руководитель обязан решить данную проблему вследствие существующих у него на то полномочий через принятие управленческих решений. Рис. 2. Содержание управления организацией

Во-вторых, это действия руководителей, связанные с принятием управленческих решений по подготовке подчиненных подразделений (подчиненных) к решению новых производственных (профессиональных) задач. Это связано с тем, что в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса, развития и ужесточения конкурентной борьбы необходимо своевременно совершенствовать выпускаемую продукцию, выпускать новый товар (услугу), внедряя новейшие технологии и средства труда. А для того, чтобы это осуществлялось эффективно и своевременно, работников к этому надо готовить заранее.

Например, перед закупкой новых станков в организации необходимо предусмотреть обучение тех рабочих, которые планируются для работы на них. В противном случае оборудование будет либо простаивать, либо придется в срочном порядке организовывать переподготовку и обучение рабочих для работы на нем. Причем их придется отрывать от работы на основном производстве, что может негативно отразится на общих результатах деятельности организации. В рыночных условиях бессмысленно будет говорить об успешном развитии организации и обеспечении ей нужного уровня конкурентоспособности. Следовательно, руководитель на основе анализа складывающейся обстановки обязан своевременно решать данные вопросы, принимая нужные управленческие решения.

В-третьих, важная задача руководителя – это руководство подчиненными подразделениями (подчиненными) при решении производственных (профессиональных) задач. Иногда отечественные исследователи трактуют руководство как управленческую деятельность. Однако это не верно. При планировании деятельности организации физически невозможно предусмотреть все: психологические факторы и их влияние на поведение работников, технологические сбои в работе оборудования, техногенные катастрофы и др. Другими словами, в процессе производственной (профессиональной) деятельности организации возможны различные ситуации, которые могут негативно отразиться на результативности ее деятельности.



Например, в организации в результате аварии в электросетях обесточен один цех. Руководителю организации необходимо решить, что делать. При этом можно вызвать специалистов и подождать, когда работники электросетей устранят неисправность и подадут электричество в цех. Но это будет связано с тем, что будут простаивать не только работники этого цеха, но и других, деятельность которых связана с работой данного цеха. Следовательно, руководитель соответствующего уровня в силу своих должностных полномочий должен принять управленческое решение, реализация которого позволит обеспечить ритмичность работы всей организации, и в соответствии с принятым управленческим решением отдавать необходимые распоряжения (команды).

Так, руководитель может дать команду на включение резервных автономных источников электропитания для этого цеха и только затем дать указания соответствующим подчиненным сотрудникам по быстрейшему устранению неполадок в электросети. Как отмечает А. В. Карпов, «сама суть управленческой деятельности требует постановки задач для других» [2, c. 395]. Вследствие этого под руководством необходимо понимать оперативные действия руководителя «по разруливанию» внезапно возникающих проблем в процессе решения производственных (профессиональных) задач, которое проявляется в отдаче подчиненным подразделениям или сотрудникам соответствующих распоряжений и команд по преодолению возникшей проблемы.


2. Методы разработки управленческих решений в управлении персоналом



В целом, слово «метод» в переводе с греческого языка означает способ достижения какой-либо цели. Так, например, в Большом Энциклопедическом словаре указывается, что «метод (от греч. Methodos – путь исследования – теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности»

В словаре Новикова А. М и Новикова Д. А. отмечается, что «метод (синоним – способ) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи» [7,138с].

Именно вследствие этого отечественные исследователи большое внимание уделяют выявлению и исследованию методов как способов разрешения проблем и их классификации.

Сегодня в научной литературе дается много различных и «красивых» названий методов, например, метод Монте-Карло (В. С. Владимиров), метод IDEF моделирования (С. В. Черемных), метод PERT (А. В. Пужаев), метод Гордона, метод организованны стратегий (С. Ш. Левина, Р. Ю. Турчаева) и др. Однако многие из них непонятны, не конкретны, часто достаточно сложны для практики, а вследствие этого не востребованы ею.

Для более глубокого понимания сущности и содержания методов далее будет сделан краткий обзор сущности разных методов и их классификации, которые приводят в своих работах отечественные исследователи, группируя их по различным признакам.

При этом можно отметить, что многие отечественные исследователи, как правило, даже не делают различий в методах прогнозирования, в методах принятия управленческих решений, в методах выработки управленческих решений, в методах реализации управленческих решений. Например, С. Ш. Левина и Р. Ю. Турчаева выделяют методы количественных и качественных экспертных оценок, активизирующие и эвристические (качественные) методы разработки управленческих решений, просто эвристические (качественные) методы разработки управленческих решений и др.

В процессе разработки семь управленческих решений учет широко куда используется блок метод экспертных оценок, который будет основным в нашем исследовании.

Очень часто исследователи делят методы принятия управленческих решений на формализованные и неформализованные методы, качественные и количественные методы, а также методы экспертных оценок. При этом исследователи отмечают, что встречаются и комбинированные методы разработки управленческих решений, которые сочетают в себе элементы неформализованных и формализованных методов.


И в этом многообразии подходов исследователей очень сложно разобраться. Приведем лишь некоторые из методов, которые характеризуются отечественными исследователями как неформализованные методы принятия управленческих решений.

Неформализованные методы принятия управленческих решений, по их мнению, связаны, как правило, с неколичественными подходами в выборе управленческой альтернативы в качестве управленческого решения.

применение того или иного метода при принятии управленческих решений не зависит от знаний, желания и умения руководителя использовать какие-то методы. Это зависит от реального содержания проблемы, от сложившейся ситуации, от опыта сотрудников, наличия информации и другое, а также от личностных характеристик лица, принимающего управленческие решения. Так, например, достаточно часто в отечественной практике организаций в настоящее время говорят о модели «SWOT-анализ» как наиболее эффективном методе принятия управленческих решений. Благодаря своей концептуальной простоте и тому, что для использования данного метода не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка, SWOT-анализ действительно стал легко применим в деятельности отечественных организаций. Руководитель любого уровня, который хоть немного знаком с организацией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT-анализ.

Не вдаваясь в детали, можно отметить, что результатом проведения SWOT-анализа является развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды организации, представленная в следующем формате:

– «возможности – сильные стороны» (определение ориентиров стратегического развития);

– «возможности – слабые стороны» (определение ориентиров внутренних преобразований);

– «угрозы – слабые стороны» (выделение существенных ограничений стратегического развития);

– «угрозы – сильные стороны» (выделение потенциальных стратегических преимуществ).

В то же время опыт показывает, что данная методика применяется в отечественной практике часто формально, что не способствует повышению эффективности деятельности организаций через использование своих возможностей и сильных сторон для обеспечения нужного уровня конкурентоспособности организации.

Это связано с тем, что, во-первых, присущая SWOT-анализу простота может привести к поспешным и даже бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены» и др. Во-вторых, эффективность данного метода имеет недостатки, связанные с субъективными факторами, с тем, какую информацию и как будет обрабатывать пользователь метода при определении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, какой у него опыт этого, а также его предпочтения и видения обстоятельств, которые необходимо учесть при принятии управленческих решений.