Файл: 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений в управлении персоналом 5.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1.Понятие, сущность и классификация управленческих решений в управлении персоналом 5
2.Методы разработки управленческих решений в управлении персоналом 14
3.Анализ процесса разработки управленческих решений ООО «ЗСК» 21
4.Предложения по совершенствованию разработки
управленческих решений в сфере управления персоналом в организации ООО «ЗСК» 28
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения
Введение
Принятие решений, как и обмен информацией, – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения, то есть необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
В процессе деятельности организации возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора действий. Субъект управления принимает решение в целях решения проблем конкретной организации. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направления действий для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Важность принятия решений очевидна.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что поскольку от того, насколько эффективными будут управленческие решения в сфере управления персоналом организации, зависит эффективность ее деятельности в целом.
Объект курсовой работы – организация ООО «ЗСК».
Предмет курсовой работы – исследования является система разработки управленческих решений в управлении персоналом в организации ООО «ЗСК».
Цель данного исследования заключается в раскрытии теоретических и практических аспектов разработки управленческих решений в управлении персоналом, а также в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование систем управления персоналом организации.
Для достижения поставленной цели перед нами поставлены следующие задачи:
-
изучить теоретические аспекты разработки управленческих решений в управлении персоналом в организации; -
провести анализ процесса разработки управленческих решений ООО «ЗСК»
3)разработать рекомендации по совершенствованию разработки
управленческих решений в сфере управления персоналом в организации ООО «ЗСК»
Теоретической основой исследования являются труды и научные статьи по вышеуказанной проблеме отечественных ученых: Глухов В.В., Волкова О.И, Седегова Р.С., Иванов А.Б., Смирнов Э.А., Ременников В.Б, Литвак Б.Г., Юкаева В.С.
Методами исследования являются: анализ специальной литературы, анализ управленческих решений, SWOT-анализ.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении представлены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты разработки управленческих решений в управлении персоналом в организации.
Во второй главе проведен анализ процесса разработки управленческих решений ООО «ЗСК», рассмотрен устав этой организации и чем они занимаются.
В третьей представлены рекомендации по совершенствованию разработки управленческих решений в сфере управления персоналом в организации ООО «ЗСК».
В заключении сделаны выводы по работе и даны рекомендации по совершенствованию разработки управленческих решений в сфере управления персоналом в организации ООО «ЗСК».
1. Понятие и классификация управленческих решений в управлении персоналом
При рассмотрении вопросов принятия управленческих решений необходимо определиться с сущностью и содержанием управления как научной категории отечественной науки управления организациями. При этом целесообразно исходить из понимания того, что управление как социальное явление появилось задолго до того, когда стало предметом научных исследований, одним из факторов, характеризующих развитие общества. Это связано с тем, что развитие человеческой цивилизации требовало соорганизации, координации и согласованности действий людей для обеспечения своей все более усложняющейся жизнедеятельности. Возникновение по мере эволюции общества вначале примитивных, а затем все более сложных организаций требовали постоянного совершенствования практики управления ими.
Говоря об управлении, А. В. Карпов справедливо отмечает, что управление организациями нужно понимать как деятельность руководителей организаций и как разновидность профессионального труда. Он пишет, что «управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент социальных организаций», оно «как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению» [14, с. 11]. Несомненно, что управление как фактор обеспечения эффективности деятельности организаций всегда было фактором научных исследований.
Об этом свидетельствует многообразие школ управления, которые с различных позиций рассматривали управление как научную категорию.
При этом необходимо исходить из положения, что общие закономерности управления как науки формировались цивилизацией на протяжении веков и одномоментно разрушить или переделать их просто невозможно. Следовательно, в современных условиях нужно не «пересматривать» научные основы отечественной науки управления организациями, а выявлять возникающие проблемы и находить научно обоснованные пути их решения, в том числе связанные с ключевым аспектом науки управления – принятием управленческих решений.
Нужно отметить, что в науке существуют различные подходы к изучению сущности управления. Однако практически все исследователи проблем управления организациями выделяют три основных и наиболее общих подхода к выявлению сущности управления: ситуационный, системный и процессный. Процессный подход связан с тем, что при рассмотрении управления как научной категории выделяются важнейшие функции управления, которые рассматриваются по выражению А. В. Карпова «не как взаимонезависимые, а как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления» [2, с. 24].
К примеру, руководитель не может планировать выполнение какой-либо работы, пока не будет принято управленческое решение на ее осуществление, и не может осуществлять контроль ее выполнения, если нет плана. Таким образом, данный подход показывает логику и скоординированность процесса управления. Это позволяет говорить об управлении уже как об управленческой деятельности с ее последовательно осуществляющимися этапами, которые составляют алгоритм управления.
При этом алгоритм управления не зависит от опыта, умений, состояния руководителя и других факторов. Ведь какими бы талантами и психологическими особенностями ни обладал руководитель, он не может нарушить последовательность выполнения управленческих функций. Но не учитывать этих факторов тоже нельзя, так как они влияют на управленческую деятельность руководителей, в том числе на принятие и реализацию управленческих решений. В данном случае исследователями востребованы системный и ситуативный подходы, которые можно рассматривать как развитие и дополнение процессного подхода.
Так, например, системный подход свидетельствует о том, что руководитель должен «видеть» организацию в целом и понимать, что любое частное управленческое воздействие на любой элемент организации как системы обязательно повлияет на другие элементы и может привести к многочисленным непредсказуемым в данный момент последствиям. Следовательно,
принимая управленческие решения, любой руководитель в организации должен учитывать уже ранее принятые управленческие решения руководителей более высокого уровня управления и управленческие решения взаимодействующих с ним руководителей одного уровня управления, так как их деятельность влияет на соорганизованную деятельность всех сотрудников организации и достижения ими желаемого результата этой деятельности. К, напримеру, руководитель отдела организации, принимая решение на отправление сотрудников в служебную командировку, должен согласовать свое решение с главным бухгалтером о том, чтобы своевременно обеспечить откомандированных денежными средствами, а также с руководителем кадровой службы, чтобы своевременно подготовить необходимые для реализации своего решения документы и т. д. Данный подход основывается на том положении, что любая организация – это система, имеющая свою внутреннюю логику, и действующая по своим взаимосвязанным закономерностям.
Как отмечает А. В. Карпов, системный подход – это «определенный способ мышления по отношению к теоретическим и практическим проблемам управления» [12, с. 26]. Таким образом, все принимаемые управленческие решения в организации должны быть взаимосвязанными на всех уровнях управления. Но это не отменяет общего алгоритма управленческой деятельности.
Ситуационный подход основывается на том, что «оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться» согласно сложившейся конкретной ситуацией управления.
Понятие «ситуации» является ключевым в этом случае. Под ситуацией в науке управления понимается конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на деятельность организации в данное время [10, с. 27]. Последователи данного подхода считают, что лучшего способа управления как такового вообще нет. Необходимо уметь выбирать из множества вариантов «правильный» набор приемов и методов руководства.
Ситуационный подход рассматривает управление как реакцию руководителя на воздействие обстоятельств и предполагает «проигрывание» вариантов управленческих решений, чтобы предусмотреть возможные результаты тех или иных альтернатив управленческого решения по конкретной ситуации в конкретных условиях. Вследствие этого, например, большое внимание к управлению с позиций ситуационного подхода
уделяется различным управленческим тренингам, которые сегодня активно внедряются и в отечественную практику.
Кроме того, как правило, в конкретную ситуацию вовлекаются конкретные люди, имеющие различный опыт, квалификацию, индивидуальные психологические особенности, характер, свои стили руководства, отношение к риску и многое другое. Такой подход к исследованию проблем управления является доминирующим у американских исследователей, которые считают управление искусством, а не наукой. В результате этого принятие управленческих решений руководителями увязывается с положениями других наук, таких, например, как психологии. Вследствие этого появились и новые направления в науке управления организациями: инженерная психология, психология менеджмента и т. д. Однако такой подход не изменяет алгоритм управленческой деятельности, а дополняет его, повышая результативность управленческих решений в конкретных сложившихся ситуациях.
Так, например, в групповых игровых видах спорта перед проведением соревнований тренерами отрабатываются «наигранные» ситуации, которые потом реализуются в игре. Однако в результате травмы игрока может возникнуть необходимость его замены на другого игрока команды. А новый игрок – это человек, имеющий другой опыт, другие навыки, возможности, психологические особенности и т. д. Следовательно, нужно вносить коррективы в действия всех игроков по реализации потенциала команды для достижения нужного результата. Но в целом это не меняет решения тренера на общую установку на игру, то есть на его ранее «общее» управленческое решение.
Все данные подходы приемлемы и в совокупности позволяют исследователям глубже вникать в сущность управленческих проблем и повысить результативность управленческих решений. Но выделение одного из подходов при игнорировании других ограничивает значение научных выводов и не дает возможности разработать действенные инструменты для управленческой практики в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды деятельности современных организаций. В любой науке обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций по решению той или иной частной проблемы находятся в прямой зависимости от правильного понимания исследователем тех явлений и процессов, которые по отношению к данной проблеме носят более общий характер, а также от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ.