Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей предусматривает:
-
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами; -
коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); -
коррекцию ручной моторики за счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала; -
компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя и т. д.
В целом коррекционная направленность обучения на уроках технологии (ручного труда) предполагает:
-
максимальное использование возможностей всех сторон ручного труда (интеллектуальной, физической и эмоциональной) в коррекции и исправлении недостатков в развитии школьников; -
взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); -
неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; -
замедленность обучения; -
подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями; -
максимально развернутую и расчлененную форму сложных понятий, умственных и практических действий; -
предварение пропедевтикой изучения нового материала; -
руководство действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; -
подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, имеющих общие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов; -
подбор доступных для работы поделочных материалов.
Учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках технологии решаются в процессе следующих видов работ:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Работа с глиной и пластилином» | «Работа с глиной и пластилином» | — | — |
«Работа с природными материалами» | «Работа с природными материалами» | «Работа с природными материалами» | — |
«Работа с бумагой» | «Работа с бумагой и картоном» | «Работа с бумагой и картоном» | «Работа с бумагой и картоном» |
«Работа с нитками» | «Работа с текстильными материалами» | «Работа с текстильными материалами» | «Работа с нитками. Работа с тканью» |
— | — | «Работа с древесиной» | «Работа с древесиной» |
— | — | «Работа с проволокой» | «Работа с проволокой» |
— | — | — | «Работа с металлом» |
— | — | — | «Ремонт одежды» |
— | — | — | «Ручные швейные работы» |
— | — | — | «Картонажно-переплетные работы» |
Все виды работ распределены по годам обучения с учетом возрастных особенностей и возможностей детей работать с тем или иным материалом.
«Работа с глиной и пластилином». Знакомство с этими пластическими материалами начинается с глины. В учебнике для 1 класса дети вместе с учителем найдут ответы на вопросы: что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины? В связи с тем что работа с этим пластическим материалом требует особой организации занятий, использование данного материала в начальных классах в условиях урочной системы встречается редко.
Широко доступным пластическим материалом считается пластилин. Соответствующий раздел учебника содержит все необходимые сведения об этом материале. Так, к примеру, даны ответы на такие вопросы: что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином? Как работать с пластилином? (Описываются приемы обработки — скатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание и др.) Как лепить из пластилина объемные фигурки? В учебнике иллюстрируются образцы заданий, которые дети должны выполнить на уроке.
Во 2 классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал (1-я четверть); применение глины для изготовления посуды (2-я четверть); применение глины для изготовления скульптуры (3-я четверть). В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники как осваивают новые приемы обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в 1 классе (скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Также происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.
Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.
«Работа с природными материалами». С помощью информации, содержащейся в учебнике, дети совершат тематические экскурсии «Лес», «Море», «Поле», т. е. прогулки в те места, где можно найти разнообразные природные материалы. Рассматривая приведенные в книге образцы природных материалов, школьники упражняются в их распознавании и получают о них новые сведения. В учебнике дети найдут ответы на вопросы: где используются природные материалы (в городах, парках, домах)? Какие предметы быта, сувениры, декоративные украшения и игрушки делают из разнообразных природных материалов?
Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике 1 класса предлагаются группы изделий, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов, трав и листьев; объемные изделия, сочетающие в себе пластилин и сухую пушистую траву; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.
Во 2 классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением (желуди, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объемных композиций (макетов).
Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты) и др.
Содержание учебного материала в 3 классе для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалах (сухие листья, травы, цветы, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объемных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей).
Объекты труда: аппликация из листьев «Птица», аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки», объемные изделия «Птица», «Паук» и др.
«Работа с бумагой и картоном». При изучении этого вида работы школьники получат сведения о бумаге, которая занимает на уроках труда в 1 классе ведущее место из большого разнообразия поделочных и художественных материалов. Бумага — это общеизвестный материал, крайне необходимый современному человеку. В учебнике школьники получат ответы на вопросы: какие предметы из бумаги используют в быту? Какие предметы из бумаги используют в игре? Какие предметы из бумаги используют в учебе? Из существующего перечня сортов бумаги школьники 1 класса знакомятся лишь с некоторыми: писчая бумага, печатная, бумага для рисования, впитывающая, папиросная или бумага для труда, для упаковки промышленных товаров. Соприкасаясь с различными сортами бумаги (которые раздаются дополнительно), дети определяют на ощупь ее плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. Игровые ситуации с использованием различных сортов бумаги способствуют развитию слуховой чувствительности у детей. Например, не видя бумаги, по шуму при ее сминании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. Данные в учебнике образцы цвета помогут сформировать у школьников с интеллектуальными нарушениями представления о том, какого цвета может быть бумага или картон.
Бумага универсальна по своим физическим свойствам, что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике на страницах, посвященных теме «Как работать с бумагой», наглядно демонстрируются приемы безорудийной обработки бумаги. К ним отнесены разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги. При овладении этими приемами школьники выполняют ряд практических заданий, в ходе которых усваивают понятия «аппликация», «рельефная аппликация», «мозаика», «оригами», учатся выявлять признаки основных геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) и сопоставлять их с изображением реальных предметов.
В процессе овладения орудийными приемами школьники узнают, какими бывают ножницы, как правильно их держать, передавать, как правильно ножницами резать бумагу. В учебнике для 1 класса нашли отражение все доступные приемы вырезания, которыми должны овладеть обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. К ним отнесены приемы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, разрез бумаги по короткой наклонной линии, надрез бумаги по короткой прямой линии, разрез по длинной линии), приемы криволинейного вырезания (разрез по незначительно изогнутым линиям, скругление углов прямоугольных форм, вырезание округлых форм несложных контурных очертаний, разрез по кругу). В ходе овладения приемами криволинейного вырезания школьники осваивают понятия «круг», «овал», сопоставляя понятия с изображением реальных предметов. В учебнике содержится иллюстративный материал, направленный на обучение детей способам вырезания ножницами из бумаги. К ним отнесены способы вырезания изображений симметричного строения (симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной пополам, симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной несколько раз).
Во 2 классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке (1-я четверть). Также новым для обучающихся 2 класса на уроках труда является освоение приемов разметки бумаги с помощью линейки (3-я четверть). Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретенные в 1 классе. Содержание программы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур (1-я четверть) и форм сложной конфигурации (2-я четверть). Все шаблоны, образцы которых представлены в рабочей тетради, заранее заготавливаются учителем.
Особое внимание во 2 классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приемы: сгибание с угла на угол, сгибание пополам, совмещение углов и сторон с опорными точками, деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги, сгибание по типу гармошки. Работая ножницами, второклассники закрепляют приемы прямолинейного и криволинейного вырезания: надрез по короткой вертикальной линии, разрез по короткой линии, разрез по длинной линии, вырезание по кругу. Продолжают осваивать способы: симметричное вырезание и тиражирование деталей.