ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.3.4. Установки пневмотранспорта
Под пневмотранспортом понимают установки, перемещающие взвешенные частицы груза по трубопроводам за счёт потока воздуха, движущегося с большой скоростью. Струя воздуха образует с транспортируемым грузом аэросмесь, заполняющую собой сечение трубопровода. Работа таких машин основана на разнице давлений в начале и конце трубопровода. В зависимости от этого пневмоустановки делятся на всасывающие, нагнетающие и комбинированные [9,
11, 12].
Всасывающие делятся по величине разряжения на установки низкого (до 5·
·10
–3
Па), среднего (до 5·10
–4
Па) и высокого (свыше 5·10
–5
Па) вакуума.
Нагнетающие делятся на: низконапорные (избыточное давление до 5·10 3
Па, средненапорные 5·10 4
Па) и высоконапорные (свыше 5·10 4
Па).
Всасывающая пневмоустановка, при наличии разветвленного трубопровода, позволяет забирать груз одновременно в нескольких точках и направлять его в один пункт выгрузки.
В нагнетательной пневмоустановке обеспечивается захват груза в одном месте с одновременной подачей его в несколько пунктов по разветвлённому трубопроводу.
Комбинированная система пригодна для транспортирования груза на значительные расстояния из нескольких пунктов разгрузки в несколько пунктов загрузки.
Пневмоустановки бывают простые однотрубные и разветвлённые
Преимущества: герметичность системы; отсутствие потерь перемещаемых грузов и предохранение их от влияния внешней среды; возможность перемещать грузы

71
по сложной трассе; компактность установки; простота контроля; перемещение груза из нескольких мест в одно и из одного в несколько; обеспечение высоких санитарно-гигиенических условий в рабочих помещениях. Недостатки: высокий удельный расход энергии (3 – 5 кВт·ч на 1 т·км), интенсивное изнашивание трубопроводов.
5.3.5. Самотечные устройства (устройства гравитационного
транспорта)
В устройствах данного типа насыпные, тарно-упаковочные и штучные грузы перемещаются вниз по наклону или вертикали в результате действия собственной силы тяжести или её составляющей (сил гравитации), без дополнительной затраты энергии извне. Поэтому самотечный транспорт носит название гравитационного[8, 9, 12].
К основным его устройствам относятся: наклонные лотки, различного рода спуски; самотечные трубопроводы; бункеры.
Наклонные лотки представляют собой наклонную плоскость, обрамлённую бортами.
В поперечном сечении лотки имеют обычно прямоугольную форму. Ширина их должна быть несколько больше ширины груза, а высота бортов – не менее 2/3 высоты груза.
Скорость спуска груза по наклонному лотку можно регулировать изменением угла его наклона и подбором соответствующих материалов для отдельных участков лотка. Скорость движения насыпного груза по желобу принимают обычно не более 2,5 м/с.
Спуски – служат для транспортировки грузов по вертикали в стеснённых условиях. Бывают винтовые и каскадные спуски.
Винтовой спуск представляет собой наклонную плоскость, обвитую вокруг цилиндра. Скорость груза на винтовом спуске зависит от веса груза, угла наклона спирали и состояния поверхности желоба.
Преимущества: повышение эффективности использования объёма складского помещения; сокращение пути перемещения груза; уменьшение времени отбора и выдачи груза.
Недостатки: нестабильность движения грузов; разброс значений коэффициентов трения качения и скольжения; сложность изготовления.
Каскадный спуск состоит из угловых ступеней, расположенных на вертикальном цилиндре, у него все поверхности плоские. На каждой ступеньке груз начинает движение с нулевой скоростью, поэтому в конце спуска скорость груза невелика. Используется в тех случаях, когда транспортируемый груз не боится сотрясений.
Самотечные трубы – используются для спуска сыпучих материалов в виде труб круглого или прямоугольного сечения, позволяющие распределять сыпучий груз из одной ёмкости в несколько мест.


72
Бункеры – саморазгружающиеся ёмкости, предназначенные для приёма, хранения, загрузки транспортных средств.
Бункеры представляют собой сосуды, снабжённые вверху загрузочными, а внизу разгрузочными отверстиями в днище или боковой стенке, которые перекрываются затворами. Продвижение груза в бункере и истечение его через разгрузочное отверстие происходит под действием силы тяжести груза.
По форме бункеры бывают: призматическими, пирамидальными, цилиндрическими, конусными, корытообразными.
Основное требование к бункерам - обеспечение свободного истечения груза через разгрузочное отверстие. Возможны два вида истечения – нормальное (в виде столба) и гидравлическое (в виде истечения жидкости).
Форма и размеры бункера (величина наклона стенок днища, размеры и расположение разгрузочного отверстия) должны выбираться в соответствии с родом груза.
Для равномерной подачи груза из бункеров на конвейеры и в транспортные средства у выпускных отверстий монтируются питатели, которые могут создавать поток груза с направленной скоростью заданного значения. По конструкции питатели различаются на вибрационные, скребковые, барабанные, пластинчатые, дисковые, которые представляют собой механические устройства, снабжённые двигателями.
Для перекрытия выпускных отверстий бункеров и выпуска из него груза с регулированием потока бункеры снабжаются затворами, которые подразделяются на: откидной лотковый; цепной; плоский; гусеничный; секторный; челюстной.
Применение бункеров позволяет сократить простои автомобилей под погрузкой до 2 – 3 мин. Наибольший эффект от применения бункеров достигается на базисных складах и перевалочных пунктах, при перевозке грузов автомобилями и автопоездами большой грузоподъёмности.
5.4. Средства пакетизации и контейнеризации
Выполнение ПРР с единицами штучных грузов занимает много времени, поэтому их предпочтительно соединять в более тяжеловесные пакеты, для чего используются пакетоформирующие (ПФМ), пакеторасформировывающие машины (ПФРМ) [8, 12].
ПФМ предназначены для укладки грузов в ящиках, мешках, коробках в пакеты. ПРФМ механизируют разборку пакетов и работают в обратной последовательности.
Процесс формирования состоит из трёх операций:
− подготовка грузов к пакетированию;
− укладка грузов по заданной схеме на поддон или без него;
− скрепление грузов в пакете.
ПФМ подразделяются на: машины для формирования грузов в жёсткой и полужёсткой таре; в мягкой таре; перевозимых без внешней тары.


73
По способу формирования пакетов ПФМ подразделяются на четыре группы: горизонтального формирования; вертикального; комбинированного и формирования пучком.
Машины горизонтального формирования могут работать по принципу
«подвижного» и «неподвижного» поддона.
В машинах с подвижным поддоном вначале по заданной программе формируют горизонтальный слой грузов, который затем укладывается на поддон.
После этого поддон опускается на высоту укладываемого слоя и на него укладывается следующий горизонтальный слой грузов до полного сбора пакета, что приводит к значительным динамическим нагрузкам в конце формирования, когда надо за короткое время переместить весь пакет, массой до 1 т.
При формировании пакета по принципу «неподвижного» поддона наземного пакетирования, слой груза формируется на специальном устройстве, с которого переносится на поддон, что позволяет значительно снизить динамические нагрузки (в 4 – 8 раз), и к уменьшению энергоёмкости, металлоемкости и шума при их работе.
Преимущество этих машин состоят в возможности контроля над ходом операций с пола; в универсальном характере пакетирования; более простой конструкции и более высокой надёжности в работе.
Пакетоформирующие машины горизонтального формирования пакетов имеют производительность в 2 – 3 раза большую, чем у машин с вертикальным и комбинированным формированием.
В машинах вертикального формирования грузы, поступающие по конвейеру, формируются в вертикальную стопу, которая после набора смещается на поддон.
Машины этой группы имеют меньшую производительность, но динамические нагрузки значительно ниже, что позволяет применять их для пищевых продуктов.
Машины комбинированного формирования используют для грузов прямоугольной формы, допускающих возможность их кантования. Сущность этого способа: на специальном гравитационном конвейере комплектуются несколько рядов грузов, которые затем с помощью поворотного устройства устанавливаются в вертикальное положение, образуя стопы. Стопы затем смещаются на поддон. Машины этой группы ограниченны в применении из-за невозможности пакетирования большой номенклатуры тарно-штучных грузов.
В автоматические линии по формированию пакетов помимо ПФМ включаются автоматы для увязки и упаковки пакетов специальными пленками. Для крепления пакетов применяют также клеевидные растворы, которые распыляют форсунками на упаковки. Наибольшее распространение для крепления пакетов получили стальные и полимерные ленты, и проволока. Производительность автоматов для обвязки пакетов достигает 1000 операций в час.
Одним из прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью усадочной плёнки.
Преимущества этого метода: возможность пакетирования грузов различной формы, повышение устойчивости грузов на поддонах, защита от воздействия окружающей среды, упрощение утилизации, обеспечение сохранности грузов,


74
упрощение контроля над движением материальных ценностей, сравнительно низкие затраты труда и материалов.
В последнее время всё большее развитие получают принципиально новые направления в формировании пакетов на поддонах с использованием роботов и манипуляторов. Роботы оснащены программными устройствами или ЭВМ. Время настройки на новую программу не превышает двух минут. Производительность роботов до 600 ящиков в час. В перспективе намечается создание пакетоформирующих роботов с опознаванием формы груза и применением акустического программирования. В России пока нет специализированного производства ПФМ.
5.5. Специальные и специализированные автомобили
К специальным автомобилям относятся такие, которые выполняют не только перевозку грузов, но и различные перегрузочные операции с помощью монтируемых на них устройств [12, 14].
Это прежде всего автомобили - транспортеры, автоконвейеры и автолифты.
Автоконвейер представляет собой конструкцию, состоящую из доработанного автомобильного шасси и установленного на нём ленточного конвейера. Он предназначен для перегрузки штучных грузов в аэропортах и может производить погрузку, как с земли, так и с борта автомобиля.
Автолифт – автомобиль с подъёмным закрытым кузовом, служит для перевозки и погрузки в самолёты контейнеров с продуктами, багажа, почты.
5.6. Вспомогательные погрузочно-разгрузочные средства
Вспомогательные средства предназначены для оказания помощи при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, облегчая ручной труд, повышая производительность ручного труда, уровень безопасности работ и качество их выполнения [1, 12].
К их числу относятся средства для облегчения погрузки-разгрузки; для повышения степени механизации погрузочно-разгрузочных работ; средства для учёта и контроля.
5.6.1. Средства для облегчения погрузки-разгрузки
Подъёмные столы – предназначены для облегчения погрузочно- разгрузочных, комплектовочных, монтажно-демонтажных и других видов работ.
Столы могут быть укомплектованы колёсами, козырьками, вращающимися дисками, механизмами для подъёма груза на большую высоту (от 3 до 5 м.) тяжёлых и крупногабаритных грузов в виде вертикальных и горизонтальных двойных ножниц.
Роликовые ломы используют для подъёма груза на высоту до 100 м и его последующее перемещение на небольшие расстояния. Роликовый лом представляет собой штангу, на утолщённом конусе которой расположена


75
горизонтальная ось с опорными роликами и козырьком, который подводится под груз, а при опускании штанги вниз – груз поднимается. При перемещении груза участвуют трое рабочих с ломами, один из которых является управляющим.
Роликовые цепи предназначены для перекатывания тяжёловесных грузов по горизонтальным плоскостям, а так же для поднимания и скатывания их по наклонным плоскостям.
Роликовые слеги применяют для подъёма и спуска груза с плоской нижней поверхностью по наклону. Рама-слег выполнена из угольников или швеллеров, на которых располагаются ролики.
5.6.2. Средства для повышения степени механизации погрузочно-
разгрузочных работ
Рампы – это платформы, высота которых соответствует нижнему уровню грузового отсека транспортного средства (полу кузова автомобиля, прицепа, полуприцепа, вагона), выступающие за пределы стен склада и служащие для подъезда к ним АТС и выполнения на них ПРО.
Перегрузочные трапы – служат для въезда погрузочной техники в транспортные средства с уровня земли. Условия перегрузки можно разделить на три типа:
− поверхности устойчивы, разность уровней практически не изменяется и равна
50 – 120 мм (железнодорожный вагон – рампа, рампа – контейнер) или 1400 –
1600 мм (железнодорожный вагон – земля);
− одна поверхность устойчива, другая не устойчива, разность уровней изменяется в процессе перегрузки и равна 400 – 700 мм (автомобиль – рампа) или 1100 – 1300 мм (автомобиль – земля);
− обе поверхности не устойчивы, разность уровней изменяется в процессе перегрузки и равна 50 – 300 мм (автомобиль – автомобиль).
Передвижные трапы грузоподъёмностью до 10 т перемещают вручную по земле на двух пневматических или обрезиненных колёсах. В рабочем положении трап одним концом опирается на землю, а вторым при помощи козырька, на край платформы автомобиля.
Выравнивающие мостики – служат для выезда с погрузочной рампы или другого транспортного средства.
Выравнивающие мостики бывают стационарными и переносными. Для компенсации разных уровней пола склада и пола кузова автотранспорта используют стационарные электрогидравлические выравнивающие мостики (доклевеллеры), представляющие собой платформы, которые при изменении угла своего наклона в зависимости от высоты кузова автомобиля обеспечивают стыковку полов автомобиля и склада.
Переносные (передвижные) мостики имеют более простую конструкцию, нежели выравнивающие гидравлические платформы и используются при небольшом грузообороте в пунктах погрузки-выгрузки. Такой мостик состоит из настила, к которому с обеих сторон на шарнирах присоединяются концевые части в виде козырьков. Некоторые виды мостиков могут быть снабжены колёсами.