ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
76
Стеллажи – представляют собой специальные устройства для ярусного складирования и хранения грузов. Стеллажное оборудование классифицируется по назначению, способу применения, способу установки, виду материала, конструкции.
По назначению стеллажи подразделяют на универсальные и специализированные.
По способу применения: для ручной укладки; приспособленные для механизированной укладки и выемки грузов.
По виду материала: металлические; деревянные; железобетонные; комбинированные.
По конструкции: неразборные и сборно-разборные, которые могут быть каркасными, полочными, ящичными, стоечными, гравитационными.
Каркасные стеллажи могут быть проходными, набивными, сквозными.
Гравитационные стеллажи представляют собой металлоконструкцию с наклонными грузовыми полками, поверхность которых выполнена в виде роликовых дорожек, что позволяет грузу перемещаться под действием сил тяжести. Они предназначены для хранения и обработки большого количества однородных грузов, сформированных на европоддонах размерами 1200x1000 мм и весом до 1 т или другой транспортной таре. На основе таких стеллажей действуют многие автоматизированные склады пищевых предприятий.
Преимущества гравитационных стеллажей:
− компактное складирование и отсутствие межстеллажных проходов, т.е. высокая степень использования объёма склада;
− конструкция стеллажей реализует принцип, по которому поддон, установленный первым, будет первым и выгружен;
− разделение зон загрузки и выгрузки позволяет одновременно загружать и разгружать стеллаж, увеличивая производительность труда;
− поддоны перемещаются под действием силы тяжести, что снижает материальные и временные затраты на внутрискладское перемещение грузов.
По способу установки стеллажи могут быть стационарными и передвижными.
Стационарные стеллажи обладают значительной прочностью и крепятся к полу или строительным элементам складского помещения.
Передвижные стеллажи – это металлические конструкции, установленные на подвижное основание, выполненное обычно в виде роликов.
Передвижные стеллажи обладают рядом преимуществ по сравнению со стационарными, у которых межстеллажные проходы занимают около половины площади склада. Для передвижных стеллажей необходим только один проход, что в 1,5 раза увеличивает полезную складскую площадь.
5.6.3. Средства для учёта и контроля
Они необходимы для учёта номенклатуры, количества, сроков хранения или годности грузов и др.
77
Учёт может быть оперативным, когда информация поступает в реальном масштабе времени, и долговременным документальным, когда информация собирается за определённое время – сутки, месяц, год.
Оперативный учёт и технические средства его выполнения. Определяет размеры, объёмы массы; количество единиц грузов; перемещаемых различными типами ПРС; массы и объёмы грузов в различных транспортных средствах.
Технические средства для осуществления такого учёта отличаются принципом действия, назначением, конструкцией.
По принципу действия: дискретные и непрерывные технические средства.
К дискретным относятся вагонные, автомобильные, товарные, элеваторные и крановые весы.
К системам непрерывного действия - конвейерные весы; приборы для подсчёта единиц, массы, объёма грузов, перемещаемых конвейерами непрерывным потоком; жидких (наливных), транспортируемых трубопроводами; измерение массы грузов в резервуарах; силосах, бункерах.
Различают два класса измерительных систем: аналоговые и цифровые.
Аналоговые оперируют сигналами, представляющими собой непрерывно поступающее напряжение или силу тока, уровень и характер изменения которых моделирует измеряемую величину.
В цифровых системах снимаемый с датчиков непрерывный сигнал преобразуется в ряд дискретных значений и прибор выдаёт информацию об измеряемом параметре в виде ряда его последовательных значений.
В вычислительном блоке таких измерительных систем используют микропроцессоры.
Цифровые системы отличаются высокой надёжностью, помехоустойчивостью и высокой точностью измерения. Для получения показателей используют различные датчики: тензометрические, индуктивные,
ёмкостные, пьезоэлектрические, электромеханические, оптические и др.
Измерительные системы непрерывного действия: конвейерные автоматические весы; объёмные расходомеры; счётчики кубатуры лесоматериалов; определение верхнего и нижнего уровней груза; наличие груза в
ёмкости; число транспортируемых пакетов и их габариты.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
5.6.4. Долговременный документальный учёт и технические средства его
выполнения
Долговременный документальный учёт производится с помощью современных информационных и компьютерных технологий. Основой автоматизации этих процессов является технология штрихового кодирования, заключающегося в нанесении штрихового кода на каждой единице, и последующего его считывания специальными сканерами.
На складах автоматизируются процессы, связанные с приёмкой и отправкой грузов, инвентаризацией, внутренним движением грузов с учётом различных показателей (серийных номеров, сроков годности, веса, цены, габаритов и т.д.).
78
Для сбора информации в удалении от компьютера, используются терминалы сбора данных (ТСД) – мобильные портативные устройства.
Терминал позволяет организовать удалённую работу с документами в базе данных.
ТСД делятся: по типам сканирующего элемента; защищенности от ударов и низких температур; типу и размеру клавиатуры; возможности связи с базовым компьютером.
Различаются автономные терминалы и радио-терминалы. Оба вида терминалов могут закачивать в свою память необходимую информацию и работать с ней автономно.
Использование современных информационных технологий для учёта и контроля процессами грузопереработки позволяет повысить точность идентификации грузов; учёта их количественных характеристик; снизить время обработки заказов; повысить производительность труда; снизить собственность погрузочно-разгрузочных и складских операций; уменьшить потери грузов.
5.7. Грузозахватные устройства (ГЗУ)
Предназначены для захвата и соединения груза с ПРС.
Существует два вида ГЗУ: грузозахватные органы и грузозахватные приспособления [1, 9, 11, 12].
5.7.1. Грузозахватные органы и приспособления
Грузозахватные органы – неотъемлемая часть ПРС, находятся в постоянном соединении с ПРС и являются элементами подъёма (например, крюки).
Грузозахватные приспособления – не являются принадлежностью ПРС и представляют собой самостоятельное изделие многократного пользования, навешиваемые на грузозахватный орган (съёмные, навесные или инвентарные).
По конструкции ГЗУ делятся на: универсальные и специальные.
Универсальные ГЗУ входят составной частью в специальные ГЗУ.
По виду захватываемого груза делятся на ГЗУ: для штучных, длинномерных, навалочных, контейнерных и др.
По степени механизации труда на: ручные, полуавтоматические и автоматические.
По способу взаимодействия груза с
ГЗУ на: зачерпывающие, поддерживающие, зажимные, притягивающие.
По типу ГЗУ: для кранов и погрузчиков.
По способу управления ГЗУ: с ручным, дистанционным, полуавтоматическим и автоматическим управлением.
Основные узлы и детали универсальных грузозахватных устройств.
5.7.2. Канаты
79
Канат – основной гибкий тяговый (несущий) элемент любого грузоподъёмного устройства.
Канаты предназначены: для соединения груза с грузозахватным органом ПРМ; для преобразования вращательного движения барабана механизма в поступательное движение груза; подвешивание стрел и другого оборудования
ПРС; организации подвесных канатных дорог; изготовления различных ГЗУ и их элементов.
Классификация канатов: по форме поперечного сечения: круглые и плоские;
По конструкции – одинарной, двойной и тройной свивки (стренг).
По форме поперечного сечения прядей – круглопрядные и фасонные.
По типу свивки прядей и канатов – с линейным касанием проволок разного диаметра (ЛК); с точечным касанием (ТК); комбинированным точечно-линейным касанием (ТЛК); с полосовым касанием (ПК);
По материалу сердечника – с органическим, металлическим, из искусственных волокон.
По способу свивки – правого и левого направления;
По степени крутимости – крутящиеся и малокрутящиеся под действием растягивающей нагрузки.
По механическим свойствам проволоки – высшей марки В; первой марки I и второй марки II;
По назначению – грузо-людские (ГЛ), грузовые (Г), бензельные (Б), вспомогательные.
По виду покрытия поверхности проволок – из светлой проволоки для лёгких условий эксплуатации (Л); с тонким слоем цинкового покрытия для средних условий эксплуатации (С); с цинковым покрытием средней величины для жёстких условий эксплуатации (Ж); с толстым цинковым покрытием для очень жёстких условий эксплуатации (ОЖ); с покрытием различными полимерными материалами.
По виду концевых креплений – неразъёмные и разъёмные.
5.7.3. Грузовые цепи
Сварные цепи – в качестве подъёмных на барабанах и талях, а также в качестве тяговых при ручном приводе.
Пластинчатые цепи – в качестве грузовых и тяговых совместно со звёздочками.
5.7.4. Концевые захватные элементы
Грузовые крюки – по форме разделяют на однорогие и двурогие, а по способу изготовления – на кованные и пластинчатые.
Грузовые петли – для строповки грузов больших размеров, могут быть коваными или составными из шарнирно-соединённых элементов.
80
Стропальные кольца – неразрезанные, круглые или овальные из стали круглого или прямоугольного сечения.
Карабины – разборные концевые элементы, удобные в эксплуатации, грузоподъёмностью от 0,5 до 2,5 т.
Серьги (подвески) – разъёмные элементы грузоподъёмностью от 2 до 5 т.
5.7.5. Съёмные грузозахватные устройства
Стропы – отрезки канатов или цепей, соединённые в кольца, или снабжённые концевыми захватными элементами, обеспечивающие быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.
Траверсы – съёмные грузозахватные устройства, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов, предохранения их от воздействия сжимающих усилий. Подразделяются на плоскостные и пространственные.
Подхваты – грузозахватные устройства, рабочие органы которых располагаются непосредственно под грузом или проходят в монтажные петли, отверстия груза, или поддона. По конструкции различают лапчатые, вильчатые, коромысловые, подхваты-футляры.
5.7.6. Зажимные грузозахватывающие устройства
Клещевые захваты – имеют рычажную систему в виде клещей, свободные концы которых изогнуты по форме груза, или снабжены колодками, прижимаемыми к грузу для удержания его посредством сил трения.
Эксцентриковые захваты – у которых зажимным органом является эксцентрик, посаженный на вал так, что центр его смещён относительно геометрической оси вала на определённое расстояние, называемое эксцентриситетом. Бывают с односторонним и двухсторонним расположением эксцентриков.
Клиновые захваты – для строповки грузов с круглыми отверстиями путём использования распорных деталей в виде клиновых цанговых захватов.
5.7.7. Захваты, встроенные в рабочий орган машины
Подъёмные электромагниты – для подъёма и перемещения грузов из ферромагнитных материалов. Два вида: круглые и прямоугольные.
Грейферные захваты – специальные грузозахватные устройства с поворотными челюстями для работы с насыпными и кусковыми материалами, а также для перегрузки длинномерных лесоматериалов. Разделяются по конструкции – двухчелюстные, многочелюстные, и трёх-, четырёхлапные. По типу привода механизма замыкания – канатные и приводные, со специальным механизмом для замыкания.
81
Ковши – предназначены для погрузки навалочных и мелкокусковых грузов.
Входит в комплект сменных ГЗУ ковшовых погрузчиков, экскаваторов, авто- и электропогрузчиков. Основной характеристикой является грузоподъёмность ковша.
Вакуумные захваты – принцип действия которых основан на создании разрежения воздуха в вакуумной камере, установленной на поверхности груза, с помощью вакуумных захватов перемещают изделия из различных материалов в том числе с рифлёной, волнистой, сильно корродированной поверхностью.
Полуавтоматические и автоматические захваты – исключают труд стропальщика на одной операции или полностью.
Требования, которым должны отвечать все грузозахватные устройства:
− соответствовать свойствам и форме перемещаемого груза;
− обеспечивать полную сохранность груза и тары;
− обеспечивать быстрый захват и освобождение груза;
− соответствовать объёму грузопотока;
− иметь простую конструкцию, минимальный собственный вес и габариты при достаточной прочности;
− обладать высокой технологичностью при изготовлении;
− обладать высокой надёжностью;
− быть удобными в эксплуатации при минимальных экономических затратах;
− удовлетворять требованиям охраны труда и техники безопасности.
6 ВЫБОР АВТОТРАНСПОРТНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
СРЕДСТВ
Доставка грузов – совокупность операций, выполняемых с продукцией после её изготовления и до получения потребителями: складирование, хранение, комплектование, упаковка, пакетирование, контейнеризация, погрузка, разгрузка, транспортирование, перегрузка [6, 12].
Реализация доставки зависит от правильного выбора средств транспортирования грузов, а также средств и способов выполнения погрузочно- разгрузочных работ с ними.
Под выбором автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств понимается определение типа подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин, из размерности, грузоподъёмности, производительности и количества для выполнения заданного объёма работ.
Цель выбора – отыскание таких АТ и ПРС, которые удовлетворяют комплексу заданных технических требований, а их применение экономически целесообразно.
Выбор проводят по двум группам критериев: техническим и экономическим в два этапа.