ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фургоны предназначены для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, требующих специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления при транспортировке (мебель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобулочные изделия и др.). Кроме того, они служат для перевозки различных домашних животных, скота и птицы. Наличие специальных устройств и приспособлений в узкоспециализированных фургонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового кузова.

19
Универсальные и узкоспециализированные фургоны, обеспечивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако, они имеют наибольшее распространение.
Изотермические фургоны и рефрижераторы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов – пищевых продуктов (мяса, колбасы, рыбы, молока, сметаны, сыра, масла, творога, овощей, фруктов и т.п.).
Изотермические фургоны обеспечивают поддержание определенного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляционного кузова.
Рефрижераторы обеспечивают поддерживание определенной температуры внутри термоизолированого кузова с помощью различных источников временного и постоянного охлаждения.
Источники временного охлаждения поддерживают заданную температуру в течение ограниченного времени, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки, – в течение длительного времени.
Временные
источники
холода представляют собой устройства, использующие переход определенного вещества (сухой лед, определенные растворы солей, сжиженные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаждающие ее.
Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодильные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов).
2.2.5. Автопоезда для длинномерных грузов
Автопоезда для длинномерных грузов предназначены для перевозки леса, труб, сортового металла различных профилей. Такие грузы имеют очень большую длину, которая может достигать 50 м. Лес (бревна, хлысты) перевозят автопоездами с лесозаготовительных пунктов на лесопильные и деревообрабатывающие предприятия. Длина перевозимого леса может достигать
20 – 30м. Трубы перевозят от железнодорожных станций до сварочных баз и от них до места монтажа вдоль трасс газопроводов и нефтепроводов [5, 14].
Для перевозки леса и труб в автопоездах используют прицепы-роспуски соответствующей грузоподъемности. Эти прицепы одно- или двухосные, имеют одинаковую конструкцию и отличатся в основном способом закрепления груза.
Так, одноосные прицепы-роспуски применяются при перевозке труб длиной 6 –
12 м; двухосные – при транспортировке сваренных труб длинной 24 – 48 м.
Диаметры перевозимых труб от 0,5 до 1,4 м, а толщина стенок 7 – 12 мм.
Одноосный прицеп-роспуск имеет раму с дышлом, на которой установлен поворотный коник со стойками. Поворотный коник состоит из двух частей
(подушек), одна из которых неподвижно закреплена на раме, а другая
(поворотная) соединена с ней шкворнем, который обеспечивает ее поворот. На


20
верхней части коника установлена поперечная балка (опора), обеспечивающая правильное размещение груза на конике. Так, для перевозки круглого леса
(бревен) опора имеет острые зубья, которые исключают раскатывание бревен. Для перевозки труб опора имеет полукруглые вырезы, в которые укладывается нижний ряд труб. Стойки коника шарнирно соединены с его поворотной частью и удерживаются в вертикальном положении цепями, которые охватывают стойки с наружной стороны, образуя раскосы. На цепи укладывается перевозимый груз, который прижимает стойки и способствует их удержанию в закрытом
(вертикальном) положении.
Дышло прицепа сделано раздвижным для изменения длины в зависимости от размера перевозимого груза. Оно имеет на конце специальную петлю для соединения с крюком автомобиля-тягача.
Колеса прицепа-роспуска могут быть как неуправляемыми, так и управляемыми. Управляемые колеса делают на прицепах роспусках, предназначенных для перевозки грузов длинной более 20 метров.
Прицепы-роспуски могут иметь складывающиеся дышла, что позволяет транспортировать их в порожнем состоянии на самих автомобилях-тягачах.
Перевозка порожнего прицепа роспуска на автомобиле-тягаче позволяет уменьшать длину автопоезда, увеличивать среднюю скорость движения, а также уменьшать износ шин прицепа-роспуска.
2.2.6. Автопоезда для строительных конструкций
Строительные железобетонные конструкции перевозят автопоездами с заводов железобетонных изделий на строительные площадки. К этим конструкциям относятся фермы, панели, плиты, балки, сваи, блоки и др. Железобетонные конструкции имеют большую массу и достигают значительной длины. Для перевозки строительных железобетонных конструкций используют полуприцепы- панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы [4, 13].
Панелевозы служат для перевозки плоских крупногабаритных панелей. Они представляют собой полуприцепы с одно или двухосной тележкой.
Грузоподъемность их составляет 11 – 19 т. Погрузочная высота 0,6 – 0,9 м.
Панели перевозят на панелевозах в вертикальном или близком к нему положении.
Длина перевозимых панелей до 10 м, ширина 2,5 – 3,5 м, толщина 0,3 м, а собственная масса одной панели может достигать 8 т. Наиболее широко применяются ферменные полуприцепы-панелевозы – хребтовые и кассетные.
Хребтовые полуприцепы-панелевозы имеют центрально расположенную ферму трапециевидного поперечного сечения. Панели на них устанавливают под углом 8 – 12 0 к вертикали. Хребтовые полуприцепы-панелевозы имеют небольшую собственную массу и высокую жесткость конструкции. Они обеспечивают простоту крепления панелей в транспортном положении и в процессе погрузки, а также удобство погрузочно-разгрузочных работ, при которых не требуется подъема панелей на большую высоту. Однако хребтовые


21
полуприцепы-панелевозы не обеспечивают необходимой защиты панелей от механических повреждений и попадания грязи в процессе перевозки.
Кассетные полуприцепы-пенелевозы имеют две плоские боковые несущие фермы. Панели на них устанавливают вертикально внутри кассеты. Они обеспечивают лучшую, чем хребтовые панелевозы, защиту панелей от механических воздействий и грязи при транспортировке. Форма кассеты
(грузовой платформы) позволяет перевозить железобетонные изделия широкой номенклатуры. Однако, кассетные полуприцепы-панелевозы имеют повышенную металлоемкость конструкции и, следовательно, большую собственную массу, более сложное крепление панелей в кассете, а также худшую приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам. С целью повышения маневренности полуприцепы-панелевозы оборудуют специальными устройствами для управления их колесами. Для сохранения перевозимых грузов металлические части их ферм, соприкасающиеся с панелями, покрывают резиновыми или деревянными прокладками.
Фермовозы предназначены для перевозки ферм большой длины. Они представляют собой низкорамные кассетные полуприцепы с поворотными тележками. Их грузоподъемность 14 – 23 т. Фермы на полуприцепах-фермовозах перевозят в вертикальном положении. Длина перевозимых ферм 18 – 30 м, а собственная масса одной фермы может достигать 17 т.
Плитовозы служат для перевозки плит перекрытий различной длины. Они могут также перевозить почти все строительные железобетонные изделия, кроме стенных панелей, ферм и объемных элементов. Плитовозы представляют собой высокорамные полуприцепы с одно- или двухосными тележками. Они имеют раздвижную раму, длина которой может быть увеличена до 4 м, не имеют бортов и оборудованы откидными стойками. Их грузоподъемность 12 – 22 т.
Погрузочная высота 1,6 – 1,8 м. Плиты на полуприцепах-плитовозах возят в горизонтальном положении. Длина перевозимых плит до 12 м, а ширина до 3 м.
Сантехкабиновозы предназначены для перевозки железобетонных и асбестоцементных санитарно-технических кабин. Они могут перевозить и объемные элементы жилых зданий и сооружений (шахты лифтов, железобетонные колодцы, блоки и др.). Сантехкабиновозы можно использовать также для транспортировки плит, колонн, балок, ригелей и других изделий, которые по своим размерам и общей массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности сантехкабиновоза.
Сантехкабиновозы представляют собой низкорамные кассетные одно- и двухосные полуприцепы грузоподъемностью 8 – 12т. Погрузочная высота 0,8 – 1 м. Санитарно технические кабины на полуприцепах-сантехкабиновозах транспортируют в вертикальном положении.
2.2.7. Автопоезда-тяжеловозы
Автопоезда-тяжеловозы служат для перевозки неделимых крупногабаритных, негабаритных и тяжеловесных грузов. К таким грузам


22
относятся трансформаторы, атомные реакторы, различные подвижные строительные дорожные землеройные машины, вагоны, машины и оборудование промышленных объектов, узлы и агрегаты современных прессов, корпусов судов, блоков обжиговых печей, неделимые строительные блоки и конструкции. Масса таких грузов составляет от 30 – 50 до 200 т. и более, а их габаритные размеры достигают 40 – 50 м по длине, 5 – 7 м по ширине и 4 – 6 м по высоте. Неделимые крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозят с заводов-изготовителей к местам строительства или монтажа промышленного оборудования. При транспортировке таких грузов используют прицепы и полуприцепы-тяжеловозы
[12, 14].
По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы подразделяются на три группы: грузоподъемностью до 30 т, от 30 – 100 т, свыше 100 т. Полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют грузоподъемность до 60 т.
Первая группа прицепов-тяжеловесов по своим габаритным размерам и весовым параметрам незначительно отличается от обычных прицепов и не требует специальных автомобилей-тягачей.
Вторая группа прицепов-тяжеловесов характеризуется увеличенными габаритными размерами, повышенными полной массой и осевыми нагрузками, увеличенным числом осей и колес.
Третья группа прицепов-тяжеловесов отличается особо большой грузоподъемностью и служит для перевозки сверхтяжелых грузов.
Для второй и третий групп требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей.
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть оборудована дополнительно бортами. На сверхтяжелых прицепах применяют платформы, регулируемые по высоте. Подъем и опускание платформ производится при помощи гидравлических подъемных механизмов, вмонтированных в платформы. Это облегчает погрузку и выгрузку тяжелых крупногабаритных грузов и обеспечивает необходимую проходимость при их транспортировке.
Часто прицепы-тяжеловозы выпускают с подкатными (отделяемыми) тележками, что позволяет при необходимости превращать их в полуприцепы- тяжеловозы. Тележки их по конструкции более сложные, чем у обычных прицепов и полуприцепов.
В зависимости от грузоподъемности тележки могут иметь одну, две или несколько осей. Они могут быть поворотными или неповоротными, а также иметь управляемые колеса. Число колес в каждой тележке 4 или 8. Общее число осей прицепов и полуприцепов-тяжеловозов от 2 до 12, а общее число колес от 8 до 96.
Многоосные тележки могут быть поворотными, неповоротными и иметь управляемые оси и колеса. В этом случае система управления поворотом тележек, осей и колес более сложная, чем у обычных прицепов и полуприцепов.
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы оборудуют специальными устройствами
(лебедками, воротами, домкратами, шпилями, откидными трапами и т.д.), которые обеспечивают выполнение погрузочно-разгрузочных работ.


23
Выпускаемые в нашей стране прицепы-тяжеловозы имеют грузоподъемность от 40 до 300 т, а полуприцепы от 25 до 52 т. Погрузочная высота прицепов 0,5 –
1,2 м, а полуприцепов – 1,2 – 1,4 м. Число осей прицепов от 3 до 12, а полуприцепов от 2 до 3. Общее число колес прицепов 12 – 96, а полуприцепов 8 –
12.
2.3. Автомобили-самопрогрузчики и контейнеровозы
Автомобили-самопогрузчики обеспечивают перевозку и механизацию погрузки и выгрузки различных штучных или затаренных сыпучих грузов. Они оборудованы специальными устройствами и механизмами, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля [5, 12].
По типу погрузочно-разгрузочного оборудования автомобили-самопогрузчики бывают со стреловыми кранами и с качающимися крановыми порталами, грузоподъемными бортами, наклоняющейся рамой и со съемными кузовами.
2.3.1. Автомобили-самопогрузчики с крановыми устройствами
Автомобили-самопогрузчики с крановыми устройствами служат для перевозки универсальных автомобильных контейнеров. Они могут погружать и разгружать тарные грузы, как на своей платформе, так и на платформах рядом расположенных АТС. Они представляют собой бортовые автомобили, оборудованные гидравлическими кранами, которые складываются в транспортном положении. Конструкции кранов и их гидравлических приводов аналогичны и отличаются только размерами узлов. Краны поворотные, консольного типа устанавливают на раме автомобиля между кабиной и грузовым кузовом. Грузоподъемность составляет 0,5 – 1,5т. Время погрузки или выгрузки одного контейнера не превышает 1 – 1,5 мин.
Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется при помощи крановых порталов, которыми оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны. Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод. При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера осуществляется в обратном порядке при помощи гидравлического привода, осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении.
Качающиеся порталы более просты по конструкции, чем стреловые краны, и имеют меньшую собственную массу. Они обеспечивают ускорение процесса погрузочно-разгрузочных работ. Так время погрузки или разгрузки одного универсального контейнера не превышает 3 мин. Однако, качающиеся порталы выполняют погрузку или разгрузку контейнеров только со стороны заднего борта кузова и не обеспечивают их размещение в любом месте кузова.