Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разучиваемого специализированного движения, вторым обязательным условием развития специальной выносливости (как и всех других качеств) является систематическое повышение нагрузки.
Эффективным средством развития силовой выносливости является упражнение, в случае, если его продолжительность составляет 4-5 мин. Силовую выносливость в биатлоне развивают, прежде всего, в круговых тренировках по станциям. Главным условием в тренировке силовой выносливости являлось максимум объёма нагрузок при более повышенном сопротивлении, чем в условиях соревнований. Занятия по развитию силовой выносливости проводились только после занятия по развитию скорости и ловкости, соблюдался принцип постепенного увеличения нагрузок, проводились занятия только в период непосредственной подготовки к соревнованиям. К основным продолжениям методики развития силовой выносливости, по мнению исследователя С.М. Вайцеховского (1971), можно отнесли следующее:
• применяемые упражнения должны быть глобального и регионального воздействия, схожие с упражнениями соревновательного показателя, т.е. выполняемые в экстремальных условиях;
• методы повторений, интервальный, вариативный, «длительное время», круговой;
• продолжительность и характер отдыха между повторением упражнений должны быть такими, чтобы, с одной стороны, имелась возможность ликвидировать кислородный долг, а с другой - сохранить на достаточно высоком уровне активность дыхательных механизмов;
• преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».
Силовая выносливость характеризуется высокой работоспособностью и особенно хорошо развитой устойчивостью к локальному утомлению. Она развивается при ЧСС до 130 уд/мин.
Для развития динамической силовой выносливости мы тренировочном процессе руководствовались следующими методическими рекомендациями:
• использовать с небольшим отягощением или сопротивлением в пределах 30-40 % максимальных возможностей;
• темп повторений - равномерный, средний, продолжительность серии - до сильного утомления (от 90 % до предельных возможностей и «до отказа»);
• продолжительность отдыха - до ликвидации острых признаков утомления между повторениями внутри одной серии;
• отдых между сериями - до полного восстановления;
• на протяжении занятия повторять одно и то же задание в 7-9 сериях.
Для развития статической силовой выносливости применялись изометрические упражнения, которые выполнялись до утомления соответствующих групп мышц, частей тела.
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) стали результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Тестирования проводились в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты выполнили разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.
В начале эксперимента тестирования будут проводились с целью определения исходного уровня физической подготовленности в обеих группах.
Таблица 3.
Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента
Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли: 1078 ± 4,4.
Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Бег по пересеченной местности 3 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли:670 ± 3,85.
В начале эксперимента результат в тесте «гонка на лыже роллерах» в контрольной группе составил:1080 ± 4,3, в экспериментальной:1078 ± 4,4.(р > 0,05), различия не достоверны. Результат в тесте «бег по пересеченной местности» в контрольной группе составил:671 ± 4,2, в экспериментальной:670 ± 3,85, различия не достоверны (р > 0,05).
Отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами биатлонистов в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора групп для эксперимента.
В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня специальной выносливости были обнаружены достоверные различия и тенденцию к повышению исследуемых показателей.
Таблица 4.
Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
В конце эксперимента результат достоверные различия обнаружены нами в показателях общей и специальной выносливости в тестах: Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, бег по пересеченной местности 3 км.
Полученные результаты дают основание полагать, что применяемые в учебно-тренировочном процессе в подготовительном периоде средства, положительно повлияли на уровень аэробной и анаэробной производительности биатлонистов.
В результате исследования, была выявлена положительная динамика в исследуемых показателях специальной выносливости в тестах гонка на лыже роллерах 5км и беге по пересеченной местности 3км.
В тесте гонка на лыже роллерах 5км в контрольной группе:1019 ± 4,4, в экспериментальной:1003 ± 4,5 (р > 0,05), различия достоверны. В тесте бег по пересеченной местности 3 км:666 ± 3,9 и650 ± 3,7, соответственно. Повышение результата в течение эксперимента в экспериментальной группе в тесте гонка на лыже роллерах 5км составило: 1003 ± 4,5 в тесте и бег по пересеченной местности 3км:650 ± 3,7, что свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств на уровень специальной выносливости биатлонистов.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что разработанная модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов учебно-тренировочной группы, положительно повлияла на уровень общей и специальной физической подготовки, чем способствовала эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде.
Обоснованы структура и модельные характеристики специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, а также получена динамика ее показателей в годичном цикле тренировки. Разработана и экспериментально обоснована стандатизированная система комплексного контроля и оценки специальной физической подготовленности биатлонистов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке ряда теоретических положений о:
- концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов;
- построении проектировочной и практической части целевой физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов;
- структуре специальной физической подготовленности биатлонистов высшей квалификации и ее тенденции по мере роста тренированности спортсмена;
- эффективных средствах, методах тренировки, способствующих интенсификации процесса целевой физической подготовки биатлонистов;
- возможности планирования повышенного объема интенсивных нагрузок с использованием моделирующих и смешанных упражнений со 2-го этапа подготовительного периода и до конца главных соревнований сезона;
- технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и, в частности, эффективности использования в системе подготовки спортсменов высшей квалификации технологии целевого построения физической подготовленности, технологии опережающего развития специальной (физической и функциональной) подготовленности и технологии моделирующего развития силовой выносливости.
Вышеизложенное расширяет и обогащает имеющиеся знания о спорте - теорию подготовки спортсменов высшей квалификации.
Теоретико-методические положения, раскрывающие технологию построения и реализации целевой физической подготовки биатлонистов высшей квалификации в годичном цикле тренировки, могут служить теоретической базой для формирования соответствующих разделов в теории и методике отдельных видов спорта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальный процесс подготовки высококвалифицированных биатлонистов системы целевой
Эффективным средством развития силовой выносливости является упражнение, в случае, если его продолжительность составляет 4-5 мин. Силовую выносливость в биатлоне развивают, прежде всего, в круговых тренировках по станциям. Главным условием в тренировке силовой выносливости являлось максимум объёма нагрузок при более повышенном сопротивлении, чем в условиях соревнований. Занятия по развитию силовой выносливости проводились только после занятия по развитию скорости и ловкости, соблюдался принцип постепенного увеличения нагрузок, проводились занятия только в период непосредственной подготовки к соревнованиям. К основным продолжениям методики развития силовой выносливости, по мнению исследователя С.М. Вайцеховского (1971), можно отнесли следующее:
• применяемые упражнения должны быть глобального и регионального воздействия, схожие с упражнениями соревновательного показателя, т.е. выполняемые в экстремальных условиях;
• методы повторений, интервальный, вариативный, «длительное время», круговой;
• продолжительность и характер отдыха между повторением упражнений должны быть такими, чтобы, с одной стороны, имелась возможность ликвидировать кислородный долг, а с другой - сохранить на достаточно высоком уровне активность дыхательных механизмов;
• преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».
Силовая выносливость характеризуется высокой работоспособностью и особенно хорошо развитой устойчивостью к локальному утомлению. Она развивается при ЧСС до 130 уд/мин.
Для развития динамической силовой выносливости мы тренировочном процессе руководствовались следующими методическими рекомендациями:
• использовать с небольшим отягощением или сопротивлением в пределах 30-40 % максимальных возможностей;
• темп повторений - равномерный, средний, продолжительность серии - до сильного утомления (от 90 % до предельных возможностей и «до отказа»);
• продолжительность отдыха - до ликвидации острых признаков утомления между повторениями внутри одной серии;
• отдых между сериями - до полного восстановления;
• на протяжении занятия повторять одно и то же задание в 7-9 сериях.
Для развития статической силовой выносливости применялись изометрические упражнения, которые выполнялись до утомления соответствующих групп мышц, частей тела.
3.2 Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) стали результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Тестирования проводились в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты выполнили разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.
В начале эксперимента тестирования будут проводились с целью определения исходного уровня физической подготовленности в обеих группах.
Таблица 3.
Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента
Показатели | Контрольная группа n=8 | Экспериментальная группа n=8 | Достоверность |
Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек. | 1080 ± 4,3 | 1078 ± 4,4 | t=1,12 p≥0,05 |
Бег по пересеченной местности 3 км, сек. | 671 ± 4,2 | 670 ± 3,85 | t=1,35 p≥0,05 |
Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли: 1078 ± 4,4.
Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Бег по пересеченной местности 3 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли:670 ± 3,85.
В начале эксперимента результат в тесте «гонка на лыже роллерах» в контрольной группе составил:1080 ± 4,3, в экспериментальной:1078 ± 4,4.(р > 0,05), различия не достоверны. Результат в тесте «бег по пересеченной местности» в контрольной группе составил:671 ± 4,2, в экспериментальной:670 ± 3,85, различия не достоверны (р > 0,05).
Отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами биатлонистов в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора групп для эксперимента.
В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня специальной выносливости были обнаружены достоверные различия и тенденцию к повышению исследуемых показателей.
Таблица 4.
Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Показатели | Контрольная группа n=8 | Экспериментальная группа n=8 | Достоверность |
Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек. | 1019 ± 4,4 | 1003 ± 4,5 | t=2,53 p<0,05 |
Бег по пересеченной местности 3 км, сек. | 666 ± 3,9 | 650 ± 3,7 | t=2,98 p<0,05 |
В конце эксперимента результат достоверные различия обнаружены нами в показателях общей и специальной выносливости в тестах: Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, бег по пересеченной местности 3 км.
Полученные результаты дают основание полагать, что применяемые в учебно-тренировочном процессе в подготовительном периоде средства, положительно повлияли на уровень аэробной и анаэробной производительности биатлонистов.
В результате исследования, была выявлена положительная динамика в исследуемых показателях специальной выносливости в тестах гонка на лыже роллерах 5км и беге по пересеченной местности 3км.
В тесте гонка на лыже роллерах 5км в контрольной группе:1019 ± 4,4, в экспериментальной:1003 ± 4,5 (р > 0,05), различия достоверны. В тесте бег по пересеченной местности 3 км:666 ± 3,9 и650 ± 3,7, соответственно. Повышение результата в течение эксперимента в экспериментальной группе в тесте гонка на лыже роллерах 5км составило: 1003 ± 4,5 в тесте и бег по пересеченной местности 3км:650 ± 3,7, что свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств на уровень специальной выносливости биатлонистов.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что разработанная модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов учебно-тренировочной группы, положительно повлияла на уровень общей и специальной физической подготовки, чем способствовала эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде.
3.3 Обоснование эффективности экспериментальной модели и ее воздействия на показатели специальной физической подготовленности биатлонистов
Обоснованы структура и модельные характеристики специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, а также получена динамика ее показателей в годичном цикле тренировки. Разработана и экспериментально обоснована стандатизированная система комплексного контроля и оценки специальной физической подготовленности биатлонистов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке ряда теоретических положений о:
- концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов;
- построении проектировочной и практической части целевой физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов;
- структуре специальной физической подготовленности биатлонистов высшей квалификации и ее тенденции по мере роста тренированности спортсмена;
- эффективных средствах, методах тренировки, способствующих интенсификации процесса целевой физической подготовки биатлонистов;
- возможности планирования повышенного объема интенсивных нагрузок с использованием моделирующих и смешанных упражнений со 2-го этапа подготовительного периода и до конца главных соревнований сезона;
- технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и, в частности, эффективности использования в системе подготовки спортсменов высшей квалификации технологии целевого построения физической подготовленности, технологии опережающего развития специальной (физической и функциональной) подготовленности и технологии моделирующего развития силовой выносливости.
Вышеизложенное расширяет и обогащает имеющиеся знания о спорте - теорию подготовки спортсменов высшей квалификации.
Теоретико-методические положения, раскрывающие технологию построения и реализации целевой физической подготовки биатлонистов высшей квалификации в годичном цикле тренировки, могут служить теоретической базой для формирования соответствующих разделов в теории и методике отдельных видов спорта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальный процесс подготовки высококвалифицированных биатлонистов системы целевой