Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

1.1 Планирование и содержание специальной физической подготовки биатлонистов в тренировочном процессе

1.2 Методологические особенности развития специальных физических качеств в тренировочном процессе биатлонистов

Глава 2.Глава. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обслуживание

3.1 Результаты исследования исходных показателей специальной физической подготовленности биатлонистов

3.2 Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов

3.3 Обоснование эффективности экспериментальной модели и ее воздействия на показатели специальной физической подготовленности биатлонистов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

разучиваемого специализированного движения, вторым обязательным условием развития специальной выносливости (как и всех других качеств) является систематическое повышение нагрузки.

Эффективным средством развития силовой выносливости является упражнение, в случае, если его продолжительность составляет 4-5 мин. Силовую выносливость в биатлоне развивают, прежде всего, в круговых тренировках по станциям. Главным условием в тренировке силовой выносливости являлось максимум объёма нагрузок при более повышенном сопротивлении, чем в условиях соревнований. Занятия по развитию силовой выносливости проводились только после занятия по развитию скорости и ловкости, соблюдался принцип постепенного увеличения нагрузок, проводились занятия только в период непосредственной подготовки к соревнованиям. К основным продолжениям методики развития силовой выносливости, по мнению исследователя С.М. Вайцеховского (1971), можно отнесли следующее:

• применяемые упражнения должны быть глобального и регионального воздействия, схожие с упражнениями соревновательного показателя, т.е. выполняемые в экстремальных условиях;

• методы повторений, интервальный, вариативный, «длительное время», круговой;

• продолжительность и характер отдыха между повторением упражнений должны быть такими, чтобы, с одной стороны, имелась возможность ликвидировать кислородный долг, а с другой - сохранить на достаточно высоком уровне активность дыхательных механизмов;

• преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».

Силовая выносливость характеризуется высокой работоспособностью и особенно хорошо развитой устойчивостью к локальному утомлению. Она развивается при ЧСС до 130 уд/мин.

Для развития динамической силовой выносливости мы тренировочном процессе руководствовались следующими методическими рекомендациями:

• использовать с небольшим отягощением или сопротивлением в пределах 30-40 % максимальных возможностей;

• темп повторений - равномерный, средний, продолжительность серии - до сильного утомления (от 90 % до предельных возможностей и «до отказа»);

• продолжительность отдыха - до ликвидации острых признаков утомления между повторениями внутри одной серии;

• отдых между сериями - до полного восстановления;


• на протяжении занятия повторять одно и то же задание в 7-9 сериях.

Для развития статической силовой выносливости применялись изометрические упражнения, которые выполнялись до утомления соответствующих групп мышц, частей тела.


3.2 Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов



По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) стали результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.

Тестирования проводились в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты выполнили разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.

В начале эксперимента тестирования будут проводились с целью определения исходного уровня физической подготовленности в обеих группах.
Таблица 3.

Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента

Показатели

Контрольная группа n=8

Экспериментальная группа n=8

Достоверность

Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек.

1080 ± 4,3

1078 ± 4,4

t=1,12

p≥0,05

Бег по пересеченной местности 3 км, сек.

671 ± 4,2

670 ± 3,85

t=1,35

p≥0,05


Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли: 1078 ± 4,4.

Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Бег по пересеченной местности 3 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли:670 ± 3,85.

В начале эксперимента результат в тесте «гонка на лыже роллерах» в контрольной группе составил:1080 ± 4,3, в экспериментальной:1078 ± 4,4.(р > 0,05), различия не достоверны. Результат в тесте «бег по пересеченной местности» в контрольной группе составил:671 ± 4,2, в экспериментальной:670 ± 3,85, различия не достоверны (р > 0,05).

Отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами биатлонистов в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора групп для эксперимента.


В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня специальной выносливости были обнаружены достоверные различия и тенденцию к повышению исследуемых показателей.
Таблица 4.

Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Показатели

Контрольная группа n=8

Экспериментальная группа n=8

Достоверность

Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек.

1019 ± 4,4

1003 ± 4,5

t=2,53

p<0,05

Бег по пересеченной местности 3 км, сек.

666 ± 3,9

650 ± 3,7

t=2,98

p<0,05


В конце эксперимента результат достоверные различия обнаружены нами в показателях общей и специальной выносливости в тестах: Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, бег по пересеченной местности 3 км.

Полученные результаты дают основание полагать, что применяемые в учебно-тренировочном процессе в подготовительном периоде средства, положительно повлияли на уровень аэробной и анаэробной производительности биатлонистов.

В результате исследования, была выявлена положительная динамика в исследуемых показателях специальной выносливости в тестах гонка на лыже роллерах 5км и беге по пересеченной местности 3км.

В тесте гонка на лыже роллерах 5км в контрольной группе:1019 ± 4,4, в экспериментальной:1003 ± 4,5 (р > 0,05), различия достоверны. В тесте бег по пересеченной местности 3 км:666 ± 3,9 и650 ± 3,7, соответственно. Повышение результата в течение эксперимента в экспериментальной группе в тесте гонка на лыже роллерах 5км составило: 1003 ± 4,5 в тесте и бег по пересеченной местности 3км:650 ± 3,7, что свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств на уровень специальной выносливости биатлонистов.

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что разработанная модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов учебно-тренировочной группы, положительно повлияла на уровень общей и специальной физической подготовки, чем способствовала эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде.

3.3 Обоснование эффективности экспериментальной модели и ее воздействия на показатели специальной физической подготовленности биатлонистов



Обоснованы структура и модельные характеристики специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, а также получена динамика ее показателей в годичном цикле тренировки. Разработана и экспериментально обоснована стандатизированная система комплексного контроля и оценки специальной физической подготовленности биатлонистов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке ряда теоретических положений о:

- концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов;

- построении проектировочной и практической части целевой физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов;

- структуре специальной физической подготовленности биатлонистов высшей квалификации и ее тенденции по мере роста тренированности спортсмена;

- эффективных средствах, методах тренировки, способствующих интенсификации процесса целевой физической подготовки биатлонистов;

- возможности планирования повышенного объема интенсивных нагрузок с использованием моделирующих и смешанных упражнений со 2-го этапа подготовительного периода и до конца главных соревнований сезона;

- технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и, в частности, эффективности использования в системе подготовки спортсменов высшей квалификации технологии целевого построения физической подготовленности, технологии опережающего развития специальной (физической и функциональной) подготовленности и технологии моделирующего развития силовой выносливости.

Вышеизложенное расширяет и обогащает имеющиеся знания о спорте - теорию подготовки спортсменов высшей квалификации.

Теоретико-методические положения, раскрывающие технологию построения и реализации целевой физической подготовки биатлонистов высшей квалификации в годичном цикле тренировки, могут служить теоретической базой для формирования соответствующих разделов в теории и методике отдельных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальный процесс подготовки высококвалифицированных биатлонистов системы целевой