Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Построение тренировочных планов на этом этапе производится с учетом календаря соревнований и текущей подготовленности спортсменов.
Глава 2.Глава. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-
Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме с целью выявления особенностей содержания и организации тренировочного процесса в подготовительном периоде. Определить особенности различных видов подготовок биатлонистов.
Выявить наиболее эффективные методы развития выносливости биатлонистов в подготовительном периоде, их влияние на функциональное состояние спортсменов и динамику спортивных результатов.
-
Разработать экспериментальную методику учебно-тренировочного процесса, направленную на повышение уровня общей выносливости у высококвалифицированных биатлонистов, на основе применения специальных упражнений и технических средств. -
Выявление эффективности экспериментальной методики в применение на практике, на основе данных педагогического эксперимента и статистической обработке результатов.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-
Теоретическое обобщение и анализ специальной литературы. -
Педагогическое наблюдение.
Объектом непосредственного наблюдения являлись спортсмены высокого класса, члены сборной команды Забайкальского края по биатлону во время летнего учено-тренировочного сбора. При помощи наблюдения собирались конкретные факты, способствующие решению задач исследования, например:
Средства и методы развития выносливости, самочувствие, показатели сердечно сосудистой системы и контрольных показателей тренированности спортсмена и т.д. Непосредственные наблюдения имело открытый характер, результаты наблюдений фиксировались в дневнике автора дипломной работы, и служили вспомогательным материалом.
-
Контрольные испытания -
Педагогическийэксперимент. -
Медико-биологические исследования. -
Метод математико-статистической обработки.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Для сбора информации и более четкого представления методологии исследования, определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы были изучены научно-методические источники по организации тренировочного процесса биатлонистов, сборники научных трудов по лыжному спорту, физиологии спорта и физиологическим основам спортивной тренировки спортсменов высшего класса. Анализировались методики различных школ по общефизической подготовке и развитию выносливости, периодизации тренировочного процесса, вопросы адаптации организма человека к нагрузкам. Особое внимание уделялось изучению структуры и содержания учебно-тренировочного процесса биатлонистов в подготовительном периоде. Был сделан анализ тестирований на определение уровня развития общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации на летнем этапе подготовительного периода.
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение - это наблюдение за спортсменами во время учебно-тренировочного процесса, с помощью которого исследователь получает конкретные фактические материалы и данные.
Объектами наблюдения являются не только спортсмены, но и способы организации и методика проведения тренировок.
В нашем исследовании наблюдение имеет свои особые задачи:
- проследить за самочувствием спортсменов. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых спортсмены фиксировали такие показатели самочувствия как: аппетит, сон, желание тренироваться, субъективные ощущения после тренировки.
- проследить за изменением функционального состояния. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых так же фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в покое утром и вечером.
2.3 Организация исследования
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) станут результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Тестирования будут проводиться в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты должны выполнить разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.
В начале эксперимента тестирования будут проводиться с целью определения исходного уровня физической подготовленности в контрольной группе(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов).
Педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач нами применялся метод педагогического эксперимента, который был организован на базе краевой СДЮСШОР по биатлону в июле – август 2013 г. с участием 16биатлонистов группы высшего спортивного мастерства, имеющих спортивную подготовку на уровне мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой.
Спортсмены в течение педагогического эксперимента находились на учебно-тренировочных сборах на СОК «Высокогорье», расположенном в пригороде города Читы. Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся на основе программы по биатлону и состоял из 1-2 тренировочных занятий (не считая зарядки и Х.Т.).Основная физическая нагрузка накладывалась на 1-ю тренировку, 2-я тренировка проводилась с меньшим объемом нагрузки.
В процессе педагогического эксперимента сравниваются две точки зрения на тот или иной вопрос, определяется эффективность применяемых методов или упражнений, выявляются новые пути исследования. При постановке педагогического эксперимента необходимо получить данные, объективно отражающие динамику изучаемых процессов. Точность измерений поможет улавливать сдвиги в динамике этих процессов.
Метод математико-статистической обработки.
Расчет основных статистических характеристик будет проводился по общепринятой методике. Достоверность различия между исследуемыми признаками определялась по t-критерию Стьюдента; достоверными считались различия при P<0,05 (Стафеева А.В., 2020).
Организация исследования.
Педагогический эксперимент продолжался с февраля 2013 года по март 2014 года, исследование проходило в три этапа:
Первый этап (февраль 2013 – июнь 2013г.): теоретическое обоснование, изучение и анализ научно-методической литературы. Разработка гипотезы, определение цели и задач исследования;
Второй этап (июль 2013 – август 2013г.): организация и проведение практического эксперимента, математика – статистическая обработка полученных материалов;
Третий этап (сентябрь 2013 – март 2014г.): выводы и обоснование. Оформление полученных экспериментальных данных.