Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также исправлять отдельные неточности.
По этой причине в процессе обучения на курсах по подготовке к ЕГЭ, выпускники получают знания по общей и специальной технической подготовке.
По окончании общего технического обучения биатлонисты получают навыки, необходимые для жизни и спортивной деятельности, а также углубляются теоретические знания в области техники физических упражнений. Это обучение направлено на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать улучшению техники. Эта специальная техническая подготовка и есть основа для специальной технической подготовки.
За счет специального технического обучения атлеты усовершенствуют технику своего любимого вида спорта, изучая биомеханические закономерности движения на лыжах и осваивая необходимые двигательные навыки. С учетом индивидуальных особенностей спортсмена. При обучении и совершенствовании техники необходимо учитывать развитие физических качеств. Повышение общего уровня общей и особенно специальной физической подготовки помогает развивать технику, повышать ее качество до нового уровня. Есть и прямая связь: новые модели техники требуют повышения уровня специальной физической подготовки. На этот случай необходимы специальные упражнения для развития тех групп мышц, которые больше всего участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-либо качеств (сила отталкивания и длина шага)
Основы теории.
Теоретическое обучение входит в состав всех систем подготовки биатлонистов, а также осуществляется во время учебно-тренировочного процесса. Он проходит как лекции, беседы и практические занятия. Помимо этого некоторые теоретические знания могут быть получены спортсменам во время тренировочных занятий. Различные виды теоретической подготовки значительно отличаются в зависимости от уровня подготовленности общего кругозора и возраста.
Изучается теория избранного вида спорта. Биатлонист должен хорошо знать правила соревнований, уметь вести дневник тренировки и проводить анализ тренировок и тренировочного процесса. Наилучшее значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной подготовки на циклах, этапах и периодах с перспективой развития физических качеств (силы, силы, быстроты гибкости) применительно к биатлону. Биатлонисты изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу и совершенствованию техники.
Квалифицированная подготовка.
Стратегия спортсмена — искусство ведения соревнования со своим соперником. По некоторым причинам в биатлоне спортсмены не ведут борьбу с определенным соперником, а ставят перед собой цель – достичь максимально высокого результата при прочих равных условиях. Уровень тактического мастерства биатлониста во многом зависит от уровня его тактического мастерства. Поняв стратегию ведения соревнования спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность и волевые качества в борьбе с соперником или для достижения максимального результата. Для биатлона это очень важное значение, так как соревнования часто проходят в неожиданных условиях скольжения и рельефа местности. При изучении условий можно использовать самые разные тактические варианты. Общей частью является тактическая подготовка, которая включает в себя общую и специальную подготовку по биатлону.
Для общей тактической подготовки необходимо приобрести знания по стратегии различных видов лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания о тактике спортсмены получают во время специальных занятий, лекций и бесед с лучшими биатлонистами, просмотре кино грамм, кинокольцовок и кинофильмов. При этом опыт и знания накапливаются в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований или анализа.
Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в гонках путем применения лыжного хода и в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и ее прохождения в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсмена и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований (Бутин И.М., 2000).
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших биатлонистов, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей.
Проблема оптимизации структуры тренировочного процесса играет существенную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. По мнению многих авторов (Матвеев Л.П., 1977; Платонов В.Н., 1989; Озолин Н.Г., 1987 и др.), направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки, в то же время деление на этапы и периоды помогает эффективно планировать данный процесс и строить содержание подготовки в соответствии с задачами и временными интервалами.
Годичный план подготовки должен предусматривать два пика повышения циклической нагрузки – в августе и ноябре с волнообразным увеличением интенсивности - в сентябре и феврале. Направленность и содержание тренировочного процесса обуславливаются конкретными задачами на этапах подготовки: в подготовительном (май-декабрь) – создание общего и специального фундамента подготовки; в соревновательном (январь-апрель) - совершенствование способности спортсменов к реализации приобретённого потенциала в условиях соревновательной деятельности; в переходном - вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств (Бутин И.М., 2000). При планировании общего объёма циклической нагрузки в средствах подготовки и соотношения работы различной преимущественной направленности в годичном цикле подготовки биатлонистов необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсменов, уровень подготовленности. Так, спортсмену, обладающему высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными данными или предшествующей тренировкой, следует больше внимания уделить работе анаэробного характера. Биатлонисту, успешно выступающему в спринтерских дистанциях, планировать подготовку надо так, чтобы уберечь его от подавления спринтерских качеств большими объёмами малоинтенсивной работы, направленной на повышение аэробных возможностей.
Соревновательный период (январь-апрель). Основная направленность периода — сохранение и улучшение спортивной формы на протяжении ответственных соревнований. Основная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании достигнутой общей тренированности.
Подготовка в соревновательном периоде строиться на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительный волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих. (Савицкий Я.И.,2020.)
Спортивно-техническая и тактическая подготовка направлены на достижение совершенства в технике передвижения на лыжах и согласованности автоматизированных действий на огневых рубежах.
Задача морально-волевой подготовки — психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления его физических и духовных сил.
Средства: передвижение на лыжах с оружием с большой скоростью доминирует в общем объеме занятий. Стрельба применяется в комплексных и контрольных тренировках и соревнованиях. Длина отрезков, проходимых в комплексных тренировках, уменьшается до 1,5-1 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.
Методы:
1) Переменный метод решает задачи поддержания высокой тренированности. Характеризуется резким изменением интенсивности за счет ускорений. Задачи повторного метода — сохранение и дальнейшее развитие быстроты, совершенствование скоростной выносливости. Используется в комплексных тренировках. При этом сумма длины повторных отрезков не должна превышать 2/3 длины дистанции, а интенсивность должна быть больше соревновательной на 8-10%. Отдыхом между повторением служит время пребывания на рубеже.
2) Контрольный метод помогает выявить степень подготовленности биатлонистов, сохранить и поддержать спортивную форму, решить тактические задачи. Реализуется не только в соревнованиях по биатлону, но и в лыжных гонках. Равномерный метод используется для - поддержания выносливости, а также для активного отдыха.
В данном периоде основной упор в тренировках делается на сочетание гонок со стрельбой в усложненных условиях, поэтому комплексные тренировки превалируют.
Переходный период. Основная цель вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств и частично специальной подготовки. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. Если у спортсменов в соревновательный период не было большого количества соревнований и они не носили напряженный характер, то переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен (Бутин И.М., 2000).
Подготовительный период. В подготовительном периоде закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности, совершенствуются двигательные навыки, развиваются специальные физические качества и способности, осуществляется психологическая и тактическая подготовка.
Многообразные задачи специальной подготовки, обеспечивающие, в конечном счете, успешное выступление спортсмена в ответственных соревнования сезона, решаются на протяжении всего подготовительного периода. Применяемые упражнения по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как главной задачей подготовки на этом этапе является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных специально-подготовленных упражнений, в значительной мере приближенных к обще подготовительным. В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовленных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.
Подготовительный период в тренировке биатлониста делится на три этапа (Булатова М.М., Платонов В.Н., 2000, Раменская Т.И., 2000).
Обще подготовительный этап (май — июль). Основная задача — создать прочный фундамент спортивной формы; направленность — создать условия для приспособление организма спортсмена к повышенным нагрузкам. Соотношение занятий по гоночной и специальной стрелковой подготовке одинаково. Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития биатлонистов при 4-5 основных занятиях в недельном цикле.
По этой причине в процессе обучения на курсах по подготовке к ЕГЭ, выпускники получают знания по общей и специальной технической подготовке.
По окончании общего технического обучения биатлонисты получают навыки, необходимые для жизни и спортивной деятельности, а также углубляются теоретические знания в области техники физических упражнений. Это обучение направлено на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать улучшению техники. Эта специальная техническая подготовка и есть основа для специальной технической подготовки.
За счет специального технического обучения атлеты усовершенствуют технику своего любимого вида спорта, изучая биомеханические закономерности движения на лыжах и осваивая необходимые двигательные навыки. С учетом индивидуальных особенностей спортсмена. При обучении и совершенствовании техники необходимо учитывать развитие физических качеств. Повышение общего уровня общей и особенно специальной физической подготовки помогает развивать технику, повышать ее качество до нового уровня. Есть и прямая связь: новые модели техники требуют повышения уровня специальной физической подготовки. На этот случай необходимы специальные упражнения для развития тех групп мышц, которые больше всего участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-либо качеств (сила отталкивания и длина шага)
Основы теории.
Теоретическое обучение входит в состав всех систем подготовки биатлонистов, а также осуществляется во время учебно-тренировочного процесса. Он проходит как лекции, беседы и практические занятия. Помимо этого некоторые теоретические знания могут быть получены спортсменам во время тренировочных занятий. Различные виды теоретической подготовки значительно отличаются в зависимости от уровня подготовленности общего кругозора и возраста.
Изучается теория избранного вида спорта. Биатлонист должен хорошо знать правила соревнований, уметь вести дневник тренировки и проводить анализ тренировок и тренировочного процесса. Наилучшее значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной подготовки на циклах, этапах и периодах с перспективой развития физических качеств (силы, силы, быстроты гибкости) применительно к биатлону. Биатлонисты изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу и совершенствованию техники.
Квалифицированная подготовка.
Стратегия спортсмена — искусство ведения соревнования со своим соперником. По некоторым причинам в биатлоне спортсмены не ведут борьбу с определенным соперником, а ставят перед собой цель – достичь максимально высокого результата при прочих равных условиях. Уровень тактического мастерства биатлониста во многом зависит от уровня его тактического мастерства. Поняв стратегию ведения соревнования спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность и волевые качества в борьбе с соперником или для достижения максимального результата. Для биатлона это очень важное значение, так как соревнования часто проходят в неожиданных условиях скольжения и рельефа местности. При изучении условий можно использовать самые разные тактические варианты. Общей частью является тактическая подготовка, которая включает в себя общую и специальную подготовку по биатлону.
Для общей тактической подготовки необходимо приобрести знания по стратегии различных видов лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания о тактике спортсмены получают во время специальных занятий, лекций и бесед с лучшими биатлонистами, просмотре кино грамм, кинокольцовок и кинофильмов. При этом опыт и знания накапливаются в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований или анализа.
Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в гонках путем применения лыжного хода и в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и ее прохождения в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсмена и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований (Бутин И.М., 2000).
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших биатлонистов, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей.
1.2 Методологические особенности развития специальных физических качеств в тренировочном процессе биатлонистов
Проблема оптимизации структуры тренировочного процесса играет существенную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. По мнению многих авторов (Матвеев Л.П., 1977; Платонов В.Н., 1989; Озолин Н.Г., 1987 и др.), направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки, в то же время деление на этапы и периоды помогает эффективно планировать данный процесс и строить содержание подготовки в соответствии с задачами и временными интервалами.
Годичный план подготовки должен предусматривать два пика повышения циклической нагрузки – в августе и ноябре с волнообразным увеличением интенсивности - в сентябре и феврале. Направленность и содержание тренировочного процесса обуславливаются конкретными задачами на этапах подготовки: в подготовительном (май-декабрь) – создание общего и специального фундамента подготовки; в соревновательном (январь-апрель) - совершенствование способности спортсменов к реализации приобретённого потенциала в условиях соревновательной деятельности; в переходном - вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств (Бутин И.М., 2000). При планировании общего объёма циклической нагрузки в средствах подготовки и соотношения работы различной преимущественной направленности в годичном цикле подготовки биатлонистов необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсменов, уровень подготовленности. Так, спортсмену, обладающему высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными данными или предшествующей тренировкой, следует больше внимания уделить работе анаэробного характера. Биатлонисту, успешно выступающему в спринтерских дистанциях, планировать подготовку надо так, чтобы уберечь его от подавления спринтерских качеств большими объёмами малоинтенсивной работы, направленной на повышение аэробных возможностей.
Соревновательный период (январь-апрель). Основная направленность периода — сохранение и улучшение спортивной формы на протяжении ответственных соревнований. Основная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании достигнутой общей тренированности.
Подготовка в соревновательном периоде строиться на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительный волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих. (Савицкий Я.И.,2020.)
Спортивно-техническая и тактическая подготовка направлены на достижение совершенства в технике передвижения на лыжах и согласованности автоматизированных действий на огневых рубежах.
Задача морально-волевой подготовки — психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления его физических и духовных сил.
Средства: передвижение на лыжах с оружием с большой скоростью доминирует в общем объеме занятий. Стрельба применяется в комплексных и контрольных тренировках и соревнованиях. Длина отрезков, проходимых в комплексных тренировках, уменьшается до 1,5-1 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.
Методы:
1) Переменный метод решает задачи поддержания высокой тренированности. Характеризуется резким изменением интенсивности за счет ускорений. Задачи повторного метода — сохранение и дальнейшее развитие быстроты, совершенствование скоростной выносливости. Используется в комплексных тренировках. При этом сумма длины повторных отрезков не должна превышать 2/3 длины дистанции, а интенсивность должна быть больше соревновательной на 8-10%. Отдыхом между повторением служит время пребывания на рубеже.
2) Контрольный метод помогает выявить степень подготовленности биатлонистов, сохранить и поддержать спортивную форму, решить тактические задачи. Реализуется не только в соревнованиях по биатлону, но и в лыжных гонках. Равномерный метод используется для - поддержания выносливости, а также для активного отдыха.
В данном периоде основной упор в тренировках делается на сочетание гонок со стрельбой в усложненных условиях, поэтому комплексные тренировки превалируют.
Переходный период. Основная цель вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств и частично специальной подготовки. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. Если у спортсменов в соревновательный период не было большого количества соревнований и они не носили напряженный характер, то переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен (Бутин И.М., 2000).
Подготовительный период. В подготовительном периоде закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности, совершенствуются двигательные навыки, развиваются специальные физические качества и способности, осуществляется психологическая и тактическая подготовка.
Многообразные задачи специальной подготовки, обеспечивающие, в конечном счете, успешное выступление спортсмена в ответственных соревнования сезона, решаются на протяжении всего подготовительного периода. Применяемые упражнения по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как главной задачей подготовки на этом этапе является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных специально-подготовленных упражнений, в значительной мере приближенных к обще подготовительным. В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовленных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.
Подготовительный период в тренировке биатлониста делится на три этапа (Булатова М.М., Платонов В.Н., 2000, Раменская Т.И., 2000).
Обще подготовительный этап (май — июль). Основная задача — создать прочный фундамент спортивной формы; направленность — создать условия для приспособление организма спортсмена к повышенным нагрузкам. Соотношение занятий по гоночной и специальной стрелковой подготовке одинаково. Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития биатлонистов при 4-5 основных занятиях в недельном цикле.