Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
физической подготовки и технологи ее реализации, направленных на повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации. Полученные данные могут быть использованы:
- при создании модельных характеристик различных сторон подготовленности будущих чемпионов и призеров соревнований в избранном виде спорта;
- при разработке критериев для отбора кандидатов в сборные команды для участия в соревнованиях;
- при разработке системы комплексного контроля и оценки уровня физической подготовленности спортсменов.
1. На основании проведенного исследования разработаны модельные параметры и шкалы дифференцированной оценки различных компонентов физической и функциональной подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, которые позволяют осуществлять педагогический (групповой и индивидуальный) контроль тренировочного процесса, а также выбирать инструменты реализации тренировочных стратегий подготовки к главным соревнованиям.
2. Корреляционный анализ взаимосвязей показателей физической подготовленности ведущих биатлонистов России свидетельствует о значительной степени значимости для данного уровня подготовленности биатлонистов скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса.
3. Разработанные профили высококвалифицированных биатлонистов определяются как индивидуальными особенностями спортсмена, так и организацией тренировочного процесса. Поэтому при планировании тренировочного процесса необходимо учитывать общие тенденции в изменении структуры физической подготовленности биатлониста, а также индивидуальные особенности конкретного спортсмена и те изменения в уровне и соотношении функциональных характеристик, которые ему объективно необходимы.
Выводы
1. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены методические проблемы изучения средств и методов развития выносливости в биатлонистов, характеристики работы аэробной направленности при занятиях биатлоном, особенностях тренировки в подготовительном периоде.
2. В процессе исследования была разработана модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов в группе спортивного совершенствования в подготовительном периоде, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости.
3. В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости были обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами. В конце эксперимента достоверные различия обнаружены в показателях общей и специальной выносливости в тестах: гонка на лыже роллерах 5км и бег по пересеченной местности 3км.
Для достижения эффективности спортивного занятия в процессе обучения необходимо придерживаться единства общей и специальной подготовки. Это предусматривает всестороннее физическое развитие способностей, а также специфических навыков и качеств для биатлониста. С учетом этого лыжники – биатлонисты должны обладать большой выносливостью, силой и силовой выносливостью. Также они обязаны иметь хорошую выдержку, точность зрения в процессе выполнения действий. В процессе тренировки необходимо придерживаться непрерывности тренировочного процесса в течение нескольких лет, учитывая индивидуальные способности и подготовленность спортсмена. Поэтому необходимо подбирать различные методы тренировки в зависимости от развиваемых физических качеств биатлониста.
Тренировки биатлонистов состоят из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общее) и специальной. На самом деле, такое разделение на различные виды подготовки необходимо и реально потому что оно дает возможность более тщательно подбирать средства обучения в спорте для решения конкретных задач всего педагогического процесса тренировки.
Задача оптимизации тренировочного процесса играет важную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. С точки зрения многих авторов, направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки и в то же время разделение на этапы помогает эффективно планировать этот процесс.
Кроме того, во время соревнования деятельность спортсмена имеет более конкретные движения и акты, которые выполняются в определенном порядке для решения технических задач. Это может быть заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий на трассах и цикличностью повторений двигательных актов по трассе.
Как известно, одним из показателей готовности биатлониста к соревнованиям является высокая физическая подготовка и выносливость спортсменов. В настоящее время выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов является актуальным, что связано с введением индивидуальных, пасьютных гонок, супер-спринтов на дистанции. Спринтерная дистанция - это одна из самых популярных видов спорта для проведения соревнований по биатлону. Развитие выносливости должно быть непрерывным, что требует дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле.
1. Астафьев Н.В. Методика контроля за подготовленностью юных биатлонистов: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Омск, 2201. - 19 с.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М: Академия, 2020. -368 с.
3. Булатова М.М., Спортсмен в различных климатических условиях и географических условиях. Платонов В.Н.. - К.: Олимпийская литература, 2020. -176 с.
4. Гущина И.В.; Методика тренировки биатлонисток высшей квалификации в подготовительном периоде, Корчевой Л.Н., ДВГАФК; Загурский Н. Сибирский ГУФК и С; С 2021. -65 с.
5. Гущина И.В., Корчевой Л.Н., Использование технических средств обучения для формирования устойчивого навыка стрельбы у биатлонистов на примере компьютерного тренажера «Скатт», ДВГАФК. 2022.- 72 с.
6. Дунаев К.С., Савицкий Я.И. Зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне //., Савицкий Я.И. Теория и практика физической культуры. 2021. №12.- 53 с.
7. Ковалев С.Г. Образовательная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-2 года обучения, учебно-тренировочные группы 1-5 годов обучения, группы спортивного совершенствования 1-2 годов обучения, группы высшего спортивного мастерства 1-2 годов обучения) / С.Г. Ковалев. – Чита, 2008.
8. Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, Основы спортивной тренировки. 2021. -271 с.
9. Посохов Д.В. Методика развития выносливости юных лыжников на основе применения дыхательных упражнений // Теория и практика физической культуры.-2020. №1. -С.48.
10. Прокофьева В.Н. Физиологическая характеристика мышечной деятельности // Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта.- 2022. -С. 12.
11. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: СпортАкадемПресс, 2021. -228 с.
12. Савицкий Я.И. Биатлон. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2021. -168 с.
13. Севастьянов Б.В. Экспериментальное обоснование путей повышения точности и скорострельности стрельбы квалифицированных биатлонистов. - М.: 2022.-189 с.
14. Стафеева А.В. Методы математической статистики // Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей.- 2020. -С. 59.
15. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск, 2021. с. -4-8.
16. Тупиев И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов // Теория и практика физической культуры. -2021. №2.- С. 76.
17. Фарбей В.В., Построение многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье); Теория и практика физической культуры. -2020. №3. -С. 50.
18.Шикунов М.И. Советский спорт, // Биатлон: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва практика физической культуры,– М.,- 2022. -С88
19. Шишкина А.В. Вкатывание: планирование подготовки квалифицированного лыжника-гонщика//Теория и практика физической культуры. -2020. №11. -С. 44.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: 3-е изд. стереотип. -М.: Советский спорт, 2019. -464 с.
21. Стафеева А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей: учебное пособие Забайкал. гос. гумм. пед. ун-т.- Чита. 2020. -115 с.
22. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск.- 2021. -С.4-8.
23. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Квашук В.П., Бауэр В.Г., -М: Советский спорт. 2022. -232 с.
24. Гибадуллин И.Г.. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. -2022. -С. 45-55.
25. Лыжный спорт. Под. ред. Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. -М.: Физическая культура, 2022. -320 с.
26. Полянский В. П. Комплексирование стрессовых и нестрелковых физических нагрузок по прикладным видам стрельбы. Теория и практика физической культуры. -2020. №12. -С.42-45.
27. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. -Л.: ВДКИФК. 2019. -102 с.
28. Лукунина Е.А. Организация движений в системе "стрелок-оружие": автореф. дис. … канд. пед. наук.- М. 2020. -24 с.
29. Матвеев Л.П. Основы теории спорта и системы подготовки спортсменов.- Киев: Олимпийская литература, 2019.- 244 с.
30. Степнов А.И. Особенности тренировочного процесса юных биатлонистов: Учеб. пос. - Омск, 2022. -25 с.Allbest.ru
- при создании модельных характеристик различных сторон подготовленности будущих чемпионов и призеров соревнований в избранном виде спорта;
- при разработке критериев для отбора кандидатов в сборные команды для участия в соревнованиях;
- при разработке системы комплексного контроля и оценки уровня физической подготовленности спортсменов.
1. На основании проведенного исследования разработаны модельные параметры и шкалы дифференцированной оценки различных компонентов физической и функциональной подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, которые позволяют осуществлять педагогический (групповой и индивидуальный) контроль тренировочного процесса, а также выбирать инструменты реализации тренировочных стратегий подготовки к главным соревнованиям.
2. Корреляционный анализ взаимосвязей показателей физической подготовленности ведущих биатлонистов России свидетельствует о значительной степени значимости для данного уровня подготовленности биатлонистов скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса.
3. Разработанные профили высококвалифицированных биатлонистов определяются как индивидуальными особенностями спортсмена, так и организацией тренировочного процесса. Поэтому при планировании тренировочного процесса необходимо учитывать общие тенденции в изменении структуры физической подготовленности биатлониста, а также индивидуальные особенности конкретного спортсмена и те изменения в уровне и соотношении функциональных характеристик, которые ему объективно необходимы.
Выводы
1. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены методические проблемы изучения средств и методов развития выносливости в биатлонистов, характеристики работы аэробной направленности при занятиях биатлоном, особенностях тренировки в подготовительном периоде.
2. В процессе исследования была разработана модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов в группе спортивного совершенствования в подготовительном периоде, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости.
3. В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости были обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами. В конце эксперимента достоверные различия обнаружены в показателях общей и специальной выносливости в тестах: гонка на лыже роллерах 5км и бег по пересеченной местности 3км.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения эффективности спортивного занятия в процессе обучения необходимо придерживаться единства общей и специальной подготовки. Это предусматривает всестороннее физическое развитие способностей, а также специфических навыков и качеств для биатлониста. С учетом этого лыжники – биатлонисты должны обладать большой выносливостью, силой и силовой выносливостью. Также они обязаны иметь хорошую выдержку, точность зрения в процессе выполнения действий. В процессе тренировки необходимо придерживаться непрерывности тренировочного процесса в течение нескольких лет, учитывая индивидуальные способности и подготовленность спортсмена. Поэтому необходимо подбирать различные методы тренировки в зависимости от развиваемых физических качеств биатлониста.
Тренировки биатлонистов состоят из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общее) и специальной. На самом деле, такое разделение на различные виды подготовки необходимо и реально потому что оно дает возможность более тщательно подбирать средства обучения в спорте для решения конкретных задач всего педагогического процесса тренировки.
Задача оптимизации тренировочного процесса играет важную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. С точки зрения многих авторов, направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки и в то же время разделение на этапы помогает эффективно планировать этот процесс.
Кроме того, во время соревнования деятельность спортсмена имеет более конкретные движения и акты, которые выполняются в определенном порядке для решения технических задач. Это может быть заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий на трассах и цикличностью повторений двигательных актов по трассе.
Как известно, одним из показателей готовности биатлониста к соревнованиям является высокая физическая подготовка и выносливость спортсменов. В настоящее время выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов является актуальным, что связано с введением индивидуальных, пасьютных гонок, супер-спринтов на дистанции. Спринтерная дистанция - это одна из самых популярных видов спорта для проведения соревнований по биатлону. Развитие выносливости должно быть непрерывным, что требует дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астафьев Н.В. Методика контроля за подготовленностью юных биатлонистов: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Омск, 2201. - 19 с.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М: Академия, 2020. -368 с.
3. Булатова М.М., Спортсмен в различных климатических условиях и географических условиях. Платонов В.Н.. - К.: Олимпийская литература, 2020. -176 с.
4. Гущина И.В.; Методика тренировки биатлонисток высшей квалификации в подготовительном периоде, Корчевой Л.Н., ДВГАФК; Загурский Н. Сибирский ГУФК и С; С 2021. -65 с.
5. Гущина И.В., Корчевой Л.Н., Использование технических средств обучения для формирования устойчивого навыка стрельбы у биатлонистов на примере компьютерного тренажера «Скатт», ДВГАФК. 2022.- 72 с.
6. Дунаев К.С., Савицкий Я.И. Зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне //., Савицкий Я.И. Теория и практика физической культуры. 2021. №12.- 53 с.
7. Ковалев С.Г. Образовательная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-2 года обучения, учебно-тренировочные группы 1-5 годов обучения, группы спортивного совершенствования 1-2 годов обучения, группы высшего спортивного мастерства 1-2 годов обучения) / С.Г. Ковалев. – Чита, 2008.
8. Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, Основы спортивной тренировки. 2021. -271 с.
9. Посохов Д.В. Методика развития выносливости юных лыжников на основе применения дыхательных упражнений // Теория и практика физической культуры.-2020. №1. -С.48.
10. Прокофьева В.Н. Физиологическая характеристика мышечной деятельности // Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта.- 2022. -С. 12.
11. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: СпортАкадемПресс, 2021. -228 с.
12. Савицкий Я.И. Биатлон. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2021. -168 с.
13. Севастьянов Б.В. Экспериментальное обоснование путей повышения точности и скорострельности стрельбы квалифицированных биатлонистов. - М.: 2022.-189 с.
14. Стафеева А.В. Методы математической статистики // Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей.- 2020. -С. 59.
15. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск, 2021. с. -4-8.
16. Тупиев И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов // Теория и практика физической культуры. -2021. №2.- С. 76.
17. Фарбей В.В., Построение многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье); Теория и практика физической культуры. -2020. №3. -С. 50.
18.Шикунов М.И. Советский спорт, // Биатлон: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва практика физической культуры,– М.,- 2022. -С88
19. Шишкина А.В. Вкатывание: планирование подготовки квалифицированного лыжника-гонщика//Теория и практика физической культуры. -2020. №11. -С. 44.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: 3-е изд. стереотип. -М.: Советский спорт, 2019. -464 с.
21. Стафеева А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей: учебное пособие Забайкал. гос. гумм. пед. ун-т.- Чита. 2020. -115 с.
22. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск.- 2021. -С.4-8.
23. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Квашук В.П., Бауэр В.Г., -М: Советский спорт. 2022. -232 с.
24. Гибадуллин И.Г.. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. -2022. -С. 45-55.
25. Лыжный спорт. Под. ред. Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. -М.: Физическая культура, 2022. -320 с.
26. Полянский В. П. Комплексирование стрессовых и нестрелковых физических нагрузок по прикладным видам стрельбы. Теория и практика физической культуры. -2020. №12. -С.42-45.
27. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. -Л.: ВДКИФК. 2019. -102 с.
28. Лукунина Е.А. Организация движений в системе "стрелок-оружие": автореф. дис. … канд. пед. наук.- М. 2020. -24 с.
29. Матвеев Л.П. Основы теории спорта и системы подготовки спортсменов.- Киев: Олимпийская литература, 2019.- 244 с.
30. Степнов А.И. Особенности тренировочного процесса юных биатлонистов: Учеб. пос. - Омск, 2022. -25 с.Allbest.ru