Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема ВКР: «Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы 6
1.1 Планирование и содержание специальной физической подготовки биатлонистов в тренировочном процессе 6
1.2 Методологические особенности развития специальных физических качеств в тренировочном процессе биатлонистов 10
Глава 2.Глава. Задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Задачи исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 24
Глава 3. Результаты исследования и их обслуживание 27
3.1 Результаты исследования исходных показателей специальной физической подготовленности биатлонистов 27
3.2 Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов 37
3.3 Обоснование эффективности экспериментальной модели и ее воздействия на показатели специальной физической подготовленности биатлонистов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Но есть и другие особенности зимнего многоборья – это включение различных видов нагрузок. К лыжным гонкам и стрельбе относятся: лыжные гонки и стрельба с резкими остановками на рубежах, которые отличаются друг от друга структурой энергообеспечения (Фарбей В.В., 2017).
В биатлоне в последние годы произошли существенные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом в методике тренировки (Шикунов М.И. 2022). [1]
В зимних видах спорта тренировки охватывают весь годичный цикл, а подготовительный период является наиболее продолжительной структурной единицей тренировочного макроцикла. Построение тренировочного процесса в подготовительном, соревновательном и переходном периодах имеет свои различия.
На протяжении соревновательного периода спортсмены выполняют более конкретные движения и акты, которые предназначены для решения технико-тактических задач, характеризуются заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий на трассах.
Как известно, одним из показателей готовности биатлониста к соревнованиям является высокая физическая подготовка и выносливость спортсменов. В настоящее время выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов является актуальным, что
связано с введением индивидуальных, пасьютных гонок, супер-спринтов на дистанции. Спринтерная дистанция - это одна из самых популярных видов спорта для проведения соревнований по биатлону. Развитие выносливости должно быть непрерывным, что требует дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле. Мы считаем, что это исследование актуально для определения наиболее эффективных средств и методов тренировки в подготовительный период тренировочного цикла. Все это позволяет считать эту тему исследования актуальной (Гущина ИВ 2020). Источник: Гущин Игорь Владимирович, 2020.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс биатлонистов группы высшего спортивного мастерства, занимающихся вГУДОД СДСШОР по биатлону Забайкальского края.
Предмет исследования - применение специальных средств и методов развития выносливости в тренировочном процессе биатлонистов в период летнего учебно-тренировочного сбора.
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики по повышению общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде, исследование специальных средств и методов развития выносливости их влияние на функциональное состояние спортсменов и динамику спортивных результатов. физический биатлон выносливость тренировка
Гипотеза исследования – предположение о том, что разработанная методика занятий биатлонистов, в рамках летнего учебно-тренировочного сбора, позволит повысить уровень общей выносливости, что будет качественно влиять на рост спортивных достижений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований помогут определить: правильно ли мы разработали методику развития общей выносливости и уточнить нормы нагрузок в отдельных тренировочных занятиях, что позволит эффективнее управлять тренировочным процессом на летнем этапе подготовительного периода. Результаты проведенных исследований могут быть использованы тренерами и спортсменами в лыжных гонках и биатлоне.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика занятий биатлонистов, направленная на повышение уровня общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде, в рамках летнего УТС.
2. Обоснование эффективности разработанной методики.
Структура и содержание
Данная работа основана на изучении литературных источников, включает в себя две главы. В первой главе раскрыты виды подготовки спортсменов, особенности периодизации тренировочного процесса в подготовительном периоде, средства и методы развития выносливости биатлонистов в подготовительном периоде. Во второй главе прописаны задачи и методы исследования. Заключение содержит в себе основные выводы по теме. Используемые в работе литературные источники указаны в списке литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1 Планирование и содержание специальной физической подготовки биатлонистов в тренировочном процессе
Тренировки биатлонистов состоят из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общее) и специальной. Такое разделение на различные виды подготовки необходимо и реально, потому что оно создает возможности для более тщательного выбора средств обучения в спорте (Гущина И.В., Корчевой Л.Н. 2022).
Совершенствование физической подготовки.
Профессиональная физическая подготовка биатлониста направлена на развитие основных двигательных качеств (силы, скорости и ловкости) необходимых спортсменам для спортивной деятельности. Однако физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, повышение общей функциональной подготовки и укрепление здоровья биатлонистов. NI. Общую физическую подготовку подразделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка - это основная задача, которая включает в себя повышение общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья. При этом развивается и совершенствуется основные физические качества. Чтобы достичь этой цели, используются упражнения из различных видов спорта, а также из основного лыжного спорта. Во время подготовительного периода (весенне-летний этап) для разностороннего развития в подготовку включаются различные упражнения, главным образом: езда на велосипеде или плавание с плавным бегом. Применяются различные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, равновесия и способности расслабляться. В основе общей физической подготовки лежит дальнейшее развитие физических качеств и функциональных возможностей.
Специальное физическое воспитание (СФП) - это развитие специфических двигательных навыков и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем в соответствии с требованиями выбранного вида спорта.
С целью специальной физической подготовки биатлонистов одним из основных средств спортивной тренировки является передвижение на лыжероллерах. Он может быть расширен, но одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не решает все задачи СФП. [2]София. Смешанное передвижение по пересеченной местности, сочетающее бег и имитацию в
подъемы различной крутизны или длины, должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Уровень подготовки спортсменов и отдельных групп мышц влияет на соотношение этих средств.
Зимой основной способ СФП – это передвижение на лыжах в различных условиях. На протяжении всего года тренировки лыжников специфическая физическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки: технической, тактической и специальной психологической.
Навыки общения, навыки ведения переговоров, навыки делового общения.
Целью любой спортивной психологической подготовки является обеспечение психически безопасного выступления спортсмена в условиях соревнований.
В этом отношении, в частности, речь идет о биатлоне. Это объясняется его особенностью – он стреляет. У спортсменов, занимающихся в биатлоне недостаточная психологическая подготовка ведет к досадным срывам на огневой позиции. Это связано с тем, что в биатлоне психологическая подготовка требует особого внимания.
Единственным способом формирования надежности является постоянная психологическая подготовка.
На основе психологических особенностей биатлона спортсмены должны развивать и совершенствовать навыки, обусловленные психологией.
Специальная психологическая подготовка биатлониста тесно связана с его стрелковой подготовкой. При высоком уровне плотности результатов в гонках значительно увеличивается роль быстроты и точности стрельбы. С этим связано то, что именно в совершенствовании стрелковой подготовки - самые большие резервы роста результатов.
Многое значит быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, причем принципиально отличающийся от предыдущего.
Одна из основных задач, которая стоит перед многолетней спортивной подготовкой - воспитание высоких морально-волевых качеств через: личный пример тренера (учителя), сотрудничество тренеров с родителями и близкими спортсменами; применение соревновательных методов для выполнения упражнений.
Техника.
Профессиональная подготовка биатлонистов – это систематическое изучение и усовершенствование техники передвижения на лыжах. Научившись пользоваться современной техникой, вы сможете добиться высоких результатов в избранном виде спорта. Тренер должен продолжать совершенствовать технику разных частей и движений