Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Результаты исследования и их обслуживание
3.1 Результаты исследования исходных показателей специальной физической подготовленности биатлонистов
Решение задач на выявление эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, и способов организации занятий осуществлялось путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп.
Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся согласно программе «Комплексный подход к организации и сопровождению учебно-тренировочного процесса ГУДОД СДЮСШОР по биатлону Забайкальского края», которая была разработана в школе биатлона (Ковалев С.Г., 2008г.).
Таблица 1.
Годовой план тренировочного процесса биатлонистов высокой квалификации
№ пп | Содержание тренировочного процесса | Летний этап подготовительного периода | Осенний этап подготовительного периода | Предсоревновательный период | Соревновательный период | За год | |||||||||||||||||||||||
V | VI | VII | Всего | VIII | IX | X | Всего | XI | XII | Всего | I | II | III | IV | Всего | ||||||||||||||
1 | К-во тренировочных дней | 18 | 18 | 20 | 56 | 20 | 22 | 22 | 64 | 22 | 24 | 46 | 23 | 23 | 24 | 20 | 90 | 256 | |||||||||||
2 | К-во тренировок | 20 | 20 | 22 | 62 | 22 | 24 | 24 | 70 | 24 | 26 | 50 | 24 | 24 | 25 | 20 | 94 | 276 | |||||||||||
3 | Бег: слабой и средней интенсивности, км сильной интенсивности, км Всего, км | 170 40 210 | 190 50 240 | 210 60 270 | 570 150 720 | 180 75 255 | 180 80 260 | 180 85 265 | 540 240 780 | 100 - 100 | 100 - 100 | 200 - 200 | 80 - 80 | 80 - 80 | 80 - 80 | 80 - 80 | 320 - 320 | 1630 390 2080 | |||||||||||
4 | Ходьба, имитация, км | 150 | 140 | 140 | 430 | 150 | 150 | 150 | 450 | - | - | - | - | - | - | - | - | 880 | |||||||||||
5 | Передвижение на лыжероллерах: со слабой и средней интенсивностью, км с сильной интенсивн. Всего, км | - - - | 80 - 80 | 120 - 120 | 200 - 200 | 110 25 135 | 110 40 150 | 110 55 165 | 330 120 450 | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | 530 120 650 | |||||||||||
6 | Передвижение на лыжах: со слабой и средней интенсивностью, км с сильной интенсивн. Всего, км | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | 500 60 560 | 550 80 430 | 1050 140 1190 | 200 360 560 | 200 380 580 | 200 330 530 | 250 120 370 | 850 1190 2040 | 1900 1320 3230 | |||||||||||
7 | Циклическая работа, км | 360 | 460 | 530 | 1350 | 540 | 560 | 580 | 1680 | 660 | 730 | 1390 | 640 | 660 | 610 | 450 | 2360 | 6780 | |||||||||||
8 | Стрелковый тренаж | В течение всего года | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Стрельба, к-во выстрелов: в спокойном состоянии скоростная | 270 230 | 250 250 | 150 350 | 670 330 | 200 400 | 200 400 | 200 500 | 600 1350 | 250 400 | 300 400 | 550 800 | 150 600 | 150 600 | 150 600 | 250 450 | 700 2250 | 2520 5230 | |||||||||||
10 | ОФП, Час | 20 | 20 | 22 | 62 | 22 | 24 | 24 | 70 | 24 | 26 | 50 | 24 | 24 | 25 | 20 | 93 | 276 | |||||||||||
11 | Спорт. игры, час. | 10 | 10 | 11 | 31 | 11 | 12 | 12 | 35 | 12 | 10 | 22 | - | - | - | - | - | 88 |
Тренировочный процесс контрольной группы предусматривал семидневный микроцикл, который включал одну основную тренировку в день в течение 1,5 - 2 часов. Учебно-тренировочный процесс осуществлялся в соответствии с разработанными годичным планом-графиком и планом подготовительного периода.
Основными задачами этапа летне-осенней подготовки являются:
- дальнейшее улучшение всестороннего физического развития спортсменов;
- развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту, с помощью специальных подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, велосипедные упражнения с тяжестями);
- создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений, а также передвижение на лыжероллерах;
- ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности путем акцентирования внимания на них в тренировочном процессе;
С выпадением снега основным средством тренировки является передвижение на лыжах. По мере увеличения объема занятий в передвижении на лыжах объем нагрузки с использованием других средств тренировки сокращается и становится как бы дополнением или разминкой к занятиям на снегу. Основная направленность тренировок в передвижений на лыжах — обучение и совершенствование техники лыжных ходов и приспосабливание к новым условиям работы.
В соответствии с этим нами были составлены план тренировок для экспериментальной группы, направленные на развитие выносливости биатлонистов.
Индивидуальный план тренировочного процесса для экспериментальной группы предполагал постановку следующих задач:
- улучшение физической подготовки и развитие физических качеств - преимущественно силы, выносливости, быстроты и ловкости, а также морально – волевых качеств;
- изучение и совершенствование отдельных элементов техники передвижения на лыжах.
Для решения задач этого этапа использовали главным образом равномерный, переменный и интервальный методы тренировки. Объем физических упражнений уменьшается, но увеличивается интенсивность их выполнения. Работа над развитием специальной выносливостью у биатлонистов на данном этапе является основной.
Таблица 2.
План построения недельного микроцикла в подготовительном периоде (август-сентябрь)
дни | содержание тренировки | Интенсивность | метод |
1 | Втягивающая тренировка: - лыже роллеры:15-20км; - заминка кросс 1 км. ОФП, ОРУ- 20 мин. | Развивающий пульс 150±10 уд./мин. | Равномерный |
2 | Восстанавливающая - поддерживающая тренировка: Классика лыже роллеры:12-15 км Заминка: кросс 1 км ОФП, ОРУ - 20 мин | Восстанавливающий пульс 140±10 уд./мин. | Равномерный |
3 | Ударная тренировка: - Темповая: конек 17-20 км; Заминка: кросс 1км ОФП, ОРУ – 20 мин. | Поддерживающий пульс 160±5 уд./мин. | Равномерно-попеременный |
4 | Разгрузочный день: - стрелковая тренировка | Пульс 120 уд/мин. и ниже | Равномерный |
5 | Силовая тренировка: Разминка: кросс 5км ОФП, ОРУ 10мин Работа по станциям с отягощением 6 серий. Заминка: 2 км ОФП,ОРУ-2о мин. | Пульс 140 уд/мин. и ниже | Равномерно-повторный |
6 | Длительная тренировка на выносливость: - конек; - классика; -кросс поход; Заминка: кросс 1 км, ОРУ, ОФП – 20 мин. | Поддерживающий по объему развивающий пульс 140-160 уд./мин. | Равномерный |
7 | Отдых | | |
Примерный план построения недельного микроцикла в подготовительном периоде на сентябрь практически идентичен.
Отличие экспериментальной и контрольной групп состояло в различной методике развития выносливости с применением технических средств и методов.
На основании годового план-графика была спланирована учебно-тренировочная нагрузка, направленная на развитие выносливости.
Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе осуществлялся на основе тематического шина учебно-тренировочного процесса и распределения часов по видам подготовки. Соотношение средств общей и специальной подготовки составлял в подготовительном периоде 54% к 46%, соответственно. Тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю, с одним днем полного отдыха (воскресенье).
В экспериментальной группе тренировки направленные на повышение уровня общей и специальной выносливости выполнялись 3 раза в неделю (понедельник, среда и суббота):
• в учебно-тренировочных занятиях в понедельник и среду, тренировочные средства были направлены на повышение уровня общей выносливости.
• в субботу, тренировочные средства были направлены на развитие специальной выносливости.
Содержание тренировочного процесса в подготовительном периоде биатлонистов группы спортивного совершенствования
Один из значительных разделов общей физической подготовки биатлонистов составляло воспитание выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, связанной с активным функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Воспитание общей выносливости, т.е. выносливости к длительной работе умеренной или большой интенсивности, является фундаментом для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам.
Основным усилием воспитания общей выносливости являлось длительное выполнение тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Объём нагрузки был большой, так как все основные факторы общей выносливости требуют длительного воздействия. Интенсивность работы поддерживалась на критическом уровне. Это означает, что работу по развитию общей выносливости в основном проводилась в аэробных условиях. В качестве средств воспитания «аэробной» (общей) выносливости наибольшее распространение, в практике общей физической подготовки, получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (табл. 2).
Развитие общей выносливости планировалось развивать посредством выполнения большого количества мышечной работы в зоне аэробного, аэробно-анаэробного режимов энергообеспечения. Основными средствами повышения общей выносливости биатлонистов являлся кроссовый бег, плавание, имитации лыжных ходов, кросс походы спортивные игры и.т.д.
В процессе развития общей выносливости применялись разнообразные по характеру и продолжительности упражнения: спортивные игры, кросс походы, длительное катание на лыжероллерах и.т.д.
Лучшим способом развития общей выносливости являлись больше объёмные упражнения, кроссовый бег, плавание, а также спортивные игры проводимые по упрощённым правилам с меньшим количеством участников, и т.д. Тяжёлая атлетика (работа с тяжестями) в том или ином объёме также включалась в тренировки общефизической направленности.
Для выработки общей выносливости и глубокого ритмического дыхания должен применялся медленный бег, Продолжительность переменного бега может колебаться от 2 до 3 часов. Большинство авторов утверждают, что работа по воспитанию общей выносливости, т.е. выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, должна производиться на частоте пульса от 120 до 165 уд/мин. и является фундаментом для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам (Санников В,Л., 2008).
Для развития общей выносливости подбирались такие тренировочные упражнения и такую методику их применения, которые, с одной стороны, обеспечили бы реакции со стороны функциональных систем организма, способные привести к приросту данного качества, а с другой - позволили бы выполнить большой суммарный объём тренировочной работы. Надо отметить, что в процессе развития общей выносливости при использовании прерывистых методов тренировки лучший эффект восстановления даёт пассивный отдых между нагрузками. Рекомендации для развития общей выносливости с использованием равномерного (непрерывного) бега, длительных тренировок на лыже роллерах и объемных тренировках :
1. Продолжительность бега или катания должна быть не менее 1,5-2,5 часов.
2. Рекомендуется субкритическая скорость бега: для квалифицированных спортсменов - 1000 м. примерно за 4-5 минут и примерном пульсе 140 ударов в минуту, катание должно быть с ЧСС от 130 и не превышать 160 ударов.
3. После бега и тренировки на лыже роллерах частота пульса через минуту должна быть близкой к норме.
4. Нагрузку от одного занятия к другому следует повышать главным образом за счёт увеличения объёма упражнений.
Также общую выносливость планировалось развивать с помощью интервального бега, которые сводились к следующему:
1. Длина отрезка должна быть 150-600 м,' а скорость бега - критической (75- 85 % от максимума).
2. ЧСС во время бега должна быть около 170-180 уд/мин.
3. Упражнение следует проводить в виде серии повторений (в каждой серии 6-8 повторений); интервалы для отдыха между повторениями - от 45-90 с. до 3-4 минут.
4. Задания можно повторять до тех пор, пока после минутного перерыва ЧСС доходит до 120-140 уд/мин., если ЧСС будет выше, упражнение следует прекратить.
5. Специальная выносливость определяется специфической подготовленностью всех органов и систем биатлониста, уровнем его физиологических и психических возможностей. Первым обязательным условием работы над специальной выносливостью являлось выполнение технически правильно