Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как указывалось выше, структура физической культуры характеризуется не только строением (т. е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонта­ли», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все перечисленные виды физической активности носят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органически­ми компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относи­тельно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. На­пример, в процессе неспециального физкультурного образования широко исполь­зуются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физичес­кими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образова­ние, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным ин­вентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образова­ния и спорта.

В содержание теории неспециального физкультурного образования входит оп­ределение специфических понятий, терминов, формулирование целей и конкрет­ных задач, содержания, методов, средств физкультурного образования, которые широко используются в других видах физической культуры. Главным, «сквозным» средством для всех форм физической культуры являются физические упражнения. Однако каждая из форм физической культуры решает прежде всего свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации. Разумеется, каждая из этих частей также имеет свою структуру (состав и строение), которая находит отражение в их теории.


1.4. Общие понятия о средствах физической культуры и спорта

Для реализации задач, решаемых в высшем учебном заведении, используются многие средства физического воспитания и образования. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности.

Средство – это то, что применяется для достижения цели. Средствами физического воспитания называют то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний, т. е. для решения задач физического воспитания.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются следующие средства:

физические упражнения;

оздоровительные силы природы;

гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Комплексное использование названных средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения – это движения и действия, направленные на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определяются образовательными программами.

Бег, ходьба, прыжки и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию.

Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества, прикладные навыки.

Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико-биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье.

При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти, внимания [1].


Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном повторении упражнения у обучаемых формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфические черты. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом.

Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах.

По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), ациклические (поднятие
тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статичес-кие, когда мышцы продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора).

Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов.

Оздоровительные силы природы – это вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся (солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды). Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность.


Закаливание включает в себя обмывание или обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног холодной водой, купание в проруби. Закаливание происходит на утренней зарядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бег или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.

Гигиенические факторы – это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, что означает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений. Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические требования, самостоятельно выполнять процедуры общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, отрицательно отражается на здоровье.

1.5. Формирование физической культуры личности

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию сос-тавляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Физическая культура личности – термин, характеризующий образованность, физическую подготовленность и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни.

Физическая культура личности отражает направленность личности «на себя», т. е. определяет способность к ее саморазвитию и отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т. е. «на других».


Кругозор личности в сфере физической культуры определяют теоретические, методические и практические знания, которые необходимы для ее самопознания в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности функционирования организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на воп-рос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?».

Практические знания дают ответ на вопрос: «Как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?».

Главной побудительной, направляющей и регулирующей силой поведения личности являются потребности, которые тесно связаны с эмоциями. На основе потребностей возникает система мотивов, которая определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы [5]:

физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;