Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»
Т.И.ЕРМАКОВА, Е.Г.ИВАШКИН
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева
-
качестве учебного пособия для преподавателей кафедр и студентов университета
Нижний Новгород
2013
УДК 378
-
72
Р е ц е н з е н т
начальник отдела стратегического развития и мониторинга рынков ОАО «НИАЭП» Н.Я. Леонтьев
Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г.
-
72Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие / Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород,
2013. – 158 с.
ISBN 978-5-502-00316-2
Учебное пособие предназначено для профессорско-преподавательского состава и студентов кафедр НГТУ и базовой кафедры НГТУ «Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов», преподавателей вузов, а также может быть полезно для преподавателей
начальных, средних профессиональных учреждений и других образовательных учреждений и организаций.
Рис. 7. Табл.16. Библиогр.: 32 назв.
УДК 378
ISBN 978-5-502-00316-2
© Нижегородский государственный
технический университет
им. Р.Е. Алексеева,2013
© Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г., 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………... 6
1.1. | Условия интерактивного обучения……………...………… | 6 |
1.2. | Сущность активных и интерактивных форм обучения…. | 18 |
-
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... 24
2.1. Педагогические технологии………………..…………………… | 24 |
2.2.Информационные технологии………………………...………… | 30 |
2.3. Технологии личностно-ориентированного обучения……….. | 33 |
2.3.1.Технология развития критического мышления…………... | 35 |
2.3.2. Технология обучения в малых группах……………….….. | 41 |
2.3.3. Технология проектного обучения………………………… | 45 |
2.3.4. Технология работы с портфолио………………….………. | 56 |
3.МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………. | 76 |
3.1. Активные и интерактивных формы проведения занятий, | |
перечисленные в стандартах третьего поколения……………………………… | 77 |
3.1.1. Дискуссия…………………………………………………... | 78 |
3.1.2. Компьютерные симуляции………………………………... | 89 |
3.1.3.Анализ конкретных ситуаций……………………………... | 90 |
3.1.4. Деловые и ролевые игры………………………………….. | 103 |
3.1.5. Тренинг…………………………………………………...... | 120 |
-
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………........127
4.1. Интерактивные подходы………………….…………………… | 127 |
4.2. Разновидность лекций при интерактивных формах | |
работы…………………………………………………………………………… | 130 |
4.3. Сетевой информационный образовательный ресурс (сетевой | |
ресурс)…………………………………………………………………………… | 134 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. | 137 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…... | 140 |
ПРИЛОЖЕНИЕ. ……………………………………………………….. | 143 |
3
ВВЕДЕНИЕ
-
Концепции модернизации российского образования указано, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей,
получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности».
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Поскольку природа компетенций деятельностная, предполагающая уход от «знаниевого» подхода, то освоить ее в виде информации невозможно, компетентным можно стать лишь через поиск, опыт, выбор наиболее соответствующих моделей обучения. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся, что определяет основные качества компетентного работника на рынке труда.
-
обществе возник новый социальный заказ: востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Наше время – время перемен. Грандиозные задачи наступившего столетия будут решать те люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, способностью осуществлять выбор. Главной задачей сегодня стало развитие творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержательная линия – компетентностное обучение. Знание психолого-педагогических особенностей обучающихся, достижение современной методики, изучение и внедрение передового опыта, сотрудничество
4
педагога и учащегося, организация взаимодействия через систему деятельности – всё это должно быть на вооружении современного педагога.
Деятельность студентов необходимо направлять на разрешение проблемных ситуаций. Для этого необходима креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности.
Креативная организация учебного процесса предполагает новые информационные технологии, которые активно используются в высшем образовании. Компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать
-
условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать информационные технологии в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду, способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса. Использование современных информационных технологий является дополнительным стимулом для привлечения студентов к участию в проектах. Средства коммуникации, которыми располагает Интернет, на сегодняшний момент оказываются дешевле традиционных видов связи.
Основным средством формирования становления и развития профессиональных способностей студентов, являются деловые игры,
конечным результатом которых может выступать реферат исследовательского характера. Деловая игра оказывает содействие формированию способностей исследовательской деятельности студентов
вуза, их инициативности, обеспечивает динамику развития исследовательских способностей обучающихся.
-
условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу, и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося».
5
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Условия интерактивного обучения
Интерактивное обучение, в отличие от традиционного (стандартной лекции у доски), имеет целый спектр методологических преимуществ. Оно основано, прежде всего, на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и с преподавателем. Эффективная работа преподавателя в режиме интерактивного обучения зависит от нескольких условий:
-
соответствие возможностей обучающего целям и задачам данной технологии; в зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится выступать в том или ином амплуа: организатора-лидера, ком-муникатора, посредника, партнера и т.д.;
-
наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии, где он должен владеть как диалогом, так и мультилогом – (структурированным диалогом), именно в диалоге участники взаимно обогащают друг друга различными подходами к той или иной проблеме, разным ее видением;
-
условие эффективности интерактивного обучения, связанное с соответствующей личностной направленностью самого преподавателя; иногда связанное с боязнью оказаться не «на высоте», дискредитировать свой профессиональный или личностный авторитет.
Эта боязнь вызвана типичными затруднениями, связанными со стереотипами личностных установок и реакций в учебной обстановке, которые проявляются в возврате к авторитарным, силовым шаблонам, менторскому стилю, лекционному, монологическому жанру общения с участниками игрового взаимодействия. Для устранения такого рода трудностей преподавателю самому нужно участвовать в тренингах для игротехников и в тренингах личностного роста: лидерства, межличностного взаимодействия, конкуренции и т.д.
Равноправие, построенное на партнерских взаимоотношениях обучаемых и обучающего, открывают общее коммуникативное и
6
смысловое поле, требующее единого понимания проблемы и разговоракак бы на «одном языке». В практике повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов получил распространение следующий перечень учебных результатов, которые можно обозначить как цели обучения:
-
ознакомление (discovery): знакомство с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания;
-
освоение основ (literacy): способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;
-
совладение (fluency): успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;
-
полное усвоение - мастерство (mastery): успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.
Все перечисленные учебные цели наилучшим образом реализуются
-
разнообразных интерактивных технологиях.
Данное пособие построено именно с учетом вышеперечисленных
целей.
Каждая технология описывается таким образом, чтобы сначала преподаватель познакомился с основными целями и понятиями конкретной технологии, ее спецификой, затем с правилами и процедурами, далее с возможностями и трудностями проведения игры или тренинга и, наконец, описываются сами технологии, с той степенью детализации и инструктажа, чтобы преподаватель смог их провести самостоятельно.