Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример применения методов интерактивного обучения

Методы выбора инновационной политики хозяйствующего
субъекта[6]
Существует несколько методов выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта. Наиболее часто для выбора инновационной политики используются:

  • метод написания сценариев;




  • метод игр;




  • метод Дельфи.


Метод написания сценариев
Сценарий в данном случае означает сюжетную схему, т.е. заранее подготовленный детальный план осуществления чего-либо.
Сценарий инновации - это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики,: логически связанных между собой. Метод написания сценариев предусматривает подбор коллектива для составления сценария; будущего развития процессов и выявление потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть. Цель написания сценария состоит в освещении гипотетической, будущей ситуации в инновациях. Для этого готовят специальные вопросы, которые обычно сводят в таблицу, позволяющую наглядно представить полученные результаты. Сценарий можно создать, например, если в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, записать ходы различных игроков. Составляемый таким образом сценарий не является прогнозом или предсказанием. Специфические задачи и функциональные цели не выступают автоматическим следствием написания сценария. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, чтобы определить и сформулировать более квалифицированно эти специфические задачи и функциональные цели.
Сценарий это определенный способ описания состояния системы в условиях неопределенности. Техника сценариев не предполагает определение вероятности наступления отдельных событий и

143

получения прогнозных оценок. Сценарий — не количественный прогноз, а гипотетическая последовательность развития событий в будущем.
Сценарий это логическая и, по возможности, правдоподобная совокупность предполагаемых (намечаемых, планируемых) событий, происходящих одновременно или следующих одно за другим. Важное место в сценарии принадлежит фактору времени, а также наличию связей между событиями. При написании сценария большое внимание обращают на критические точки ветвления, в которых малые управленческие воздействия могут оказать огромное влияние на результат.

Каждый из сценариев может быть реализован в нескольких вариантах (рис.1). Вариант - небольшие (незначительные) изменения каких-либо параметров системы в рамках сценария. Чем больше генерируется и анализируется вариантов, тем выше эффективность адресных опережающих воздействий на конкретные подсистемы объекта управления.
На рис. П.1 представлена модель сценария в виде многовариантных событий.



Рисунок П.1. Представление сценариев в виде многовариантных подходов к инновационному развитию

Сценарий имеет следующие достоинства.
1.Это наиболее эффективный метод ослабления традиционного мышления.
144

2.Он вынуждает специалиста, занимающегося разработкой инновационной политики, погружаться в совершенно незнакомый мир будущего, а не рассматривать только те его варианты, которые представляют собой простые проекции настоящего в будущее.


  1. Сценарий способствует выявлению деталей и процессов, которые легко упустить, если ограничиваться только общими соображениями.




  1. Он служит важным приемом изучения будущей ситуации (производственной, экономической, финансовой, технической и т.д.), полученной в ходе проведения какой-либо игры.



Метод игр
Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (производственных, экономических, финансовых, технических и т.д.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. Целевые функции, как правило, различны для каждого из игроков, поэтому сотрудничество между ними в ряде случаев может дать участникам игры определенные преимущества.
При проведении игры каждый участник должен играть, т. е. имитировать некую специфическую роль, отведенную ему сценарием. В зависимости от целей при проведении игры могут быть заданы лишь начальные условия или определена программа последующих действий. То же касается и участников: либо им разрешено играть свои роли совершенно свободно, либо они должны подчиняться довольно жестким требованиям (правилам игры).
Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в том числе деловые игры.


Стратегические игры это конфликтные игры,в которыхэффективность решения, принимаемого одним участником (элементом системы), зависит от действий других участников. Такая ситуация называется конфликтной. В данном случае конфликт необязательно предполагает наличие антагонистических противоречий. Конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участниковэкономической системы. По числу игроков игры разделяются на парные (игры двух лиц) и множественные.
145

Стратегия игры — это система поведения ее участников в той или иной конфликтной ситуации. Когда хотя бы один из них имеет в своем распоряжении бесконечное множество стратегий, такая игра называется бесконечной. При ограниченном числе стратегий у обоих участников играназывается конечной. Игрок может принять одно решение (стратегию) и придерживаться его на протяжении всей игры. Например, один участник выбирает некую стратегию и не реагирует на поведение другого участника игры. Это означает, что он придерживается чистой стратегии.
Чаще всего в зависимости от конфликтной ситуации участнику приходится принимать различные решения для получения максимально возможного выигрыша или минимально возможного проигрыша. Это означает применение смешанной стратегии. Существуют следующие стратегические игры:


    • игра двух лиц с нулевой суммой. Она означает,что суммавыигрыша каждого участника после окончания игры равна нулю;




    • игра по принципу максимина и минимакса. Максимин означает,


что нижняя цена игры определяет минимальный выигрыш участника, а минимакс — что верхняя цена игры определяет максимальный проигрыш участника. Принцип максимина и минимакса позволяет выбрать стратегии, определяющие минимум выигрыша одного участника и максимум проигрыша другого участника [6];


    • игра с седловой точкой. Седловая точка—это равенство нижней




  • верхней цены игры. Такое равенство называется чистой ценой игры. Стратегии, соответствующие чистой цене игры, — это оптимальные стратегии;

    • игры с применением смешанной стратегии.



Метод Делъфи
Это один из наиболее распространенных экспертных методов прогнозирования. Сущность таких методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Класс экспертных методов прогнозирования основан на использовании экспертов (как правило, квалифицированных

146

специалистов в исследуемой области) в качестве основных источников информации относительно перспектив развития объекта.
При этом методе в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами соответствующей группы и проводится индивидуальный их опрос с использовать анкет для выяснения мнения каждого относительно будущих гипотетических событий.
Название свое описываемый метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).
Метод Дельфи, связанный с обобщением и статистической обработкой мнений группы экспертов, вначале использовали для прогнозов развития науки и техники, будущих открытий изобретений, для которых нет достаточной теоретической базы в момент составления прогноза, изображения картины будущего мира. Он был разработан и применен в США впервые в 1964 г. О. Хелмером и Т. Гордоном — сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД.
Основные особенности метода Дельфи следующие:


  1. Полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме.




  1. Обеспечение экспертов необходимой информацией, включая обмен мнениями между ними после каждого тура опроса.




  1. Обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.




  1. Наличие обратной связи.


Цель метода Дельфи — получение прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающих гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, проведенного одним специалистом.
В методе Дельфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии. Важное свойство метода - обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказавших противоположные точки зрения. Это позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. Для реализации
147

обратной связи необходима многотуровая процедура. Экспертизы по методу Дельфи проводятся обычно в 3—4 тура.


    • первом туре экспертам сообщается цель экспертизы и формулируются вопросы, отражающие основное содержание экспертизы. Эти вопросы предъявляются каждому эксперту персонально в виде анкеты, иногда сопровождаемой пояснительной запиской. Если предъявляемые экспертам вопросы достаточно сложны, целесообразна предварительная разработка приближенной модели исследуемой системы, чтобы правильно ориентировать эксперта, конкретизировать цели и предмет экспертной процедуры, показать характер возможных ответов.



Успеху экспертизы способствует предоставление эксперту дополнительной информации о предмете экспертизы. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы, обеспечивающей организацию и проведение экспертизы, обработку промежуточных и окончательных ее результатов. Аналитическая группа определяет экспертов, высказавших «крайние»
точки зрения, давших самую высокую и самую низкую оценку альтернативе, усредненное мнение экспертов — медиану (Ме ), верхний и нижний квартили (Q0 , 2 5 , Q0 , 7 5 ) значение оцениваемой альтернативы, выше и ниже которых расположены 25% численных значений оценок. Расстояние между квартилями характеризует разброс экспертных оценок


  • тем самым — согласованность точек зрения экспертов.


Согласно методу Дельфи эксперта, не согласного с большинством, просят высказать причины несогласия. Все эксперты имеют возможность не согласиться с этими причинами и могут принять во внимание или отвергнуть их, изменить свое мнение или остаться при нем.
Во втором туре «дельфийской» процедуры экспертам предъявляется усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших «крайние» точки зрения. Обоснования принимаются анонимно, без указания давших их экспертов. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу.


  • третьем туре эта информация вместе с анонимными аргументами поставленных оценок снова направляется каждому участнику. На основе


148

полученной информации эксперты пересматривают предыдущие оценки. Если же оценка какого-либо эксперта значительно выходит за рамки общего интервала, то он должен подтвердить достаточной аргументацией свою позицию и объяснить, почему предыдущая информация и аргументация противоположных оценок не заставили его изменить свое мнение.


  • четвертом туре каждому эксперту предоставляется распределение оценок третьего тура и он должен снова представить на рассмотрение пересмотренную оценку в свете полученной формации. Как показывает практика, желаемое согласие (мнения считаются согласованными, если коэффициент вариации менее 33%) наступает к четвертому туру.