Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • образовательной точки зрения, интерактивные технологии — это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов участников.


В учебном процессе для руководителей и специалистов исполь-зуются как игры по принятию решений в нереальной обстановке или
ситуации (например, имитационные или организационно-деятельностные), так и игры, помогающие адаптироваться к реальной профессиональной среде (например, деловые или ролевые). В учебном процессе чаще всего используются игровые модели, обучающие
7

адаптации к окружающей среде, конкретной профессиональной деятельности, к людям.
Если рассматривать деловую или имитационную обучающую игру или метод анализа ситуаций как процесс моделирования ком-муникативных аспектов квазипрофессиональной деятельности (лат. guasi


  • как будто, будто бы, то есть «мнимый», «ненастоящий»), то она вносит в существующий учебно-развивающий процесс новое качество в силу следующих особенностей:




    • системное содержание коммуникативно-интерактивного учебного материала, представленного в имитационной модели профес-сиональной деятельности;




    • воссоздание структуры делового взаимодействия в разных функ-циональных звеньях профессиональной деятельности и с разными деловыми партнерами в игровой обучающей модели;




    • приближение обучаемых руководителей и специалистов к потребностям в коммуникативной и профессиональной компетентности и ее практического применения, что обеспечивает осмысленность учения, личностную активность обучаемых, возможности перехода от познавательной мотивации к профессиональной;

    • совокупность обучающего и развивающего эффектов;




    • обеспечение переходов от организации и регулирования деятель-ности преподавателем в системе повышения квалификации и пе-реподготовки к саморегуляции и самоорганизации коммуникативно-интерактивной деятельности самими руководителями и специалистами;




    • широкие возможности употребления коммуникативно-интерак-тивной информации в функции средства регуляции квазипро-фессиональной деятельности, что и превращает эту информацию в профессиональные знания, то есть практические умения и навыки.


Все перечисленное способствует:


    • созданию у руководителей и специалистов целостного представ-ления о профессиональной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте в реальной деятельности;





    • приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и



8

группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества;
- развитию профессионального психологического не только тео-ретического, но и практического мышления;


    • формированию познавательной мотивации, созданию условий для появления личностной психологической установки и мотивации;




    • закреплению знаний в сфере делового общения, формированию коммуникативной компетентности;




    • выявлению новых смыслов общения и взаимодействия с деловы-ми партнерами.




      • процессе проведения интерактивных занятий преподаватель получает также информацию об индивидуальных когнитивных стилях (англ. cognition - знание) обучаемых руководителей и специалистов, уровне их нравственно-духовного развития и характерологических особенностях, что позволяет ему при необходимости осуществлять психолого-педагогическую коррекцию обучаемых и оказывать им психологическую поддержку.


Таким образом, интерактивные технологии включают обучаемых в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности руководителей и специалистов.
Игровые занятия повышают чувствительность обучаемых к эмо-циональным реакциям других людей и межличностным явлениям, возникающим в командах, при этом в процессе игрового обучения у участников занятий не только улучшается восприятие самих себя, но и появляется потребность нравиться другим.
Интерактивные занятия максимально индивидуализируют процесс обучения, что дает возможность каждому участнику демонстрировать собственный как умственный, так и творческий потенциал. У руководителей и специалистов расширяется интерес к выбранной профессиональной деятельности, что позволяет им наилучшим образом и


  • наименьшими потерями адаптироваться к ней в реальной практике с высокой степенью психологической и мотивационной готовности.


Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что усваивается информация на занятиях с применением интерактивных
9

технологий намного эффективнее, чем при традиционном обучении. Здесь одновременно происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми и приобретение, как уже отмечалось, социального опыта.


Нельзя не отметить и тот факт, что за время обучения в режиме интерактивного взаимодействия происходит изменение личностных ценностных ориентаций, участие в интерактивных играх позволяет вы-работать навыки вербализации, умения слушать, задавать вопросы и отвечать на них, осуществлять публичную презентацию информации.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что интерактивные технологии развивают у обучаемых умение разрешать (с позиции новых требований) возникающие проблемы по регулированию производ-ственных, социальных, деловых и межличностных отношений в условиях профессиональной деятельности.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в деловой игре - около 90%. По данным В.И. Рыбальского и Н.Б. Мироносецкого, введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30- 50% при большей эффективности усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным, а активность обучаемых становится вынужденной, так как сама обстановка интерактивного взаимодействия заставляет участников игрового процесса быть активными.
На игровых занятиях также довольно легко определить формаль-ных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, пассивных и индифферентных, мотивированных и безразличных, опытных и начинающих участников и т.п., их достоинства


  • недостатки, проявляющиеся при взаимодействии, индивидуальный стиль общения.


Истинные мотивы, побуждающие людей к участию в игре, состоят вовсе не в осознанном желании познавать действительность с помощью игровой модели, как думают многие из тех, кто занимается игровым моделированием. На наш взгляд, здесь гораздо чаще проявляются
10

специфические игровые интересы, которые являются реальной категорией, как профессиональный или познавательный интерес.
Игровые интересы часто определяют сами же обучаемые. Несмотря на то, что эти оценки и характеристики носят субъективный характер, их многолетнее накапливание и анализ позволяют построить обоснованные экспертные суждения.
Природа игрового интереса на сегодняшний день изучена недо-статочно. Проанализировав разные мнения, можно суммировать основные игровые интересы таким образом:
 удовольствие от межличностного взаимодействия с партнерами по игре
, между командами;


  • удовольствие от демонстрации своих организаторских, интеллектуальных и творческих возможностей партнерам;




  • азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;




  • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;




  • обратная связь, быстрое выяснение последствий принятых решений (это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия могут зависеть еще и от непредсказуемых действий других участников игры);




  • удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;




  • если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль, возможность примерить новый образ;




  • если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться и прагматический интерес.


Обучение с помощью интерактивных технологий представляет новые, востребованные профессиональной деятельностью, потребности:


  • раскрепоститься и приобрести уверенность в себе;




  • преодолеть комплексы неполноценности;




  • научиться вести конструктивные переговоры;




  • освоить техники быстрого установления делового контакта;




  • повысить свою конкурентоспособность;


11

  • улучшить свой вербальный и визуальный имидж;




  • овладеть приемами и техниками влияния на других людей в про-цессе взаимодействия с ними;




  • научиться вести свою линию при осуществлении сотрудничества;




  • освоить навыки позиционирования, презентации информации, товаров и услуг.


Знания и умения, необходимые для успешной управленческой и профессиональной карьеры, демократические свободы, создавшие условия специалистам для того чтобы не только высказывать свои решения и инициативы, но и подвергать критическому анализу управленческие решения руководителей, требуют от них пси-хологической и коммуникативной компетентности, отсутствие которой негативно влияет на профессиональное реноме и авторитет власти.
Все это делает привлекательными для системы образования интерактивные технологии, позволяющие организационно развивать и обучать новой компетентности будущих руководителей и специалистов. Практика показывает, что именно на таких занятиях (в среде себе подобных) участники довольно легко осваивают новую информацию по совершенствованию человеческих отношений.

Вместе с тем нельзя не отметить и отрицательные моменты, возникающие на игровых занятиях, которые порой приводят к разочарованиям обучаемых. Многолетние наблюдения за «играющими» позволяют нам выделить следующие тенденции, способствующие снижению интереса к игровым занятиям. Они обычно проявляются в ситуациях, когда:


  • партнеры по команде оказываются неприятными людьми (заносчивыми, с низким уровнем эмоциональной культуры, не умеющими выслушивать других, использующими техники давления, плохо воспитанными и т.д.);




  • неудачное поведение и (или) неправильные действия самого участника игры (при наличии у него комплекса неполноценности или неуверенности в себе) вызвали неодобрение или со стороны играющих, или со стороны преподавателя;


12

 необходимость принимать решения в сложных и неопределенных условиях, поставленных в задаче, может стать причиной нервного потрясения;


    • проигрыш или иная форма неуспеха в игре может вызвать состояние фрустрации (глубокого разочарования в себе, в своей долж-ности, деятельности) и выбить человека из колеи нормальной про-фессиональной жизни;




    • необходимость выступать на игре равноправным партнером с другими играющими после многих лет формального авторитарного лидерства снижает интерес к такого рода деятельности у отдельных руководителей;




    • вынужденная активность и потребность осуществления продолжительной интеллектуальной деятельности на игровом занятии порождают негативное отношение отдельных участников к инте-рактивным технологиям;




    • некорректное поведение самого преподавателя, порой унижаю-щее достоинство взрослого или дискредитирующее прежний опыт обучаемого, надолго отбивает охоту к интерактивному взаимодействию.


Учитывая перечисленное, преподаватели, прежде чем приступить к освоению интерактивных технологий, должны удостовериться, что они имеют развитый аналитический, творческий потенциал и мотивационную готовность к формированию игротехнической компетентности. У преподавателей должно быть осознание того, что их доброжелательность


  • терпимость, чувство такта и психологическая грамотность являются определенной философией, то есть мировоззрением, не позволяющим демонстрировать диктат, авторитарное навязывание мнений, наклеивание ярлыков, бестактность и т. д.