Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
практике обучения встречаются нарекания по поводу имиджа преподавателей, особенно это касается манеры говорения (отвернувшись в сторону, закатив глаза к потолку, расхаживая из стороны в сторону и т.п.) и культуры речи. Педагогический опыт подсказывает, что на формулирование разнообразных высказываний преподавателя, их логическую ясность и выразительность основное влияние оказывает не только его культура речи, но, главное, его профессиональная ментальность.
13
«Менталитет» (фр. mentalite - умственный; образ, способ мышления личности) - это умственное состояние, выраженное на личностном уровне и на социальных общностях, интегрирующее и аккумулирующее сплав социального самосознания личности, образ ее мышления.
Влияние профессиональной ментальности преподавателя на
эффективность педагогических результатов подтверждается разнообразными исследованиями. Так, В.А. Сонин отмечает, что из всех слов, сказанных на занятиях, 90% чаще всего принадлежат самому преподавателю. Из 35 конфликтных ситуаций и инцидентов, возникающих на занятиях, в 94% случаев преподаватель ведет себя, как «представитель власти», что снижает активность и мотивацию обучаемых.
Из распоряжений, которые формулируют необходимость практических действий со стороны обучаемых, только половина отдаются со словом «пожалуйста» и с таким интонационным строем речи, который демонстрирует уважение к обучаемому, а не степень превосходства того, кто обучает. Эффективность словесных воздействий, подкрепляемых при установлении эмоционального, когнитивного контакта между обучаемым
-
обучающимися, становится уровнем доверия и потребностью в общении.
Для интерактивного характера обучения это имеет принципиальное значение, так как порой наибольшую трудность в реальной практике интерактивных технологий вызывает момент начала игрового взаимодействия, особенно при внедрении тренингов, проводимых перед аудиторией.
Саркастические насмешки, неуместная ирония, негативные выска-зывания и оценки преподавателя (особенно носящие публичный характер), морализация, увещевания и упреки, бросаемые умышленно или спонтанно в адрес студентов, «задевание» их территориальных, демографических и возрастных особенностей - все это в комплексе отчуждает обучающихся не только от самого преподавателя, но и от содержания читаемого курса и применяемых технологий. Опытные преподаватели стремятся сделать все, чтобы словесное воздействие не
14
вызывало дискомфорта у слушателей, а сама информация была семантически значима при восприятии.
Недостаточно развит у многих преподавателей невербальный, или визуальный, имидж. Речь здесь идет не столько о профессиональном, визуальном (внешнем) образе преподавателя, хотя, на наш взгляд, это важно и также может негативно сказываться на результате обучения, сколько о владении обучающим преподавателем невербальными средствами коммуникации. Последнее необходимо ему для гармонизации своих высказываний, для усиления собственной экспрессивности, способ-ствующей лучшему усвоению материала; для «считывания» истинной реакции слушателей и коррекции своего и их поведения.
-
свою очередь, превалирование у преподавателя так называемых «силовых», «доминирующих» сигналов тела, мимики и жестов – это демонстрация негативных невербальных жестов, которые могут вызвать у студентов отторжение от самого образовательного процесса, от игровых технологий, снизить их познавательную мотивацию. Примеры негативных невербальных сигналов:
-
«указующий жест»,
-
«сжатые кулаки»,
-
«выставленные вперед руки ладонями вниз»,
-
поза «подбоченясь» или «развалясь на стуле»,
-
излишне вскинутая голова,
-
взгляд сверху вниз с полузакрытыми глазами.
Сигналов неуверенности:
-
неустойчивая поза,
-
«лежание» на трибуне,
-
руки, вцепившиеся в край стола,
-
«подвижные руки» или дрожащие пальцы,
-
сильно прижатые к телу локти,
-
жесты руками ниже талии,
-
взгляд, устремленный лишь на одного из слушателей (например, только на того, у кого доброжелательное, приветливое лицо для психологической поддержки преподавателя),
-
сидение на крае стула или верхом на нем.
15
Таким образом, мы считаем, что коммуникативная компетентность не только актуальна, не только востребована современной практикой, но в той или иной степени становится объектом научения (в том числе и самих преподавателей), а достичь развития умений и навыков такого профиля можно преимущественно интерактивными технологиями обучения при их разумном сочетании с традиционными методами.
На наш взгляд, проблема трудностей определения эффективности интерактивного обучения связана, в первую очередь, с нераз-работанностью технологии проведения, системы оценивания и факторов образовательной результативности интерактивного обучения, а следовательно, наличие учебного пособия, рассматривающего перечисленные аспекты, позволит приблизиться к их анализу.
-
ходе планирования интерактивных занятий целесообразно решить следующие вопросы:
-
подготовить мотивированных квалифицированных преподавателей;
определить конкретное содержание учебных программ
дисциплин;
-
подобрать интерактивные технологии обучения, учебные материалы, оборудование и технические средства;
-
адекватная поставленным целям регламентация общей и игровой продолжительности читаемого курса (лекции, игры, тренинга, самостоятельной работы и т.д.).
Планирование занятий должно быть нацелено на создание предпосылок для реализации следующих методологических принципов организации учебного процесса:
-
тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий, дефиниций;
-
всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции;
-
поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;
16
-
активное использование технических учебных средств, в том числе: таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
-
постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;
-
оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
-
интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и индивидуальных способностей студентов в групповых занятиях.
Исходя из нашего педагогического опыта обучения, добавим те методологические принципы, которые считаем чрезвычайно важными для достижения поставленных в обучении целей и задач.
-
ним относятся следующие принципы интерактивного обучения:
-
Организация разумной, адекватной виду игровой деятельности (например, для дискуссии внутри команд или межгрупповой дискуссии - «пленума») пространственной среды («игрового поля»). Игровое поле должно раскрепощать обучающихся, а не создавать дополнительные трудности.
-
Важно проигрывание обучаемыми не только управленческих, о чем было написано ранее, но и игровых ролей: «оппонента», «пессимиста», «оптимиста», «реалиста», и других, с учетом индивидуальных (прежде всего интеллектуальных и творческих) способностей слушателей, проявляемых ими в процессе игрового взаимодействия.
-
Обучение взаимодействию необходимо осуществлять в режиме «нормирования», то есть строгого соблюдения сформулированныхпреподавателем норм, правил игры, «поощряя» или «наказывая» за демонстрируемые результаты.
-
Обучение принятию решений в целом ряде интерактивных технологий требует соблюдения достаточно жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации, а также освоения
17
прогрессивных (то есть опирающихся прежде всего на объективные критерии) подходов к коллективному принятию решений.
-
Обязательность участия слушателей во всем цикле игровых
занятий.
Для преподавателя освоение игротехнического менеджмента носит
профессионально-личностный характер, так как включает игротехническую и социально-психологическую подготовку. В педа-гогической практике наиболее распространены две возможности такого освоения:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
освоение по ходу работы. Этот метод называется методом проб и ошибок, на практике считается наиболее дорогостоящим как по затрачиваемому времени на обучение, так и по не всегда эффективным результатам из-за низкой самокритичности преподавателей и неумения извлекать уроки;
-
освоение в моделируемой практике. Этот метод предполагает обучение самого преподавателя через разнообразные интерактивные методы, в ходе которых происходит рефлексия
осваиваемой деятельности и нарабатывается собственная коммуникативная и игротехническая компетентность.
Второй путь более перспективен, так как результатом интерак-тивного обучения самого преподавателя будет не только интеллек-туальная, но и более целостная личностная проработка учебного материала, смысловых связей, технологий и требований, предъявляемых к «играющему» преподавателю, принципов организации и проведения интерактивных занятий.
1.2. Сущность активных и интерактивных форм обучения
Передача теоретических знаний и практических умений по предмету при традиционных формах обучения происходила в отрыве от социальных аспектов профессиональной деятельности обучающихся.
-
традиционным формам обучения относятся:
-
лекция - метод устного изложения учебного материала, развернутое изложение теоретических или практических проблем, обстоятельное раскрытие сложных понятий, закономерностей, идей;
18
-
рассказ - изложение (преимущественно) фактического материала в описательной или повествовательной форме;
-
объяснение - раскрытие смысла явлений, процессов и действий путем изложения в повествовательной форме действующих
-
них причинно-следственных связей и отношений;
-
собеседование - диалогический или вопросно-ответный способ изложения и закрепления учебного материала;
-
семинар - развернутое теоретическое обсуждение учебного вопроса на основе научного анализа его составляющих путем коллективного поиска путей решения выявленных противоречий и проблем.