Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Интерактивные методы не являются универсальными, ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но
137

способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс


  • занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.


Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения
наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Преимущества интерактивных методик обучения:


    • пробуждают у обучающихся интерес;




    • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;




    • обращаются к чувствам каждого обучающегося;




    • способствуют эффективному усвоению учебного материала;




    • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);




    • формируют у обучающихся мнения и отношения;





    • формируют жизненные навыки;




    • способствуют изменению поведения.


Заметим, что важнейшее условие для этого - желание преподавателя работать творчески, личный опыт его участия в игре, «мозговом штурме», дискуссии и т.д.
Несколько важных факторов организации интерактивного обучения.


  1. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие это сделать.


138

  1. Психологическая подготовка участников. Полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации студента.




  1. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.




  1. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт. Четко установлены процедуры и регламент: все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.




  1. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.




  1. Обязательные условия организации интерактивного обучения:


• позитивные отношения между педагогом и студентами;
• демократический стиль общения;
• сотрудничество в процессе общения педагога и обучающихся
между собой;


  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;




  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность и т.д.


139

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения: метод, пособие / В. И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2006.




  1. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. 2-е изд. испр. и доп. / В. И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.





  1. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Бачков – М., 2000.




  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В. П. Беспалько – М.: Воронеж. 2002.




  1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий – М., 1991.




  1. Вертакова, Ю. В.Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко – М.:Эксмо.2008.




  1. Виленский, В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. Изд. 2-е; / [под ред. В.А. Сластенина] / В. Я. Виленский, П.И. Образцов, А. И. Уман – М.: Педагогическое общество России, 2005.




  1. Гейхман, Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. – 2002. – № 3.




  1. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев – М.; Народное образование,


2000.


  1. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский – М., 2001.




  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя – М., 2002.




  1. Змеев, СИ. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. И. Змеев — М., 2002.




  1. Игры – обучение, тренинг, досуг: В 4 кн. / [под ред. В. В. Петрусинского] – М., 2004.


140

  1. Интерактивные формы в обучении менеджеров: Материалы семинара для преподавателей Президентской программы подготовки управленческих кадров. – М., 2000.




  1. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев – М., 2002.




  1. Касаткин, С. Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые знания. –2002. – № 4.




  1. Кларин, М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7.




  1. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь: Для студ. высш.




  • сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М., 2003.




  1. Колениченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колениченко – СПб.: КАРО, 2002.





  1. Корнеева, Л.И., Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. - №12. - С. 105-108.




  1. Менте Морри ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб., 2002.




  1. Методический ларец: Практическое руководство по активным методам в образовании взрослых / Авт.-сост. С.В.Корнилов, Л.Э.Корнилова. –Петрозаводск, 2002.




  1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина – М., 2006.




  1. Панфилова, А. П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм и методы синектики // Новые знания. – 2002. – № 1.




  1. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2004.




  1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина. – М., 2007.




  1. Рябов, В. В., Компетентность как индикатор человеческого капитала / В. В. Рябов, Ю. В. Фролов – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.


141

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе


активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко – М., 2005.


  1. Смолкин, A.M. Методы активного обучения / А. М. Смолкин –


М., 1999.


  1. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактивных методов в обучении / [Под ред. Г. В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой] – СПб., 2002.




  1. Трайнев, В.А. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика) / В. А. Трайнев, Л. Н. Матросов, А. Б. Бузукина – М., 2003.




  1. www.ychitel.comhttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/ task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/

  2. http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=1037




  1. http://www.bj.pu.ru/method/4-13.html




  1. http://www.openclass.ru/communities/6134




  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения




  1. http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm




  1. http://letopisi.ru/index.php/Интерактивные_методы_обучения




  1. http://paidagogos.com/?p=124




  1. http://innarusskova.ru/publ/interaktivnoe_obuchenie/1-1-0-6




  1. http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8





  1. http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php


142