Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компетенции, обращается с запросами в Конституционный Суд РФ.
В составе Верховного Суда РФ действуют пять судебных коллегий: Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по делам военнослужащих. Каждая из указанных коллегий в рамках своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, отнесенные к подсудности Верховного Суда, обобщают судебную практику, рассматривают дела в качестве судов апелляционной и кассационной инстанции. Председателем каждой из коллегий являются заместители Председателя Верховного Суда РФ. В каждой из коллегий формируются судебные составы, которые исполняют свои полномочия в течение 3 лет. Судебные составы формируются в соответствии с Регламентом Верховного Суда64 Председателем Верховного Суда из числа судей коллегий. Каждый состав возглавляется председателем, который председательствует в судебных
64 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 10, 2014.
заседаниях, осуществляет организационные полномочия, контролирует деятельность аппарата Верховного Суда, закрепленного за соответствующим составом.
В составе Верховного Суда действует Дисциплинарная коллегия, которая также имеет председателя и состоит из 6 судей Верховного Суда, которые избираются Пленумом Верховного Суда путем тайного голосования при соблюдении конкурсного подхода. В состав коллегии избираются лица,
набравшие большинство голосов, а решение об избрании оформляется в виде постановления.
К компетенции Дисциплинарной коллегии Верховного Суда относится рассмотрение жалоб на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей, жалоб на решения о наложении дисциплинарных взысканий Высшей квалификационной коллегией судей РФ, жалоб на результаты аттестации. Дисциплинарная коллегия по результатам рассмотрения может вынести одно их следующих решений:
Во-первых, удовлетворить жалобу и отменить решение квалификационной коллегии. Например, Дисциплинарная коллегия посчитала, что «нарушение тайны совещания судей по уголовному делу и рассмотрение гражданского дела признании завещания недействительным в течение более чем полутора лет правильно расценены как дисциплинарный проступок, но с учетом всех фактических обстоятельств это не свидетельствует об исключительном характере допущенных нарушений, что могло бы повлечь досрочное прекращение ее полномочий судьи»65 и отменила решение о досрочном прекращении полномочий судьи.
Во-вторых, об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи. Например, Дисциплинарная коллегия поддержала обращения и установила, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного
65 Решение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N ДК17-80. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
прекращения полномочий судьи соразмерно тяжести совершенного судьей дисциплинарного проступка66.
В-третьих, об отказе в удовлетворении жалобы или обращения. Так, в другом деле Дисциплинарная коллегия поддержала квалификационную
коллегию, которая «обоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для того, чтобы рассчитывать на добросовестное выполнение обязанностей судьи в будущем, поскольку обстоятельства с очевидностью свидетельствуют не только об игнорировании судьей норм федеральных законов и Инструкции по судебному делопроизводству, но и о его безответственном и пренебрежительном отношении к своим профессиональным обязанностям»67.
Таким образом, деятельность Верховного Суда и его организационная структура позволяют выполнять возложенные на него функции, тем не менее, нет пределов совершенству. По мнению разработчиков предложений по совершенствованию судебной системы68, примером важной организационной реформы может служить инициатива Верховного Суда о введении межрегиональных апелляционных и кассационных судов, которая была поддержана на 9 Всероссийском съезде судей. В проекте предусматривается создание 5 апелляционных и 9 кассационных округов. Суды субъектов будут продолжать выступать в качестве суда апелляционной инстанции в отношении решений районных судов общей юрисдикции, а создаваемые апелляционные суды будут рассматривать передаваемые в Верховный Суд РФ в настоящее время апелляционные жалобы на решения судов субъектов, принимаемые ими по первой инстанции. 9 кассационных судов будут рассматривать как жалобы на решения районных судов, так и на решения новых апелляционных судов.
66 Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2016 N ДК16-73. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
67 Решение
Верховного Суда РФ от 12.03.2015 N ДК15-4. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
68 Бочаров Т.Ю., Волков В.В., Воскобитова Л.А., Дмитриева А.В., Смола А.А., Титаев К. Д., Цветков И.В. Предложения по совершенствованию судебной системы в российской федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации [Электронный ресурс] // http://www.enforce.spb.ru/images/Products/reports/Report_Justice_System_Preview.pdf
2.3. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ
Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ имеет практическое значение в силу того, что создает условия для нормального отправления правосудия в соответствии с процессуальным законодательством. Важным структурным подразделением Верховного Суда является его аппарат, формируемый самим судом и возглавляемый его Председателем. На аппарате Верховного Суда лежит организационное, информационное, документационное, финансовое и материально- техническое обеспечение деятельности Верховного Суда. Аппарат имеет разветвленную структуру. В него входят: пять секретариатов, аппараты коллегий, девять управлений и ряд других подразделений. ФКЗ о Верховном Суде определяет основные направления деятельности подразделений аппарата.
В аппарате Верховного Суда РФ действуют секретариат Председателя Верховного Суда, секретариат Пленума и секретариат Президиума. Основные направления деятельности секретариата, вверенного Председателю Верховного Суда, охватывают подготовку аналитических материалов по направлениям судебной деятельности, подготовку материалов
по обеспечению участия приглашенных лиц, таких, как Президент РФ, главы федеральных органов государственной власти, общественных объединений, изучение поступившей на имя Председателя Суда корреспонденции, подготовку поручений на рассмотрение поступившей корреспонденции иным структурным подразделениям, выполнение текущий поручений Председателя69.
Секретариат Пленума Верховного Суда готовит повестки его заседаний, проекты постановлений, осуществляет обеспечение организации проведения заседаний Пленума. Сотрудники секретариата Пленума Верховного Суда ведут протоколы заседаний и обеспечивают публикацию
69 Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.
официальных документов Пленума в сети «Интернет» и в официальном источнике Верховного Суда. Секретариат Пленума также обеспечивает организационное сопровождение заседаний органов судейского сообщества, действующих в рамках Верховного Суда РФ.
Секретариат Президиума Верховного Суда осуществляет организационное обеспечение деятельности Президиума, а именно: готовит повестки его заседаний, принимает и регистрирует судебные дела и документы, вручает юридически значимые сообщения, уведомления, ведет статистическую отчетность.
Важное значение в работе Верховного Суда, в общем, и в работе судебных коллегий, в частности, имеете работа аппаратов судебных коллегий. Так, основными направлениями их деятельности являются: осуществление
В составе Верховного Суда РФ действуют пять судебных коллегий: Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по делам военнослужащих. Каждая из указанных коллегий в рамках своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, отнесенные к подсудности Верховного Суда, обобщают судебную практику, рассматривают дела в качестве судов апелляционной и кассационной инстанции. Председателем каждой из коллегий являются заместители Председателя Верховного Суда РФ. В каждой из коллегий формируются судебные составы, которые исполняют свои полномочия в течение 3 лет. Судебные составы формируются в соответствии с Регламентом Верховного Суда64 Председателем Верховного Суда из числа судей коллегий. Каждый состав возглавляется председателем, который председательствует в судебных
64 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 10, 2014.
заседаниях, осуществляет организационные полномочия, контролирует деятельность аппарата Верховного Суда, закрепленного за соответствующим составом.
В составе Верховного Суда действует Дисциплинарная коллегия, которая также имеет председателя и состоит из 6 судей Верховного Суда, которые избираются Пленумом Верховного Суда путем тайного голосования при соблюдении конкурсного подхода. В состав коллегии избираются лица,
набравшие большинство голосов, а решение об избрании оформляется в виде постановления.
К компетенции Дисциплинарной коллегии Верховного Суда относится рассмотрение жалоб на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей, жалоб на решения о наложении дисциплинарных взысканий Высшей квалификационной коллегией судей РФ, жалоб на результаты аттестации. Дисциплинарная коллегия по результатам рассмотрения может вынести одно их следующих решений:
Во-первых, удовлетворить жалобу и отменить решение квалификационной коллегии. Например, Дисциплинарная коллегия посчитала, что «нарушение тайны совещания судей по уголовному делу и рассмотрение гражданского дела признании завещания недействительным в течение более чем полутора лет правильно расценены как дисциплинарный проступок, но с учетом всех фактических обстоятельств это не свидетельствует об исключительном характере допущенных нарушений, что могло бы повлечь досрочное прекращение ее полномочий судьи»65 и отменила решение о досрочном прекращении полномочий судьи.
Во-вторых, об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи. Например, Дисциплинарная коллегия поддержала обращения и установила, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного
65 Решение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N ДК17-80. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
прекращения полномочий судьи соразмерно тяжести совершенного судьей дисциплинарного проступка66.
В-третьих, об отказе в удовлетворении жалобы или обращения. Так, в другом деле Дисциплинарная коллегия поддержала квалификационную
коллегию, которая «обоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для того, чтобы рассчитывать на добросовестное выполнение обязанностей судьи в будущем, поскольку обстоятельства с очевидностью свидетельствуют не только об игнорировании судьей норм федеральных законов и Инструкции по судебному делопроизводству, но и о его безответственном и пренебрежительном отношении к своим профессиональным обязанностям»67.
Таким образом, деятельность Верховного Суда и его организационная структура позволяют выполнять возложенные на него функции, тем не менее, нет пределов совершенству. По мнению разработчиков предложений по совершенствованию судебной системы68, примером важной организационной реформы может служить инициатива Верховного Суда о введении межрегиональных апелляционных и кассационных судов, которая была поддержана на 9 Всероссийском съезде судей. В проекте предусматривается создание 5 апелляционных и 9 кассационных округов. Суды субъектов будут продолжать выступать в качестве суда апелляционной инстанции в отношении решений районных судов общей юрисдикции, а создаваемые апелляционные суды будут рассматривать передаваемые в Верховный Суд РФ в настоящее время апелляционные жалобы на решения судов субъектов, принимаемые ими по первой инстанции. 9 кассационных судов будут рассматривать как жалобы на решения районных судов, так и на решения новых апелляционных судов.
66 Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2016 N ДК16-73. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
67 Решение
Верховного Суда РФ от 12.03.2015 N ДК15-4. Документ опубликован не был // СПС
«Консультант Плюс».
68 Бочаров Т.Ю., Волков В.В., Воскобитова Л.А., Дмитриева А.В., Смола А.А., Титаев К. Д., Цветков И.В. Предложения по совершенствованию судебной системы в российской федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации [Электронный ресурс] // http://www.enforce.spb.ru/images/Products/reports/Report_Justice_System_Preview.pdf
2.3. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ
Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ имеет практическое значение в силу того, что создает условия для нормального отправления правосудия в соответствии с процессуальным законодательством. Важным структурным подразделением Верховного Суда является его аппарат, формируемый самим судом и возглавляемый его Председателем. На аппарате Верховного Суда лежит организационное, информационное, документационное, финансовое и материально- техническое обеспечение деятельности Верховного Суда. Аппарат имеет разветвленную структуру. В него входят: пять секретариатов, аппараты коллегий, девять управлений и ряд других подразделений. ФКЗ о Верховном Суде определяет основные направления деятельности подразделений аппарата.
В аппарате Верховного Суда РФ действуют секретариат Председателя Верховного Суда, секретариат Пленума и секретариат Президиума. Основные направления деятельности секретариата, вверенного Председателю Верховного Суда, охватывают подготовку аналитических материалов по направлениям судебной деятельности, подготовку материалов
по обеспечению участия приглашенных лиц, таких, как Президент РФ, главы федеральных органов государственной власти, общественных объединений, изучение поступившей на имя Председателя Суда корреспонденции, подготовку поручений на рассмотрение поступившей корреспонденции иным структурным подразделениям, выполнение текущий поручений Председателя69.
Секретариат Пленума Верховного Суда готовит повестки его заседаний, проекты постановлений, осуществляет обеспечение организации проведения заседаний Пленума. Сотрудники секретариата Пленума Верховного Суда ведут протоколы заседаний и обеспечивают публикацию
69 Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.
официальных документов Пленума в сети «Интернет» и в официальном источнике Верховного Суда. Секретариат Пленума также обеспечивает организационное сопровождение заседаний органов судейского сообщества, действующих в рамках Верховного Суда РФ.
Секретариат Президиума Верховного Суда осуществляет организационное обеспечение деятельности Президиума, а именно: готовит повестки его заседаний, принимает и регистрирует судебные дела и документы, вручает юридически значимые сообщения, уведомления, ведет статистическую отчетность.
Важное значение в работе Верховного Суда, в общем, и в работе судебных коллегий, в частности, имеете работа аппаратов судебных коллегий. Так, основными направлениями их деятельности являются: осуществление