Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 3 ст. 5 ФКЗ о Верховном Суде закрепляет полномочия Пленума Верховного Суда РФ, основным среди которых, на наш взгляд, является обобщение и анализ судебной практики, с целью реализации принципа единообразного применения законодательства. Полномочия Верховного
Суда РФ давать разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, закрепляется, в том числе, в ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»44. В свое время Д.А. Медведев, выступая на торжестве по случаю 85-летия Верховного Суда РФ, отметил гарантирующую правопорядок и выработку единообразной практики функцию Верховного Суда. В РФ судебная практика не является источником права, но она помогает правильному пониманию законодательства и устраняет пробелы в нем, поскольку залог качественного правосудия заключается в единстве толкования и правоприменения. В рамках выступления на VII Всероссийском съезде судей России Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, указал, что обеспечить верховенство права и принцип законности можно только посредством единообразного понимания и применения органами судебной системы45.
Обеспечение единства судебной практики приобретает особую актуальность по ряду причин, как-то: изменение законодательства, расширение судебной компетенции, рост нарушений46. Обеспечение единства судебной
практики является жизненно необходимым для государства, и связано это как с защитой прав, свобод и интересов граждан, так и с сохранением единства правового и экономического пространства47. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ представляя собой официальную позицию высшей судебной инстанции, являются средством достижения единообразия в правоприменении и правопонимании.
По поводу места, которое занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ в механизме правового регулирования, имеется несколько точек зрения. Одни авторы настаивают на признании их
44 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Российская газета", N 29, 11.02.2011.
45 Материалы VIIВсероссийского съезда судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 1.
46 Жуйков В.М. Роль разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обеспечении единства судебной практики и защиты прав человека // Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Под ред. В.М. Жуйкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.
47 Хомяков С.А. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 62 - 66.
источниками права48, другие склоняются к мнению о том, что суды не могут создавать новые нормы, а могут только разъяснять имеющиеся, в связи, с чем
не включают постановления Пленума в круг источников права49. Кроме споров о месте и роли постановлений Пленума Верховного Суда среди источников права, отсутствие единой точки зрения наблюдается и при понимании правовой их природы и функций. В юридической литературе есть две заслуживающие внимание точки зрения на правовую природу Постановлений Пленума Верховного Суда: согласно одной они имеют характер судебного прецедента, в соответствии с другой являются подзаконными актами нормативного характера50. С.А. Хомяков раскрывает третью точку зрения, согласно которой постановления Пленума Верховного Суда являются вторичными правовыми нормами, поскольку выработаны на основе норм и направлены на их реализацию и ссылается в этом вопросе на позицию В.М Лебедева51, который отмечает невозможность рассмотрения постановлений в качестве первичного источника права52.
Еще одним спорным вопросом остается вопрос об обязательности постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. По мнению одних авторов, положения, закрепленные в них, носят рекомендательный характер. Например, А.И. Рарог отмечает, что ни в одном нормативном правовом акте нет положений, из которых бы следовал обязательный характер разъяснений Пленума Верховного Суда РФ53. Дополнительным аргументом является тот факт, что некоторые разъяснения
«букве закона» не соответствуют. По мнению М.В. Баглая, несмотря на все
важность обобщения судебной практики, но в любом случае всю её объять
48 Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 54 - 55; Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 31 – 45.
49 Алексеев А.А. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. С. 311, 314.
50 Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда РФ // БВС РФ. 1998. N 3. С. 21.
51 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2001. С. 214.
52 Хомяков С.А. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 62 - 66.
53 См., например: Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. 2001. N 2. С. 53
невозможно даже в пределах законности54.
Согласно другой точки зрения (В.В. Демидов55, Н.В. Михалева) Постановления Пленума Верховного Суда имеют обязательный характер. Придерживающиеся такой точки зрения авторы ссылаются на ст. 6 ФКЗ О судебной системе РФ, согласно которой «вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации». Еще одним аргументом является то обстоятельство, что в компетенцию Верховного Суда РФ входит возможность давать разъяснения по вопросам применения законодательства, из чего приверженцы второй точки зрения делают вывод о том, что это подразумевает неукоснительное следование им.
На наш взгляд, второй подход не верен по следующим причинам. Любое решение или постановление любого суда любого уровня,
вступившее в законную силу, обладает признаками незыблемости, преюдициальности56. У любого судебного акта есть обязательная сила, за неисполнение любого судебного акта наступает предусмотренная законодательством ответственность. Приостановить действие любого судебного акта можно только в установленном процессуальным законодательством порядке, то есть путем его отмены. Преюдициальными являются факты, которые до их опровержения принимаются другом судом по другому делу, если они значимы для разрешения данного дела57. Законная сила судебного акта означает, что все установленные им факты и
54 Баглай М.В. Вступительная статья к кн.: Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.
55 Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 22.
56 Бычков А. Сила судебного акта // ЭЖ-Юрист. 2016. N 8. С. 13.
57
Суда РФ давать разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, закрепляется, в том числе, в ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»44. В свое время Д.А. Медведев, выступая на торжестве по случаю 85-летия Верховного Суда РФ, отметил гарантирующую правопорядок и выработку единообразной практики функцию Верховного Суда. В РФ судебная практика не является источником права, но она помогает правильному пониманию законодательства и устраняет пробелы в нем, поскольку залог качественного правосудия заключается в единстве толкования и правоприменения. В рамках выступления на VII Всероссийском съезде судей России Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, указал, что обеспечить верховенство права и принцип законности можно только посредством единообразного понимания и применения органами судебной системы45.
Обеспечение единства судебной практики приобретает особую актуальность по ряду причин, как-то: изменение законодательства, расширение судебной компетенции, рост нарушений46. Обеспечение единства судебной
практики является жизненно необходимым для государства, и связано это как с защитой прав, свобод и интересов граждан, так и с сохранением единства правового и экономического пространства47. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ представляя собой официальную позицию высшей судебной инстанции, являются средством достижения единообразия в правоприменении и правопонимании.
По поводу места, которое занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ в механизме правового регулирования, имеется несколько точек зрения. Одни авторы настаивают на признании их
44 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Российская газета", N 29, 11.02.2011.
45 Материалы VIIВсероссийского съезда судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 1.
46 Жуйков В.М. Роль разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обеспечении единства судебной практики и защиты прав человека // Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Под ред. В.М. Жуйкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.
47 Хомяков С.А. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 62 - 66.
источниками права48, другие склоняются к мнению о том, что суды не могут создавать новые нормы, а могут только разъяснять имеющиеся, в связи, с чем
не включают постановления Пленума в круг источников права49. Кроме споров о месте и роли постановлений Пленума Верховного Суда среди источников права, отсутствие единой точки зрения наблюдается и при понимании правовой их природы и функций. В юридической литературе есть две заслуживающие внимание точки зрения на правовую природу Постановлений Пленума Верховного Суда: согласно одной они имеют характер судебного прецедента, в соответствии с другой являются подзаконными актами нормативного характера50. С.А. Хомяков раскрывает третью точку зрения, согласно которой постановления Пленума Верховного Суда являются вторичными правовыми нормами, поскольку выработаны на основе норм и направлены на их реализацию и ссылается в этом вопросе на позицию В.М Лебедева51, который отмечает невозможность рассмотрения постановлений в качестве первичного источника права52.
Еще одним спорным вопросом остается вопрос об обязательности постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. По мнению одних авторов, положения, закрепленные в них, носят рекомендательный характер. Например, А.И. Рарог отмечает, что ни в одном нормативном правовом акте нет положений, из которых бы следовал обязательный характер разъяснений Пленума Верховного Суда РФ53. Дополнительным аргументом является тот факт, что некоторые разъяснения
«букве закона» не соответствуют. По мнению М.В. Баглая, несмотря на все
важность обобщения судебной практики, но в любом случае всю её объять
48 Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 54 - 55; Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 31 – 45.
49 Алексеев А.А. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. С. 311, 314.
50 Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда РФ // БВС РФ. 1998. N 3. С. 21.
51 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2001. С. 214.
52 Хомяков С.А. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 62 - 66.
53 См., например: Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. 2001. N 2. С. 53
невозможно даже в пределах законности54.
Согласно другой точки зрения (В.В. Демидов55, Н.В. Михалева) Постановления Пленума Верховного Суда имеют обязательный характер. Придерживающиеся такой точки зрения авторы ссылаются на ст. 6 ФКЗ О судебной системе РФ, согласно которой «вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации». Еще одним аргументом является то обстоятельство, что в компетенцию Верховного Суда РФ входит возможность давать разъяснения по вопросам применения законодательства, из чего приверженцы второй точки зрения делают вывод о том, что это подразумевает неукоснительное следование им.
На наш взгляд, второй подход не верен по следующим причинам. Любое решение или постановление любого суда любого уровня,
вступившее в законную силу, обладает признаками незыблемости, преюдициальности56. У любого судебного акта есть обязательная сила, за неисполнение любого судебного акта наступает предусмотренная законодательством ответственность. Приостановить действие любого судебного акта можно только в установленном процессуальным законодательством порядке, то есть путем его отмены. Преюдициальными являются факты, которые до их опровержения принимаются другом судом по другому делу, если они значимы для разрешения данного дела57. Законная сила судебного акта означает, что все установленные им факты и
54 Баглай М.В. Вступительная статья к кн.: Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.
55 Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 22.
56 Бычков А. Сила судебного акта // ЭЖ-Юрист. 2016. N 8. С. 13.
57